Электронное обучение и дистанционные технологии

Главный редактор журнала «Управляем предприятием» в 2011-2014 годах. Работала в газете «Экономика и жизнь».

Дистанционное обучение, используемое уже несколько лет учебными учреждениями и различными компаниями, получило, наконец-то, законодательное признание. Как одна из форм обучения, реализуемая использованием информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение позволяет компаниям создать единую образовательную среду и проводить обучение большого количества человек, что, несомненно, снижает затраты на аренду помещений, на поездки к месту учебы учащихся и преподавателей.

Вступивший в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» заметно активизировал деятельность образовательных учреждений. Свидетельством этого послужила выставка-конференция «Современные технологии обучения в компаниях и учебных учреждениях» / e-LearnExpo.

Этот закон, по словам Олега Смолина, депутата Госдумы, первого заместителя председателя комитета по образованию, выступившего на конференции, «легитимизировал понятие электронного обучения как особого способа реализации образовательных программ, и это главное». Однако законодательная работа еще не завершена, и, как отметил депутат, «придется вносить изменения в несколько десятков подзаконных правовых актов, что порой бывает не легче, чем добиться принятия закона».

Тем не менее, согласно Федеральному закону №11-ФЗ, при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Современные технологии позволяют сокращать расходы на обучение, повышать его эффективность и экономить время.

Закон дает разъяснение: «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Закон вносит четкость в понятия «электронное обучение» и «дистанционные технологи». Исследование, проведенное маркетинговым агентством MA FDFgroup в мае текущего года, показало, что 73% респондентов знают, что такое «дистанционное образование», каждый 9-й имеет опыт «дистанционного обучения», а 6% выказывают намерение обучаться дистанционно в ближайшие полгода. Получается электронное обучение (e-learning) с использованием дистанционных технологий.

Такой вид обучения используют сегодня уже многие компании и образовательные учреждения, поскольку современные технологии позволяют сокращать расходы на обучение, повышать его эффективность и экономить время. Кроме того, такой вид обучения тесно сопряжен с инновациями, да и сам он, по сути, является инновацией.

Инновации

Хотя определений понятия «инновация» — великое множество, общим признаком инновации является то, что она должна быть введена в употребление (внедрена). Новый или усовершенствованный продукт является введенным в употребление после того, как он появился на рынке. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются введенными в употребление (внедренными) после того, как они стали реально использоваться в деятельности предприятия.

Электронное обучение с использованием дистанционных технологий «введено в употребление» и «узаконено». Сегодня дистанционно получают высшее образование, согласно исследованию MA FDFgroup, 43% респондентов, и каждый 5-й респондент дистанционно готовится к поступлению в вуз. При этом длительность такого обучения у каждого 7-ого респондента составляет более 2-х лет.

Следует отметить и тот факт, что 46% респондентов полностью удовлетворены получаемым дистанционным образованием, 41% — скорее удовлетворены, и только 5% респондентов остались им недовольны.

В дистанционном обучении можно выделить, по мнению генерального директора компании АТВЕ (Advanced Technologies for Business and Education — «Передовые технологии для бизнеса и образования») Антона Ильинского, следующие инновации:

  • организационные, что означает необходимость выстраивания работы корпоративного учебного центра или учебного учреждения, создания эффективно работающих модели и впоследствии их тиражирование;
  • образовательные, которые предполагают четкую формулировку целей обучения, правильную оценку его результатов и качества;
  • технические — сами по себе они ничего не делают и не дают, только когда их используют, получают новый эффект — за максимально короткое время наибольший объем усвоенной информации.

Все инновации в области образования должны решать проблемы. Так, например, при организации обучения часто не формулируют его цели. Поэтому они не достигаются, или учащимся не демонстрируется, что они достигнуты. Это в большей степени характерно для массового высшего и среднего профессионального образования, менее характерно для дополнительного профессионального обучения, повышения квалификации. Поскольку такое обучение финансируется, как правило, работодателем, то цели обучения согласуются с потребностями компании в нужных компетенциях ее сотрудников. Отсутствие целей обучения не позволяет, к тому же, оценить качество обучения.

