Роль и задачи контроллинга в системе управления

Контроллинг в управлении предприятием занимает особое место: он является, по своей сути, своеобразным механизмом самооценки предприятия, обеспечивающим фрагмент обратной связи в контуре управления.

Для определения роли контроллинга в управлении важно выделить его отличия от таких сходственных видов деятельности, как операции финансовой службы и службы внутреннего развития.

Критерием дифференциации контроллинга и учетных операций финансовых служб (табл.1) является связь с реализацией экономических целей и с системой учета.


Таблица 1. Признаки основных различий между контроллингом и учетными операциями финансовых служб предприятия

 Контроллинг Учетные операции финансовых служб
Обеспечение результативности на базе учета издержек, планирования и контроля Достижение финансовой стабильности и ликвидности предприятий путем оптимизации соотношения финансовых поступлений и их использования

При этом необходимо стремиться к сглаживанию конфликтов, которые вполне могут возникнуть между контроллером и финансовым директором.

В качестве признаков, разграничивающих контроллинг и учетные операции внутренней ревизии, можно назвать вид и характеристики (табл.2).

Таблица 2. Основные различия между контроллингом и учетными операциями внутренней ревизии

Контроллинг Учетные операции внутренней ревизии 
Обеспечивает непрерывный контроль всех протекающих на предприятии процессов. Не предполагает постоянного контроля, объектом наблюдения здесь являются лишь отдельные процессы.
Ориентирован на достижение конечных целей. Обеспечивает объективную проверку всего предприятия (оперативный аудит), а также содержательную и формальную проверку системы учета на ее целесообразность, упорядоченность, правильность и надежность.

Организационная подчиненность служб внутренней ревизии по отношению к службам контроллинга представляется нецелесообразной. Рассматривая в качестве основной задачи контроллинга процесс координации, необходимо сравнить его деятельность с деятельностью службы общей организации, где координация тоже занимает довольно существенное место (табл. 3.).

Таблица 3. Основные различия между контроллингом и операциями служб общей организации

Дискриминирующий признак  Контроллинг Организация 
Доминирующие цели Конечные Структурная гармония АУП *
Координируемые задачи в сфере Управление производственно-хозяйственной деятельностью Распределение управленческих функций АУП 
Исходный пункт координации Сферы ответственности Функционально-логические взаимосвязи
Объект координации Текущее управление Новации в организации АУП
Степень автономии Тесно взаимодействует с другими подсистемами на всех этапах координации Слабо зависит от изменений в других подсистемах
Степень свободы Осознанное изменение всех параметров для конкретного случая принятия решений Четко очерченные, в целом неизменные предписания относительно основных альтернатив мероприятий
Учет фактора времени Высокодинамичные Низкодинамичные

 *) АУП административно-управленческий персонал

Таким образом, решающим отличием в данном случае является то, что цель координации в рамках контроллинга состоит в выработке путей обеспечения реализации конечной цели. Причем лица, принимающие решения, самостоятельно выбирают между предлагаемыми альтернативами в зависимости от складывающейся управленческой ситуации.

Рост проблем, связанных с планированием и принятием управленческих решений, а также увеличивающаяся сложность организационной структуры предприятия порой затрудняют осуществление эффективного контроля протекающих на предприятии процессов. Контроллинг призван обеспечить координацию отдельных децентрализованных контрольных функций.

Основной предпосылкой при этом является интегрирование плановой и контрольной деятельности в рамках контроллинга. Разработка целостной системы планирования и контроля позволяет учесть взаимозависимость этих видов деятельности и повысить эффективность подготовительных информационно-коммуникационных процессов в рамках системы управления.

Контроль можно определить как систематический процесс обработки информации, в рамках которого осуществляется сравнение двух или большего числа контрольных величин, одна из которых является нормативной и используется как масштаб, критерий оценки.

Основными задачами контроллинга при этом являются:

  • получение информации для оценки отклонений, являющихся базой для разработки мероприятий по корректировке и адаптации в рамках системы управления;
  • целенаправленное влияние на действие персонала управления;
  • создание информационной базы в целях накопления опыта и обеспечения эффекта обучения, т.е. возможности использования имеющихся знаний при принятии решений в будущих периодах.

Таким образом, контроллинг как процесс и образ мышления возникает на пересечении деятельности менеджера и контроллера при их командной работе (рис.1)

66.jpg

Рис. 1. Контроллинг на пересечении деятельности менеджера и контроллера

Задачи и ответственность контроллера четко сформулированы в миссии контроллера, разработанной Международной группой контроллинга (International Group of Controlling).

Миссия контроллера организовывать и сопровождать процесс постановки целей, планирования и управления, неся тем самым ответственность за достижение целей:

  • контроллер обеспечивает прозрачность результатов, финансов, процессов и стратегий, способствуя достижению более высокой эффективности;
  • контроллер координирует подцели и подпланы в рамках единого целого и организует систему внутрифирменной отчетности;
  • контроллер выстраивает процесс постановки целей, планирования и управления для ориентации сотрудников, принимающих решения, на цели компании;
  • контроллер обеспечивает сбор необходимых данных и информации;
  • контроллер создает и обслуживает контроллинговые системы.


Обобщая существующую практику отечественных и зарубежных предприятий, можно выделить перечень основных задач контроллинга по следующим направлениям (табл. 4).

Таблица 4. Основные направления и задачи контроллинга

Основные направления контроллинга   Основные задачи контроллинга
 Учет
  • сбор и обработка первичной информации;
 Планирование
  • информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
  • участие в формировании и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;
  • установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
  • координация процесса обмена информацией;
  • координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
  • проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость.
 Контроль
  •  определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
  • сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
  • определение допустимых границ отклонений величин;
  • анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
Информационно-аналитическое обеспечение
  • участие в разработке «архитектуры» информационной системы и стандартизации информационных носителей и каналов;
  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
  • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
  • консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений.
 Анализ
  • определение допустимых (недопустимых) значений состояния предприятия;
  • выявление причин и условий сложившегося состояния предприятия;
  • определение типовой управленческой ситуации;
  • установление некоторых закономерностей в показателях деятельности предприятия.
Объем реализуемых задач контроллинга зависит в основном от следующих факторов:
  • экономического состояния организации;
  • понимания руководством и (или) собственниками организации важности и полезности внедрения контроллинга;
  • размера организации (численность занятых, объем производства);
  • уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
  • сложившегося уровня конкурентности;
  • квалификации управленческого персонала;
  • квалификации сотрудников службы контроллинга.

На основе приведенного перечня задач контроллинга можно достаточно четко представить себе сферу его применения.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.