Облвчные технологии в помощь малому бизнесу

В рамках XIII Российской Венчурной ярмарки и III Байкальской венчурной ярмарки состоялся круглый стол, на котором рассматривались вопросы использования облачных технологий. Они, по мнению экспертов, позволяют, в первую очередь, небольшим компаниям сократить затраты на содержание информационно-технологической инфраструктуры и повысить эффективность деятельности.


Использование облачных технологий уже несколько лет активно предлагается многими гигантами рынка информационных технологий (ИТ). По оценке компании IDC, рынок публичных облачных вычислений в мире в 2009 году составил 17 млрд дол., то есть около 5% от всего рынка информационных технологий. Тем не менее, уровень проникновения облачных технологий, с учётом их неоспоримых преимуществ относительно традиционных ИТ-систем, нельзя назвать значительным. Это обусловлено слабой информированностью потенциальных потребителей о возможностях облаков, а также сомнениями в сохранности размещаемых там данных.

Применение облачных технологий

Облачные технологии представляют собой особую операционную среду, полностью обеспечивающую заказчика информационной инфраструктурой, в которой все необходимые пользователю ИТ-задачи выполняются исключительно на мощностях поставщика облака. Традиционно компании, оказывающие бизнесу информационные услуги, продавали пользователям «коробки» с дисками и инструкциями, которые позволяли установить требуемое программное обеспечение (ПО) на имеющиеся у заказчика компьютеры. Если требовалась полномасштабная инфраструктура, то компании приобретали серверы, ПО, каналы связи, затем всё это необходимо было настроить на определённые рабочие места и пользователей, что, как правило, требовало участия квалифицированных ИТ-специалистов.

Облачные технологии, по общему мнению участников круглого стола, сразу предлагают компаниям готовые ИТ-сервисы, при этом потребителю уже не важно, на какой платформе, на какой «коробке» они выполняются. Фирма-заказчик просто, быстро и качественно может получить за относительно небольшую абонентскую плату, например, следующие услуги:

  • собственный домен для электронной почты;
  • публичный сайт-визитку с конструктором страниц;
  • мессенджер для обмена текстовыми фразами, а также проведения видео- и аудио- конференций между сотрудниками;
  • популярные офисные приложения, доступные через браузер;
  • программы для ведения управленческого, оперативного и бухгалтерского учёта.

Последнее особенно удобно бухгалтерам, работающим на дому и не желающим ежедневно приходить в офис, а также руководителям, которые постоянно должны контролировать свой бизнес. В облачных приложениях имеются функции отправки отчётности в контролирующие органы и обмена любыми юридически важными документами. Компании, работающие по классической модели, печатают документы и обмениваются ими на бумажных носителях с печатями. Теперь у них появилась возможность отправлять документы в электронном виде с присвоением каждому электронно-цифровой подписи. При этом не важно наличие соответствующего установленного ПО на локальной машине пользователя, не важен и сам тип устройства (планшет, ноутбук или мобильный телефон), реализующего документооборот. Обязательным является только наличие на этом устройстве выхода в Интернет. Вся информация клиентов хранится на серверах, обеспечивающих её резервное копирование и отвечающих всем мировым требованиям в части защиты информации, имеется круглосуточная служба поддержки для оперативной помощи при появлении проблем.

Облачные технологии, как отметили одни выступающие, несомненно стали ближе потребителям благодаря развитию Интернета, падению стоимости трафика, высокому проникновению разного рода гаджетов, росту ИТ-грамотности руководителей. Среди очевидных преимуществ их использования особенно привлекательны:

  • подключение к программам для ведения бизнеса из любой точки планеты;
  • масштабируемость. При увеличении численности персонала нет необходимости в покупке новых лицензий, нужно всего лишь подключить пользователей к облаку. И, наоборот, если бизнес имеет сезонный характер, то во время спадов продаж можно просто отключать пользователей и дальше за них не платить;
  • отсутствие непрофильных затрат. Компаниям не нужно строить собственные центры обработки данных, обслуживать их, обеспечивать безопасность, модернизировать время от времени.

Другие эксперты, принявшие участие в круглом столе, высказали сомнение относительно экономической целесообразности применения облачных технологий для малого бизнеса. По их мнению, облака — не панацея. В отсутствие массовой практики их применения, одни расчеты показывают, что облачные технологии предоставляют компании несомненные экономические выгоды, другие говорят, что они не сделают все расходы на информационное обеспечение фирмы в 10 раз меньше. Третьи утверждают, что в течение трёх лет расходы в качестве абонентской платы предоставляющим облака компаниям сравниваются с расходами, которые компания потенциально могла понести для закупки и обслуживания собственной информационной системы.

Отсюда можно сделать вывод, что главная помощь малому бизнесу не в долгосрочной экономии, а в гибкости и моментальной доступности.

Главная помощь малому бизнесу не в долгосрочной экономии, а в гибкости и моментальной доступности.

Впрочем, некоторые компании, когда их бизнес пережил начальное неуверенное состояние, выстраивают собственные, так называемые частные облака. То есть, обосновавшись на рынке, освоившись с применяемыми технологиями, компания разворачивает у себя информационную облачную сеть, функционально аналогичную той, что применялась до этого. Случается, что такие компании сами потом оказывают облачные услуги другим предприятиям. Но, надо признать, всё это пока лишь некоторые пробы, скорее исключения из общего правила, и сказать, что рынок уже окончательно определился с выходом в облака, будет большой натяжкой.

Безопасность, надёжность

Главной проблемой облачных технологий в глазах руководителей компаний и ИТ-отделов, согласно многочисленным исследованиям и опросам, является боязнь зависимости от неконтролируемой инфраструктуры. Под неконтролируемой инфраструктурой понимаются центры обработки данных, то есть, само облако и провайдеры, предоставляющие услуги выхода в Интернет.

