Школьные библиотеки и облачные технологии

О новых применениях «облачных» технологий мы слышим практически ежедневно. Ещё одно их применение, уже воплощенное в практике,- портал «облачных» сервисов для школьных библиотек. Впрочем, можно использовать эти сервисы также в библиотеках образовательного учреждения любого профиля.

Сервисы портала для школьных библиотек, разработанные с использованием облачных технологий, включают:

  • автоматизированную подсистему комплектования учебной литературой;
  • Web-интерфейс автоматизированной библиотечной системы на платформе «1С:Предприятие 8.2»;
  • территориальную справочную библиотечную систему;
  • подсистему загрузки библиографических записей в формате RUSMARC;
  • видеосервисы.

Загрузка библиографических записей

Необходимость создания сервиса загрузки библиографических записей в формате RUSMARC показала сама практика применения автоматизированных библиотечных систем. Когда начались продажи этих систем в образовательные учреждения, то по прошествии двух—трех лет выяснилось, что внедренную библиотечную систему практически никто не использует. Анализ ситуации показал, что библиотекари оказались просто не в состоянии ввести в систему библиографические описания своего библиотечного фонда. Как правило, в школьной библиотеке работает один сотрудник, который практически все время занимается книговыдачей. И на то, чтобы ему вводить в систему библиографические записи на весь первичный фонд, а это 7—10 тыс. наименований, у него просто нет времени и физической возможности.

Чтобы разрешить эту ситуацию пошли следующим путем. Известно, что библиографическая запись составляется в соответствии с принятым у нас стране форматом RUSMARC. Создателем и хранилищем этих эталонных библиографических записей является Российская книжная палата. В сотрудничестве с нею и создавался портал. Эталонные библиографические записи в формате RUSMARC были загружены в базу библиографических электронных записей портала.

Участники этого портала, в основном, школьные библиотеки, получили возможность, используя систему поиска, найти необходимую им библиографическую запись на портале. И теперь им остается просто взять нужные им записи из портала и загрузить в свою локальную библиотечную систему. Такой процесс называется заимствованием. В результате это помогло облегчить запуск систем автоматизации школьным библиотекам.

В рамках работы по созданию портала еще раньше, совместно с Российской книжной палатой был реализован проект, результатом которого стала созданная интегрированная база библиографических описаний — всего порядка 28 тыс. записей. Перед этим провели анализ фондов школьных библиотек из разных регионов страны и убедились в том, что эти фонды повторяются (перекрываются) на 60—70%. В итоге созданная совместно с Российской книжной палатой база библиографических описаний на 60—63% соответствовала каждому фонду школьной библиотеки. Таким образом, 60% фонда школьной библиотеки может быть загружено в систему автоматизации библиотеки автоматически.

Видеосервисы портала для школьных библиотек

Предшественником портала для школьных библиотек послужил Интернет-ресурс, который назывался «Книги для образования». Он представлял собой электронную площадку, которая позволяла контактировать напрямую каждой школе и издательству, которое создает учебную литературу. Школьная библиотека может вести поиск в этой системе, найти актуальные предложения издательств по учебной литературе. Учителя и сотрудники школьной библиотеки выбирают те учебники, которые им нужны, и оформляют заказ на них в рамках этой системы. Заказ принимается и исполняется издательством, а школа получает комплект заказанных учеников и литературы.

Правда, следует признать, что эти информационные среды очень консервативны — и у издательств, и у школ есть свои наработанные за много лет каналы по поставкам учебной литературы. И любое новшество в этой сфере дается немалым трудом. Поэтому на портале для школьных библиотек разместили, прежде всего, сервисы, которые интересны издательствам. тем самым издательства получили собственную площадку, на которой они имеют доступ непосредственно к своей целевой аудитории — школьным библиотекам. Каждое издательство на своей площадке может выложить собственные материалы, презентации новых учебных изданий, литературу по новым образовательным программам и т.д. В результате получился действенный инструмент, который заинтересовал сами издательства. Школьная библиотека на этом портале может зарегистрироваться и воспользоваться облачными сервисами автоматизированной библиотечной системы. Причем эта система будет выглядеть точно так же, как и в локальном исполнении, единственно, видно, что это работа идет через открытый браузер.

