Я б в директоры пошел, пусть меня научат

Современный рынок труда предъявляет серьезные требования к качеству подготовки специалистов управленческих специальностей. В этих условиях важно предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии управленческих решений на реальных примерах. Использование в рамках концепции информатизации образовательного процесса информационных систем, применяющихся в реальном бизнесе, безусловно, способствует успешному освоению дисциплины.

Специалисты управленческих специальностей, специалисты-предприниматели востребованы во всех структурах современного бизнеса: от организаторов новых фирм до руководителей и исполнителей высокого класса на ответственных направлениях бизнеса.

Около 1000 вузов в нашей стране готовят выпускников, в частности, по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» и специализации «Организация предпринимательской деятельности». Программа подготовки управленцев и предпринимателей обеспечивает слушателей современными знаниями и навыками для принятия квалифицированных решений:

  • при создании и функционировании малых и средних предприятий;
  • определении наиболее оптимальных путей достижения предпринимательского эффекта;
  • поиске партнеров, проведении переговоров с отечественными и зарубежными предпринимателями;
  • финансовой, технической и конкурентной оценке рынка, разработке бизнес-планов, проведении маркетинговых и рекламных кампаний, использовании инструментов электронного бизнеса.

Однако овладеть всеми теоретическими знаниями недостаточно, чтобы стать эффективным управляющим или директором, хотя бы небольшой компании. Нужно освоить еще и практические навыки во всех сферах деятельности предприятия: снабженческой, сбытовой, производственной, финансовой, при управлении персоналом. Надо научиться оценивать правильность принятия тех или иных решений.

Значительную помощь в подготовке специалистов, в том числе и управленческих специальностей, оказывает широкое использование в обучающем процессе информационно-коммуникационных технологий.

По словам Ларисы Николаевны Поташевой, старшего преподавателя кафедры экономики и менеджмента Московского института открытого образования, среди активных методов обучения наиболее перспективными являются компьютерные деловые игры. Под этим термином могут пониматься и бизнес-симуляция, и ролевая игра, и тренинг. К тому же, использование информационных технологий в обучающем процессе помогает достичь цели — воспитание творческого, инициативного и ответственного молодого человека.

Именно такие качества необходимы эффективному директору.

В качестве деловой игры для подготовки специалистов управленческих специальностей можно использовать, к примеру, информационную систему «1С:Управление небольшой фирмой». Она позволяет руководителю компании планировать и контролировать дальнейшую деятельность компании , работникам вести базу клиентов, работать с заданиями, планировать свою деятельность.

Поскольку в системе реализованы практически все контуры управления и учета предприятия, то ее использование в обучающем процессе помогает будущим управленцам всецело «погрузиться» в реальный бизнес. К тому же она интуитивно понятна и легка в освоении.

Актуальные задачи реального бизнеса

Так, для любого предприятия огромное значение имеет слаженный и ритмичный ход всех производственных процессов и рациональное использование имеющихся экономических и производственных ресурсов. Студенты на практических примерах могут поупражняться управлять запасами предприятия таким образом, чтобы без задержек удовлетворять спрос покупателей, и в то же время не накапливать излишних запасов продукции. При распределении загрузки ресурсов им также необходимо будет учесть условия, чтобы, с одной стороны, не было простоя, а с другой стороны, не было накладок.

Не менее важны для предприятия составление различных планов (производственных, объемно-календарных и др.) и контроль их исполнения.

Казалось бы, несложно научиться планировать, в частности, закупки для производства комплектующих деталей. Тем более что курс планирования будущим директорам и управленцам обычно читают на лекциях. Но в реальной жизни приходится решать множество сопутствующих этому процессу задач:

  • Что купить?
  • У кого купить?
  • По каким ценам?
  • В какие сроки?
  • В каком количестве?

Использование в процессе обучения информационной системы, применяемой в реальном бизнесе для управления, скажем, небольшой фирмой, расширяет горизонт видения студентов в части содержания управления как такового, способов решения управленческих задач и степени ответственности за принятые решения. Система отчетов, поддерживаемых в информационной системе, тут же покажет и самому студенту, и его преподавателю, к каким результатам приводит, допустим, студенческий план закупки комплектующих деталей у конкретного поставщика.

Или другая задача, которую приходится, подчас оперативно, решать управленцам в реальном бизнесе — распределение загрузки ресурсов предприятия. Студенты же на практических примерах весьма успешно учатся решать ее и получают навыки принятия управленческих решений.

В процессе обучения студенты не только узнают, какие задачи приходится решать настоящим управленцам, но и знакомятся с методами решений широкого круга проблем предприятий.

Например, необходимо оптимально распределить загрузку сборочного автомата, с помощью которого выполняется сборка крепежных узлов спортивного комплекса.

У каждого оборудования, в том числе и у сборочного автомата, может быть свой график работы, в котором указано рабочее время и мощность загрузки оборудования, т.е. количество заданий, которое может исполняться в единицу времени.

Имеющаяся в информационной системе специальная форма «Планировщик» сводит вместе все данные и показывает, правильно ли распланирована загрузка ресурса. Если допущена ошибка, то программа красными штрихами предупредит об этом.

Допустим, что основной сборочный автомат в запланированное время работает для исполнения другого заказа. Но «Планировщик» подсказывает, что в это время простаивает дополнительный автомат сборки и, кроме того, основной автомат в первой половине дня свободен. Поэтому остается принять решение, какой вариант предпочтителен, и перепланировать загрузку оборудования путем внесения изменений в заказ на производство.