При организации обучения часто не формулируют его цели. Поэтому они не достигаются, или учащимся не демонстрируется, что они достигнуты.

К проблемам Антон Ильинский относит также нарушение последовательности обучения, что увеличивает срок и эффективность обучения.

Низкий уровень базовой подготовки большинства школьников не позволяет им успешно получать высшее образование. С недостатком знаний, необходимых для дальнейшего обучения, сталкиваются и предприятия при проведении корпоративного обучения. Новых специалистов приходится учить азам, даже если у них имеется хорошее базовое образование, но отсутствует какой-либо опыт практической работы.

Другая сторона медали — недостаток квалифицированных преподавателей. Квалифицированный — это тот, кто получает результат. Но большинство обучающих учреждений и компаний ориентируются на процесс, а не на результат. В конечном итоге не столь важно, что учебные аудитории занимают большие площади, если обучающие программы содержат мало конкретики. Обучающиеся самостоятельно сталкиваются с тем, что 10% информации учебных материалов вполне хватает, чтобы разобраться в сути предмета и успешно сдать экзамен, все остальное «вода».

От инноваций в области образования требуются простота освоения, приемлемая цена владения и универсальность, возможность к интеграции различных программных и технических решений. Именно на эти параметры необходимо обращать внимание, когда принимают решение, что покупать и использовать в дистанционном образовании.

У преподавателей не должно возникать никаких сложностей при освоении новых технологий. Даже будучи высококлассным специалистом в какой-либо области, но, не владея современными технологиями, положительного результата обучения достичь сложно.

Как утверждает А. Ильинский, видеоконференцсвязь, различного вида интерактивное и мультимедийное оборудование, программно-информационные системы, позволяющие создавать качественные курсы обучения и проверять знания обучающихся — все эти и другие средства хороши только тогда, когда преподаватель способен их быстро освоить и использовать в своей практике. Каждое выбранное решение должно задействовать максимальное количество коммуникационных средств, чтобы обеспечить доступ ученика к информации в любое удобное ему время, а не по расписанию. Электронное обучение, дистанционные технологии позволяют, с одной стороны, вынести занятия за рамки аудитории, а с другой, — меняют технологию учебного процесса.

Мобильные технологии

Современные инновации меняют не только технологию обучения, но и нашу жизнь. Различного рода мобильные устройства уверенно завоевали позицию осознанной необходимости. «Мы часто говорим, — отметила в своем выступлении на конференции Елена Тихомирова, генеральный директор Центра e-Learning, — что электронное обучение и все, что связано с информационными технологиями в образовании — это один из способов действия достаточно непростых экономических условий, в которых мы сегодня живем. Информационные технологии, в первую очередь, мобильные технологии позволяют достичь определенной экономии. Но есть еще более важный фактор, который заставляет двигаться вперед и искать новые формы доставки знаний, новые подходы и новые технологи. Это — изменение образа мышления, новый образ жизни».

Использование мобильных технологий стало повседневной привычкой, а использование мобильных технологий в обучении — заметная тенденция в развитии образовательных технологий.

«Мобильное обучение это не электронное обучение, адаптированное для доставки на мобильных устройствах. Оно может работать на мобильных устройствах, но, по своей сути, оно — иное. Это подсказки, справочники, всевозможные помощники, которые с человеком рядом и которые можно использовать в любой момент», — подчеркивает Е.Тихомирова.

Максимальный эффект обучения достигается в момент проявления любопытства. Именно в этот момент необходим человеку доступ к нужной информации, именно в этот момент он ее лучше усвоит и запомнит. Обучение должно быть доступно всегда и везде, поэтому оно должно быть мобильным.

