Бизнес копеек и секунд: пути реформирования жкх

обозреватель журнала "Управляем предприятием"

Неэффективное использование отраслью ЖКХ бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления, высокий процент износа жилого фонда и сетей послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ, которая предполагает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны и повышение качества коммунальных услуг. Большое содействие успеху реформы на местах могут оказать комитеты ЖКХ и отраслевые муниципальные унитарные учреждения, обеспечивая прозрачность своих информационных потоков и повышая, тем самым свою управляемость.

Унитарной признается организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Государство или муниципальные образования передают таким организациям имущество на правах хозяйственного ведения, то есть с ограничениями в праве распоряжения им — передачи и отчуждения имущества. В унитарной форме могут выступать только государственные или муниципальные организации, имущество которых находится в собственности государства или муниципального образования. Именно термин «унитарная» в наименовании этих организаций определяет неделимость их имущества, т.е. невозможность разделения уставного фонда на доли, акции и т.п.

Унитарные организации подразделяются на государственные или муниципальные учреждения, которые полностью финансируются из государственного бюджета, и предприятия, которые могут заниматься коммерческой деятельностью.

В жилищно-коммунальном хозяйстве функционируют как муниципальные унитарные организации, так и муниципальные унитарные предприятия. А само жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий, населенных пунктов, городов. Этот комплекс должен обеспечивать удобства и комфортность проживания в них граждан за счет предоставления населению широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Однако ЖКХ на просторах всей нашей страны стало притчей во языцех. В полной мере свои функции ЖКХ повсеместно не выполняет. Практически на всех уровнях управления жилищно-коммунальным хозяйством и потребления его услуг эта структура признана неэффективной. С одной стороны, тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут, с другой стороны, износ основных фондов ЖКХ в регионах России составляет, по разным оценкам, от 50 до 100%. При таком состоянии сетей предпочитают распределять усилия и средства на местах. В итоге вложения в сами сети — их ремонт и замену — сопоставимы с затратами на подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Плюс к тому, ЖКХ являются сферой, где очень часты злоупотребления. По данным «Интерфакс», именно поэтому Генеральный прокурор России Юрий Чайка потребовал от подчиненных усилить надзор в жилищно-коммунальном хозяйстве, активнее добиваясь возбуждения уголовных дел по махинациям в этой сфере.

Ряд экспертов, однако, считает, что систему ЖКХ от постоянных аварий спасет конкуренция на рынке коммунальных услуг, как это происходит на Западе. Конечно, предлагаемые меры, способны в какой-то мере улучшить картину, но со временем. Имеющиеся же проблемы необходимо решать сегодня, сейчас.

В непростой ситуации по наведению порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства весьма показательны инициатива и действия комитета по ЖКХ Администрации г. Иркутска. Начав решение задачи с организации автоматизированного сбора отчетной информации муниципальных предприятий, комитет по ЖКХ строит единую централизованную систему учета и контроля деятельности МУП. Это позволит обеспечить прозрачность расходования МУП денежных средств, поставит заслон злоупотреблениям и в перспективе предоставит возможность комитету ЖКХ и подотчетным ему МУП работать в едином информационном облаке.

Методы и подходы

Масштабность задачи явилась только стимулом к ее решению. Именно так отнеслось к ней руководство комитета по ЖКХ. В Иркутске действует 12 муниципальных предприятий, общая численность сотрудников составляет 5,5 тыс. человек. Фактически это сопоставимо по масштабам с холдингом. Городской муниципалитет является представителем учредителя и, соответственно, все предприятия должны отчитываться перед ним. Однако отчетность подавалась только раз в квартал, причем именно в том виде, в котором удобно самому МУП. Это усложняло контроль комитетом по ЖКХ деятельности МУП, а также открывало путь к злоупотреблениям.