В процессе обучения студенты не только узнают, какие задачи приходится решать настоящим управленцам, но и знакомятся с методами решений широкого круга проблем предприятий.

Экономическая составляющая

Одним из элементов экономической управленческой стратегии руководителя предприятия, безусловно, является мониторинг себестоимости того или иного вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Прямые затраты на производство продукции рассчитываются программой автоматически. При проведении соответствующих документов списываются в затраты стоимость материалов на выпуск продукции. Аналогично стоимость выполнения технологических операций относится на себестоимость продукции.

Для учета прямых затрат при выполнении работ используется свой документ, в табличной части которого присутствуют соответствующие реквизиты.

После выполнения процедуры закрытия месяца в отчете «Себестоимость» появляются суммы не только прямых, но и косвенных затрат.

На практических примерах, планируя все затраты и расходы предприятия, анализируя полученные результаты, будущие управленцы приобретут умение держать под контролем расходы предприятия, рационально сокращать себестоимость продукции.

Сложившаяся практика управления такова, что наиболее жестко всегда контролируется именно план продаж. И это понятно, поскольку исполнение плана продаж напрямую связано с получением дохода. В программе имеется возможность регистрировать планы продаж. При этом возможна детализация по конкретным номенклатурным позициям. План может относиться к конкретному подразделению. Можно указать ответственного за выполнение плана. Планирование выполняется как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Планов продаж на один и тот же период может быть несколько: реалистичный, оптимистичный, пессимистичный.

Если появятся, к примеру, отклонения в выполнении плана продаж, т.е. окажется, что план выполнен не полностью, то проведение план-фактного анализа по каждой номенклатурной позиции позволит выяснить, что помешало реализовать те или иные товары (услуги), за счет чего произошло снижение.

Работа с отчетами

Программа УНФ предоставляет управленцу широкий спектр отчетов, которые доступны и студентам в процессе освоения профессии директора.

С помощью отчетов будущие управленцы учатся анализировать результаты работы предприятия, понимать причины, влияющие на его работу в целом и на работу каждого подразделения в отдельности, осознавать важность принятия своевременных и правильных управленческих решений.

Важно то, что результат принятия любого управленческого решения можно оценить тут же, на месте, в учебной аудитории — отчеты формируются каждый раз заново с учетом внесенных в систему изменений.

Например, оценка эффективности работы фирмы как коммерческого предприятия является одной из важнейших задач ее руководителя. Если, по условию задачи, у фирмы имеется несколько направлений деятельности, то отчет по доходам и расходам поможет будущему управленцу провести сравнительный анализ эффективности этих направлений.

Действительно, если, например, по одному из направлений стабильно низкий финансовый результат, стоит ли вкладывать деньги в развитие этого направления? И наоборот, вид деятельности, дающий стабильно хорошую прибыль, по сравнению с другими, имеет смысл развивать и далее.

Очень важный вопрос — управление дебиторской задолженностью. Грамотная работа с нею — залог экономической безопасности предприятия. Анализировать состояния расчетов с покупателями и поставщиками будущие управленцы смогут с помощью имеющихся в информационной системе соответствующих отчетных форм. В них в наглядном виде представляются суммы задолженности покупателей и поставщикам, структура задолженности, ее сроки. А с помощью диаграмм можно оценить процентное соотношение долга каждого контрагента и общей суммы задолженности, изменение общей величины дебиторской задолженности за заданный период и т.д.

Рабочее место директора

Автоматизированное рабочее место директора фирмы сегодня представляет собой некую панель управления — монитор руководителя. На экране компьютера наглядно представляются все основные показатели деятельности фирмы:

  • остатки денежных средств на начало и конец указанного дня по всем кассам и расчетным счетам предприятия;
  • доходы и расходы по направлениям деятельности предприятия с выводом итогового результата;
  • контрагенты — дебиторы;
  • контрагенты — кредиторы с указанием размера задолженностей;
  • список товаров, работ и услуг, включенных в невыполненные заказы покупателей с указанием заказа;
  • список товаров, работ и услуг, включенных в невыполненные заказы поставщикам с указанием заказа и т.д.

В реальном бизнесе с помощью монитора руководителя директор компании имеет возможность получать данные на любую дату и по любому направлению деятельности фирмы. Студенты же, осваивая управленческие тонкости с помощью информационной системы, заканчивают вуз более подготовленные к своей трудовой деятельности.

Помощь преподавателям

Важно отметить, что использование в обучающем процессе информационных систем повышает требования к квалификации преподавателей. Ведь надо научить студентов не только нажимать «правильные» кнопки при решении той или иной задачи, а разбираться в сути самой задачи, самостоятельно находить варианты ее решения, понимать причинно-следственные связи принимаемых решений.

Информационная система, применяемая в реальном бизнесе, как раз, и позволяет моделировать реальные бизнес-ситуации, что, безусловно, помогает преподавателям повышать свою квалификацию и формировать интересные и полезные для студентов программы и задания.

Использование такой информационной системы в процессе обучения позволяет вовлечь студентов в процесс управления, развивает их творческие способности, учит принимать взвешенные управленческие решения, повышает степень заинтересованности в получении профессии. Все это повышает качество подготовки специалистов управленческих специальностей — будущих директоров предприятий.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.