Что случится, если компания-заказчик поссорится с предоставляющей облако стороной, или просто закончатся деньги? Многие потребители необоснованно полагают, что облако —  некий большой сундук с секретами компании, который может пропасть или быть скопированным у владельца. На самом деле в случае «остановки» облака хранящиеся в нём данные не становятся общедоступными, а бизнес не прекращает своё существование, хотя эффективность его падает. Можно провести аналогию с городскими телефонами, которые до сих пор оплачиваются и активно используются на предприятиях. Пропажа сигнала телефонной связи внутри фирмы почти не сказывается на ходе дел: почти у всех есть мобильные телефоны. Так и в случае возникновения в облаке гипотетических проблем всегда найдутся другие компании, предоставляющие аналогичную услугу, или же можно временно вернуться к использованию локального ПО.

Такой подход к предоставлению облачных решений с возможностью возврата на локальные базы (гибридная платформа) предлагает, в частности, фирма «1С» для своих программных продуктов на основе новой платформы. А с точки зрения защищённости каналов передачи данных зашифрованные протоколы Интернет надёжнее телефонных линий.

С точки зрения защищённости каналов передачи данных зашифрованные протоколы Интернет надёжнее телефонных линий.

Некоторые компании опасаются использовать облачные технологии из-за того, что задействованные в них серверы размещены в других странах, и возможные изменения политической обстановки якобы будут влиять на оказание услуги. Но мировая практика показывает беспочвенность этих опасений: даже во время недавнего российско-грузинского военного конфликта поставки газа в Грузию не прекращались, «бизнес есть бизнес».

Другой точкой уязвимости могут показаться провайдеры, предоставляющие доступ в Интернет, то есть канал связи пользователей с центрами обработки данных. Сейчас мировая информационная среда находится на таком этапе развития, что каждый новый клиент облачной технологии будет расширять рынок поставщиков телекоммуникационных услуг.

Таким образом, любые вопросы, связанные с безопасностью, могут решаться резервным копированием данных на локальных носителях. Но этот вариант возвращает предприятие с эффективных облаков на землю.

ИТ-персонал

Второй по значимости причиной, по которой облака пока не набрали «бешеной» популярности, как показали опросы, является, как ни странно, позиция ИТ-персонала. Это внутренний барьер для компаний, нуждающихся в ИТ-услугах. У многих складывается ощущение, что ИТ-инженеры с опаской относятся к облачным серверам, полагая, что в случае успешного переноса основных информационных процессов за пределы предприятия, вскоре их поблагодарят и укажут на дверь. Открыто никто эту позицию не озвучивает, но трудно усомниться в её существовании, выслушивая сотни разнообразных причин, по которым облачный сервис не подходит той или иной компании. И «корпоративные политики» сюда приплетаются, и всевозможные варианты с «пограничными шлюзовыми решениями», и что «через прокси-сервер» что-то не работает...

Для малого бизнеса облачные технологии являются сегодня практически единственным доступным и недорогим источником повышения эффективности через информационные технологии.

В ответ пропагандисты облачного движения обычно дают понять ИТ-специалистам, что изменение структуры взаимодействия с внутренней ИТ-структуры на внешнюю лишь изменяет роль, но не умаляет значимость ИТ-инженеров и других участников информационно-технологического процесса. Впрочем, такие дилеммы характерны больше для представителей устоявшегося бизнеса, претендующего называться средним, а не малым бизнесом. А для последних облачные технологии являются сегодня практически единственным доступным и недорогим источником повышения эффективности через информационные технологии.

Проблема выбора приложений и шлюзов

Если сейчас зайти в любой магазин для покупки программного обеспечения, можно увидеть тысячи программ, в большей или меньшей степени интегрированные друг с другом. В этой ситуации основной задачей потребителя становится поиск приложения или набора приложений, обладающих всеми необходимыми функциями с приемлемым качеством и ценой. При этом потребитель крайне неохотно переходит от одной системы к другой лишь ради того или иного приложения. Поэтому разработчики занимаются созданием, так называемых, шлюзов между системами и приложениями. Они позволяют всем программам, независимо от того, на каких платформах они основаны, «общаться» друг с другом и использовать все возможные функции.

Таким образом, для использования любых облачных решений на любом устройстве может понадобиться не только выход в Интернет, но и некоторое дополнительное ПО — шлюз. И тогда уже не важен будет браузер, марка и модель телефона/планшета/компьютера. В то же время компании, предоставляющие облачные технологии как услугу, должны озаботиться тем, чтобы все необходимые шлюзы предоставлялись, обновлялись и поддерживались.

Облачные технологии подкупают своей простотой, удобством, гибкостью и функциональностью. Они могут значительно упростить задачу традиционной ИТ-службы по обновлению и поддержанию «железа» и развёрнутого на нём специализированного программного обеспечения. На малых предприятий, у которых нет возможности инвестировать в собственную ИТ-инфраструктуру, облачные технологии могут стать наиболее эффективным инструментарием, поскольку требуют минимального времени для развёртывания и масштабирования, что так важно для зарождающихся и быстро растущих фирм.

При этом возражения, связанные с безопасностью и технической недоступностью облачных технологий, как объясняют эксперты, зачастую являются надуманными и связанными с неинформированностью потенциальных потребителей. Таким образом, по мнению участников круглого стола, у компаний, которые только планируют создание собственной информационной инфраструктуры в целях повышения эффективности собственного бизнеса, появляется замечательная альтернатива и объект инвестирвания, поддерживаемые со стороны ведущих ИТ-компаний.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.