Работа предстоит большая и требует общих усилий

компания «1С:Архитектор бизнеса»

Развитие хлебопекарной промышленности приобретает все более отчетливые очертания. Ориентиры развития установила принятая Правительством Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г., а 18-ая международная выставка «Современный пекарь» (Modern Bakery 2012) и X отчетно-выборный съезд Российского союза пекарей подтвердили готовность предприятий к преобразованиям.

В рамках Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г. предусматривается увеличение производства хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами — до 300 тыс. тонн (табл. 1), для чего потребуется привлечение инвестиций в 2013—2020 годах в размере 98,2 млрд рублей (табл. 2).

Таблица 1. Индикаторы развития хлебопекарной промышленности.

Годы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Коэффициент обновления основных фондов (%)

11,5

11,7

12

12,2

12,5

13

14

15

Производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами (тыс. тонн)

105

110

120

130

150

200

250

300

Таблица 2. Объемы инвестиций в развитие хлебопекарной промышленности, млн руб.

Всего

2013 — 2020 гг.

В том числе

2013 г

2014 г

2015 г

2016 г

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

98232

10608

10800

11016

11304

12672

13128

14328

14376


В стратегии сказано, что для достижения поставленных целей необходимо:

  • провести реконструкцию и техническое перевооружение хлебозаводов, цехов и участков по выпечке хлебобулочных изделий на основе инновационных технологий и современного ресурсосберегающего оборудования (табл. 1);
  • расширить ассортимент выпускаемой хлебобулочной продукции, в том числе за счет внедрения инновационных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, применения упаковочных материалов нового поколения;
  • увеличить производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами.

Сегодня промышленная база хлебопекарной отрасли представляет собой 11,5 тыс. малых и 882 крупных и средних предприятий и полностью обеспечивает население станы основным продуктом питания — хлебом на уровне рекомендуемых норм потребления. Объемы производства хлебопекарной продукции на крупных и средних предприятиях составляют около 80 %, на малых — 20%.

Однако физический износ основных производственных фондов (50—80%), низкая рентабельность производства (1—3%) и зависимость от иностранных поставщиков ввиду недостатка отечественного оборудования сдерживают развитие хлебопекарной промышленности. А необходимость приобретения запасных частей и материалов для импортной техники требуют значительных средств, что истощает финансовые ресурсы предприятий.

Как отметил в своем выступлении на X съезде Российского союза пекарей его президент Анатолий Павлович Косован, «финансовое положение хлебопекарных предприятий усугубляет продолжающаяся практика административного вмешательства в хозяйственную деятельность хлебозаводов. Произвольная ценовая политика, которую нередко прячут под самыми разными привлекательными вывесками — устойчивая тормозная система в развитии хлебопечения. Отсутствие четкой и понятной государственной политики приводит к накоплению дополнительных проблем в хлебопекарной отрасли».

Проведение реконструкции и модернизации хлебопекарных производств позволит снизить издержки производства, обеспечить снижение удельного расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции и обеспечить минимальный уровень цен на выпускаемые хлебобулочные изделия.

Сегодня технологическое развитие российской хлебопекарной промышленности отличается лидерством крупных предприятий, компаний и холдингов. Формирование активной экономической политики и управления ресурсами, использование современных методов управления и организации производства позволили добиться им серьезных успехов. Однако они не носят комплексного характера, не формируют инновационное пространство и не могут обеспечить прочную внутреннюю основу развития отрасли. Российский союз пекарей видит в числе своих первоочередных задач:

  • создание равных условий конкуренции для всех хлебопекарных предприятий независимо от размера и формы собственности;
  • системную работу с органами государственной власти, обеспечение гарантированной законодательной поддержки отрасли.

Важнейшей задачей остается подготовка для отрасли специалистов всех профилей, особенно по таким направлениям как техника, технология, менеджмент, информационные системы, маркетинг, социологические исследования.

Межрегиональный мониторинг показал, что расходы на приобретение хлебобулочных изделий составляют в среднем до 350 руб. в месяц. Следовательно, вопрос о стоимости хлеба жизненно важен только для отдельных категорий населения. Эти люди должны иметь государственную адресную поддержку, считает Союз пекарей. Пока же экономика хлебозаводов принудительно ориентирована на уровень доходов беднейших слоев населения, а хлебопекарная промышленность несет избыточную финансовую нагрузку за счет устойчиво низких доходов своих работников. В результате хлебопечение стало «лицом бедности страны».

