Знания на расстоянии

д.т.н., д.э.н., профессор, академик РАЕН

Новые возможности, открываемые интернет-технологиями в системе обучения, особенно актуальны для бизнес-образования, которое ориентировано на постоянное совершенствование действующих специалистов, на их оперативную переподготовку по новым специальностям и навыкам с минимальным отрывом от производственного процесса.

Традиционные формы обучения сегодня все в большей мере становятся сдерживающим фактором подготовки и повышения квалификации специалистов, поскольку традиционным формам присущи:

  • ограниченность пропускной способности учебных семинаров и курсов;
  • необходимость периодического обновления знаний специалистов предприятий;
  • географическая удаленность регионов от центров знаний, где концентрируются высококлассные преподаватели;
  • рост затрат на командировки специалистов для переподготовки;
  • отвлечение сотрудников предприятий от основной деятельности на период обучения;
  • динамичность нормативно-правового реформирования промышленной и финансовой сферы.

Дистанционное обучение (ДО) как комплекс образовательных услуг в рамках специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, позволяет расширить географию слушателей, тематический диапазон преподаваемых курсов и их качество; сократить время обучения благодаря быстроте коммуникаций и использованию современных форм обучения.

В ряду средств технологической поддержки дистанционного обучения можно отметить 3 основные группы:

  • кейс-обучение (комплект учебно-методических материалов);
  • ТВ-технологии (телевизионные лекции);
  • ИТ (использование широких возможностей интернет-технологий и средств мультимедиа).

Выделяют следующие секторы ДО: корпоративный, высшее и среднее образование, государственный. Наиболее динамично развивается корпоративное обучение, которое охватывает и профессиональное обучение специалистов новым продуктам и услугам, и обслуживание и ремонт сложных технических изделий, и работу с программными продуктами и технологическим оборудованием, и финансовые операции, электронный бизнес и др. В результате успешно решаются основные из перечисленных выше проблем традиционного обучения.

Для предоставления коммерческих услуг в области дистанционного интернет-обучения могут быть реализованы следующие бизнес-модели и их комбинации:

  • разработка и поставка технологий и программно-технических решений для создания систем обучения в режиме реального времени;
  • передача в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для развертывания систем удаленного обучения;
  • предоставление коммерческих услуг по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым специализированными компаниями и учреждениями образования;
  • обеспечение консалтинговых услуг по переводу существующих курсов в среду on-line, подготовка контента курса, а также развертывание системы дистанционного обучения и организация процесса дистанционного обучения;

Основными функциями модулей типовых, в первую очередь, зарубежных систем ДО являются:

  • управление ресурсами и отслеживание прохождения учебных программ учащимися;
  • интерактивное создание и управление контентом;
  • интеграция комплекса навыков и бизнес-ролей с корпоративными стратегиями и целями;
  • использование учебной платформы с учебными ресурсами;
  • адекватное распространение корпоративного тренинг-контента и др.

Обучение в режиме on-line подразумевает синхронные, проходящие по расписанию лекции и семинары. Обучение же в режиме off-line предполагает асинхронные, проводимые по запросу пользователя интернет-занятия. Смешанные модели обучения позволяют комбинировать онлайновое обучение с лабораторными и аудиторными занятиями. Ключевыми проблемами интернет-обучения обеих форм остаются проблема аутентификации пользователя при проверке знаний и необходимость очной экзаменационной сессии.

В системах обучения в режиме on-line традиционно используются две доминирующие модели обучения: презентации и программируемые курсы.

Новые системы позволяют поддерживать и диалоговые видеоконференции. Программируемые обучающие курсы являются наиболее популярным методом асинхронного обучения. Разработчик разбивает содержание курса на управляемые фрагменты, вводит последовательность инструкций, подготавливает ответы на наиболее актуальные вопросы и обеспечивает обратную связь с учащимися, а также — слушателей с другими учащимися и преподавателем. Активно ведутся работы по созданию и совершенствованию пространств информационной среды группового взаимодействия в интерактивном режиме: для участия в дискуссиях.

Полноценная система ДО должна иметь возможности представления информации в виде объектов мультимедиа. Значимым ресурсом систем ДО является создание обучающей, тестирующей и контролирующей системы на основе универсального компьютерного носителя информации, включающего функционально полный гипертекстовый конспект материала дисциплины и комплект учебно-контролирующих и тестирующих программ. Такой подход диктует также вполне определенные требования к преподавателям, разрабатывающим материалы профессионального информационного обеспечения учебного процесса.