Преимущества для школьных библиотек

Использование облачных сервисов не требует приобретения дорогих аппаратных ресурсов, системного и прикладного программного обеспечения, привлечения высокооплачиваемых квалифицированных кадров для административного сопровождения аппаратно-программного комплекса. Кроме того, оно не требует забот об антивирусной защите, но значительно повышает устойчивость работы библиотечной системы в целом.

Школьной библиотеке, если она решила воспользоваться автоматизированной библиотечной системой в качестве Интернет-сервиса, нужно только подключиться к Интернету и иметь Веб-клиент. Используя облачный сервис, сотрудник библиотеки может в любой момент времени сформировать стандартную и статистическую отчетность, например, отчет по книгам, которые находятся на руках, печатную форму инвентарной книги и др.

Территориальная библиотечная справочная система

Информация о движении каждого библиотечного фонда (например, из автоматизированной библиотечной системы в школе, в колледже, в вузе) в процессе текущей работы библиотекаря поступает в интегрированную базу библиотечных фондов — базу данных территориальной справочной библиотечной системы.

В ней объединены виртуальные ресурсы библиотек образовательных учреждений разных уровней. В отличие от других систем, где зачастую используют виртуальную базу данных, а фактически фонды находятся в самих библиотеках, здесь создаётся реальная база фондов всех подключаемых библиотек.

Читатели школьных библиотек, фонды которых весьма ограничены, могут воспользоваться поисковой системой и определить, где находится ближайшая библиотека с интересующим их изданием: это учебник, или, например, методички для абитуриентов, которые нужно искать в ближайших вузах.

Для вузов такая территориальная библиотека тоже представляет интерес, поскольку они через неё устанавливают контакты с их, возможно, будущими студентами.

Хотя система называется территориальной, но в её базе нет деления на территории. Реализована фильтрация по городам, территориям и регионам только в самой системе. Это оправданно, поскольку, например, студенту в Москве интересно знать, где находится интересующий его учебник в пределах города, но вряд ли его устроит тот вариант, когда учебник находится на Сахалине.

Алгоритм действий читателя

Читатель получает информацию о наличии интересующих его изданий следующим образом. Он приходит в библиотеку и формирует запрос. Причем он может сформировать его непосредственно через интерфейс локальной библиотечной системы или через браузер Интернета, и направляет свой запрос на портал к базе данных территориальной библиотечной справочной системы. В этой базе анализируется запрос о наличии запрошенных изданий — где они имеются в наличии, и затем, через интерфейс портала данные о месте нахождения изданий с указанием библиотеки поступают пользователю — в ответ на его запрос.

Причем все основные подсистемы портала взаимодействуют с базой эталонных библиографических записей. Это необходимо для однозначной идентификации изданий в корпоративном пространстве.

Портал является корпоративной системой, а чтобы обеспечить прозрачность работы и однозначную идентификацию, то есть приведение «к общему знаменателю» всех идентификаторов и каждого издания, используется стандартная база эталонных библиографических записей. Этой работой в проекте занимается Российская книжная палата и по всем библиотечным фондам обеспечивается единая система идентификации с тем, чтобы поиск того или иного издания заканчивался тем, чтобы выдавалось именно требуемое издание, которое однозначно идентифицируется.

Реализована схема взаимодействия подсистем автоматического комплектования и обмена библиографическими записями участников портала.

Видеосервисы портала позволяют:

  • вести прямую трансляцию с конференций и выставок библиотечной и образовательной тематики;
  • иметь доступ к архивам видеотрансляций;
  • вести посредством интерфейса или самостоятельно видеозаписи методических материалов, презентаций, докладов;
  • иметь доступ к архивам методических материалов.

Все это существенно расширяет возможности школьных библиотек, поскольку и библиотекари, и читатели имеют возможность получать новости библиотечной сферы, как говорится, из первых уст, находясь при этом на своем рабочем месте.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.