Пришло понимание того, что развитие хлебопекарной промышленности должно опираться, прежде всего, на такие важнейшие инновационные составляющие, как техника и технология. Для повышения конкурентоспособности продукции, создания условий импортозамещения социально значимых продуктов питания и наращивания экспортного потенциала необходимо внедрять современные методы управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и продуктов на этапах переработки, транспортирования и хранения.

Внедрение новых технологий и ассортимента, совершенствование организации производства и управления, повышение конкурентоспособности предприятий — это путь для формирования отраслевого инновационного пространства.

Сформировать пакет будущих инноваций предприятиям хлебопекарной промышленности помогает выставка «Современный пекарь». Участники выставки — ее экспоненты и посетители — продемонстрировали высокую деловую активность. Знакомство с новыми видами оборудования, обсуждение ценовой политики, ведение переговоров о будущих сделках и т.д. Представители предприятий, производящих и поставляющих оборудование для хлебопекарной промышленности, отмечают стабильный рост продаж: хлебопеки приступили к модернизации и обновлению производственных фондов.

Безусловным условием перехода к инновационной модели развития является, как указано в Стратегии, рост прибыльности организаций, повышение его рентабельности. Обеспечить это условие может использование современных информационных технологий и специализированных отраслевых решений для управления хлебобулочным и кондитерским производством.

Неподдельный интерес и удивление посетители выставки, в том числе и специалисты Государственного научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности, проявили к демонстрации информационной системы «1С:Хлебобулочное и кондитерское производство 8» .

Несмотря на то, что уже более 150 предприятий отрасли успешно используют эту систему, профессиональное сообщество, как оказалось, не знает о ее существовании. Консультации специалистов, видеопрезентация, информационные материалы с описанием функциональных возможностей системы помогли посетителям выставки понять выгоду от использования системы в повышении эффективности управления предприятием.
Основные задачи, стоящие перед предприятиями хлебопекарной промышленности, оказывается, уже нашли свое решение в рамках информационной системы:

  • планирование производства;
  • управление затратами и расчет себестоимости;
  • управление данными о сырье и готовой продукции;
  • управление финансами (управление денежными средствами; взаиморасчетами; бухгалтерский и налоговый учет; учет по МСФО; формирование консолидированной отчетности);
  • управление основными средствами и планирование ремонтов;
  • управление складом (запасами);
  • управление продажами;
  • управление закупками;
  • управление отношениями с покупателями и поставщиками;
  • управление персоналом, включая расчет заработной платы;
  • мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия.

Посетителей выставки интересовало всё:

  • Как реализовать посменное планирование производства?
  • Что дает программный учет фактического расхода сырья на производство?
  • Сколько времени займет исполнение заказов покупателей после внедрения системы?
  • Как реализован учет такого вида брака, как «черствяк»? И есть ли инструменты для анализа причин его появления?
  • Насколько наглядно представляется информация для руководителей?
  • Какова окупаемость системы?
  • Существуют ли порядок внедрения системы и специалисты, знающие и умеющие эффективно проводить такую работу?

На все вопросы были получены полные и обстоятельные ответы, кроме вопроса, который представители отрасли не уставали задавать сами себе, «почему мы до сих пор не используем информационную систему, предназначенную специально для хлебопекарной промышленности».

Совершенно ясно, предприятия отрасли взяли курс на модернизацию и автоматизацию своей деятельности. Топ-менеджмент предприятий четко осознал необходимость проведения комплексной автоматизации в кратчайшие сроки.

Информационная система, учитывающая всю специфику деятельности отечественных производителей хлеба и помогающая реализовать Стратегию развития — один из эффективных инновационных инструментов.

По словам А. Косована, «авторитет государства в мировом сообществе определяется не столько военной мощью, сколько интеллектуальным ресурсом и здоровьем народа. В этом потенциале центральное место занимает хлеб. Его высокое качество, безопасность и доступность, широкий ассортимент может обеспечить сильная, инновационно ориентированная хлебопекарная промышленность. Работа предстоит большая и трудная и для её решения нужны консолидированные усилия всех».

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.