Прежде всего, требовалось объединить информационные ресурсы МУП в единую базу данных и организовать прозрачные и оперативные информационные потоки от них в комитет по ЖКХ. А для этого надо было стандартизовать отчетность МУП в форме, соответствующей требованиям комитета по ЖКХ. Плюс к тому максимально автоматизировать процесс сбора отчетности, чтобы сотрудник комитета, который курирует МУП, получал информацию о подотчетном ему предприятии автоматически из системы.

Подробный аудит, который по приглашению комитета провели специалисты компании «Форус», показал, насколько разнится ситуация в МУП по состоянию бухгалтерского учета и по профессионализму бухгалтеров. В результате были реализованы на практике рекомендации аудиторов и консультантов по устранению недочетов в отчетности и по исправлению технических ошибок, оптимизированы основные процессы в МУП.

Самое важное

Комитет по ЖКХ Иркутска поставил во главу системный контроль деятельности МУП. Это позволяет Комитету ЖКХ своевременно реагировать, если вдруг возникают какие-то отклонения или нарушения в подотчетных ему организациях, определить причину и оперативно устранить проблему. А в итоге создание единой централизованной системы учета и контроля деятельности МУП позволить организовать эффективную и прозрачную их работу.

Надо признать, сделать это не так просто, ведь практически все комитеты ЖКХ, призванные контролировать деятельность подотчетных им организаций, сталкиваются с позицией отдельных МУП, которые не заинтересованы в том, чтобы их работа стала прозрачной. Иркутский комитет не стал исключением. И только твердая позиция руководства комитета ЖКХ позволила сделать процесс постепенного включения МУП в единую систему необратимым.

Немаловажную роль в деле наведении порядка в сфере ЖКХ сыграл и департамента информационных технологий мэрии Иркутска и его руководство. ИТ-департамент видит основную свою задачу в проекте по обеспечению прозрачности деятельности МУП в том, чтобы освободить от непрофильных задач муниципальные учреждения, вывести техническую и организационную составляющую в комитет по ЖКХ и обеспечить централизованную работу.

Первые результаты и перспективы

Проект еще не завершен, работа над ним продолжается. По словам Романа Медынского, руководителя проекта автоматизации иркутских МУП со стороны исполнителя — компании «Форус», если проект начинался с формирования единой центральной базы, то в перспективе это будет полноценное «облако», которое позволит комитету оперативно получать не только бухгалтерскую, но и управленческую отчетность.

Благодаря пониманию руководителями МУПов важности задачи автоматизации и наведения порядка в сфере ЖКХ, а также профессиональному консалтингу специалистов компании «Форус», объединение работы МУПов в единой информационной базе проходит довольно быстро и практически безболезненно. В рамках такого объединения экономия только по фонду оплаты труда составит 40 млн руб. в год.

Повысилась прозрачность деятельности предприятий, вся информация в тех МУП, которые уже охватил проект, сразу доступна и в комитете по ЖКХ. Она резервируется и хранится на серверах администрации города, и в любой момент ее можно оперативно получить.

Совершенствование системы управления финансовыми потоками, их учет и контроль, построение единого информационного пространства, объединяющего МУП и комитет по ЖКХ — все это работает на общую задачу — совершенствование управления сферой ЖКХ. Это, в свою очередь, помогает решать основную задачу и комитета ЖКХ, и подотчетных ему МУП — оказывать услуги населению более высокого качества.

Иркутский комитет по ЖКХ, пожалуй, первый, кто системно и комплексно внедряет среди МУП-ов автоматизированную систему учета. Она крайне необходима, поскольку 1 копейка, сэкономленная в 1 секунду, приносит предприятию 360 тысяч рублей прибыли. Коммунальный бизнес — это ведь бизнес копеек и секунд.

Однако стоит заметить, что любая автоматизированная система, внедрение и использование современных технологий как информационных, так и организационных — всего лишь инструмент решения тех или иных задач, реализация воли грамотного ответственного руководителя. Чтобы эффективно управлять, сегодня мало быть специалистом в той или иной области, надо ощущать себя и быть настоящим хозяином.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.