Мобильное обучение весьма актуально для сотрудников компаний. Именно мобильный доступ к нужным знаниям помогает им качественно выполнять свои обязанности: в нужный момент получить справку, познакомиться с регламентом, самостоятельно проверить и оценить свои знания и навыки. Не по расписанию, не в специально оборудованном классе, а в нужный момент и в том месте, где информация понадобилась. Мобильно!
Желание и необходимость получения информации и знаний посредством мобильных технологий стимулируют развитие образовательных технологий. Меняются наши стереотипы, восприятие реальности и образ мышления. Мобильное обучение — естественный шаг вперед, естественное развитие.

Гармоничное сочетание

Постоянные изменения условий ведения бизнеса и необходимость гибкой адаптации к ним требуют сегодня от компании принятия быстрых решений на всех уровнях.

У квалифицированных сотрудников, как показывает практика, степень принятия правильных решений выше. К тому же, обучение сотрудников, повышение их квалификации многие компании рассматривают как инструмент стратегического развития, который позволяет обеспечивать стабильный рост, снижать затраты и риски бизнеса.

Обучение с использованием современных технологий имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционными формами, особенно принимая во внимание разрозненность процессов в подразделениях, да и самих подразделений, их территориальную обособленность. Для многих предприятий это является крайне сложной задачей, требующей создания специализированных учебных центров, подбора преподавателей, организации учебного процесса, командировочных расходов и прочих затрат.

Применение несложных в использовании систем электронного и дистанционного обучения, информационно-коммуникационных технологий и мобильного доступа позволяет сотрудникам повышать свою квалификацию ежедневно, и по мере накопления и усвоения полученных знаний выполнять проверочные и контрольные работы.

Прохождение и освоение корпоративных электронных курсов повышает уровень знаний и компетенций сотрудников, необходимых им для качественного выполнения должностных обязанностей, способствует личностному развитию, содействует карьерному росту.

При высокой общей степени удовлетворенности дистанционным обучением, (46% респондентов — полностью удовлетворены, 41% — скорее удовлетворены), согласно исследованию MA FDFgroup, около трети респондентов утверждают, что дистанционно учиться их ничто не может заставить. Но одновременно с ними 35% респондентов отмечает, что склонить к дистанционному обучению их может только требование работодателя, смена работы или повышение квалификации.

Следует отметить, что электронное обучение строится, как правило, на прохождении, освоении того или иного курса. Каждый курс обычно содержит необходимый и достаточный объем теоретических сведений, практические упражнения и проверочные тесты, обеспечивающие контроль усвоения теоретических материалов и приобретение нужных навыков. При этом способы выполнения контрольных заданий должны быть подробно разъяснены или интуитивно понятны обучающимся.

Но этого мало для организации полноценного электронного образования. В каждом курсе должны быть заложены методики преподавания, что требует использования специального инструментария в виде программного обеспечения, интерактивных и мультимедийных средств, информационных и дистанционных технологий.

Разные дисциплины и изучаемые предметы требуют своих методов, как и при реализации традиционной формы обучения.

Дистанционное обучение, организующее взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражает все присущие учебному процессу компоненты — цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Электронное обучение, дистанционные технологии никогда не заменят преподавателя, а лишь меняют характер взаимодействия учителя и ученика. С одной стороны, роль преподавателя при электронной форме обучения меняется, по сравнению с традиционной. Но, с другой стороны, — он должен управлять процессом обучения. Новые формы обучения выдвигают новые требования к навыкам преподавателей. Они должны в совершенстве знать свой предмет, но и владеть современными технологиями, которые стремительно развиваются и изменяются, и угнаться за которыми преподавателям сложно.

Поэтому компаниям очень важно не забывать и о традиционной форме обучения сотрудников и повышения их квалификации, гармонично сочетая все средства, методы и технологии, способствующие развитию сотрудников и, как следствие, развитию бизнеса.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.