Реализация видеокурсов в режиме on-line осуществляется при наличии мощных телекоммуникационных возможностей, и в России она может быть востребована только в редких случаях для корпоративных систем. Остальные способы представления информации в Интернете стали уже достаточно традиционными. При этом необходимо учитывать специфику конкретного курса и пропускную способность каналов конкретных пользователей.

Команда по разработке учебного курса, как правило, включает три группы специалистов: в предметной области, по переводу учебного курса в онлайновую форму и в области веб-технологий.

Создание качественных учебных курсов требует значительных начальных затрат, что вызывается неотработанностью технологий и необходимостью привлечения высококвалифицированных профессоров и тьюторов. Ограничением пока еще являются также возможности телекоммуникационных каналов.

Для реализации полноценной системы бизнес-обучения специалистов применительно к менеджменту, в том числе в области финансов, программа уровня MBA (Master Business Administration) должна учитывать практические нужды менеджеров, а также потребности специалистов, вовлеченных в производственный процесс и лишенных возможности на длительный срок отлучаться с рабочего места. Учитывая территориальную разбросанность и занятость слушателей, особое внимание следует сфокусировать на трех положениях, имеющих, пожалуй, решающее значение для реализации системы бизнес-образования.

Положение 1. Цели, учебный план и структура образовательной программы должны отражать потребность в профессионалах и быть направленными на обучение будущих специалистов умению действовать в постоянно меняющихся условиях.

В рыночной экономике управленцу следует разбираться в национальных и международных финансовых рынках, осуществлять маркетинг финансовых продуктов, знать международные финансовые и банковские операции и информационные технологии, обеспечивающие мониторинг, анализ и принятие решений по этим направлениям. Весьма важной является проблема централизации-децентрализации. Все большее значение для менеджмента имеют проблемы управления рисками, в том числе финансовыми.

Положение 2. Бизнес-образование предусматривает равновесие между теорией и практикой: оно включает научную теорию и учит пониманию того, как она может быть применена на практике.

Положение 3. Территориальная разбросанность слушателей, а также необходимость совмещения обучения с производственной деятельностью требуют использования современных дистанционных методов обучения.

Система дистанционного бизнес-обучения должна формироваться по модульному принципу и базироваться на соответствующих образовательных технологиях. Это позволит создать различные по наполнению дипломные программы (включая второе высшее образование), а также осуществлять краткосрочное повышение квалификации специалистов, в том числе без отрыва от производства.

В качестве базовых (содержательных) модулей для финансового МВА можно рассматривать: стратегический менеджмент, маркетинг финансовых услуг, финансовые рынки, риск-менеджмент, международное банковское дело и финансовые операции, управление филиалами, страхование и управление пенсионными фондами, финансовый менеджмент, контроллинг, информационные системы менеджмента.

Целями финансового МВА в рамках дистанционного бизнес-образования являются:

  • обеспечение возможности сотрудникам и менеджерам компаний реального сектора поднять уровень профессиональных знаний и навыков при работе в условиях рыночной экономики;
  • создание непрерывной системы образования путем совмещения дистанционного и очного обучения, а также стажировок и обучения без отрыва от производства;
  • внедрение системы дистанционного обучения, охватывающей все управленческие и финансовые аспекты деятельности организаций.

Формирование полноценной системы дистанционного бизнес-образования предполагает разработку учебных (организационных) модулей, служащих основой для всей программы. Это:

  • выбор и внедрение программных продуктов, а также технического обеспечения, необходимого для проведения дистанционных форм обучения;
  • подготовку преподавателей-тьюторов, владеющих методикой дистанционного обучения;
  • дистанционное обучение групп специалистов с помощью подготовленных преподавателями модулей через информационные сети под руководством профессоров;
  • очное обучение специалистов и преподавателей, возможно, и за рубежом, включая изучение практики работы финансовых организаций с использованием разработанных модулей;
  • стажировку российских специалистов в ведущих зарубежных банках и финансовых компаниях по индивидуальным программам;
  • освоение слушателями полученных знаний на рабочем месте в ходе обучения.

Все вышеизложенное распространяется на бизнес-образование в сфере информационных технологий. Кроме того, с учетом направленности и особенности этой области более широко могут использоваться инновационные методы.

 

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.