Мария Шантаренкова

Редактор, специалист в области PR. Работала менеджером по маркетингу и PR компании ALP Group. С 2003 по 2014 г. была выпускающим редактором журнала Intelligent Enterprise.

Новая реальность диктует нам новые условия жизни и работы. Так, порядка 80% россиян по рекомендации своих работодателей перешли на домашний режим работы из-за распространения коронавирусной инфекции. Об этом говорят данные опроса HeadHunter. Не обошли стороной изменения и студентов и школьников. Минобрнауки порекомендовало вузам и другим учебным заведениям перейти на дистанционное обучение. Колледжи и институты должны обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме, несмотря на вспышку коронавирусной инфекции. И пока в мире бушует опасный вирус, компании терпят убытки, аналитики прогнозируют бум всевозможных онлайн-сервисов, в том числе решений для дистанционного образования. Что вполне объяснимо, ведь множество людей всех возрастов вынужденно проводят очень много времени дома, за компьютером. Одним из инструментов для организации дистанционного обучения как в вузах, так и в корпоративных учебных центрах, может стать комплекс продуктов «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента»,  которые вместе образуют, единственную систему дистанционного обучения на платформе «1С:Предприятие 8». 

Системы дистанционного обучения

Организация профессионального развития сотрудников на сегодняшний день – одна из основных функций служб управления персоналом. Согласно исследованию компании HeadHunter (февраль-март 2017 года) 57% опрошенных респондентов (менеджеров по подбору и обучению персонала, а также руководителей компаний) заявили, что в их компаниях работает система обучения и развития сотрудников. В последние 10–15 лет компании активно переходят на дистанционные формы обучения. Дистанционное образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования, средний рост составляет +23% в год в течение 2012–2017 гг. В последние 2 года рост немного замедлился, но по-прежнему составляет, по разным оценкам, от 5 до 15% в год. Российские компании и учебные учреждения не отстают, а по темпам роста даже опережают зарубежных коллег. Объем рынка онлайн-образования в России растет немного быстрее мирового, на 20–25% в год (исследование «Интерфакс Академии»).

Вообще говоря, инструментами электронного обучения можно назвать все средства представления информации, через Интернет (электронную почту, форум, социальные сети и т.д.). Но для качественного и эффективного дистанционного обучения разработаны специальные системы управления обучением (Learning Management System, LMS). Ключевые элементы современной системы дистанционного обучения показаны на рисунке 1.

 SDO-1.jpg

Рисунок 1. Ключевые элементы современной системы дистанционного обучения.

Важнейшие особенности современных систем электронного обучения:

  • эффективное предоставление слушателям материалов электронных курсов, как в традиционных формах (лекции и семинары), так и новых (самостоятельное обучение, геймификация и т.д.);
  • подсистема анализа результатов тестирования, которая позволяет сделать выводы об уровне знаний, а также о качестве учебных курсов;
  • интеграция с внешними корпоративными системами;
  • поддержка современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения.

SDO-3.jpg

Рисунок 2. Прикладная архитектура информационной системы дистанционного обучения вуза или колледжа.

Возможности системы «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет»

Система «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» универсальна, она имеет настройки для внутреннего обучения или аттестации персонала, либо для использования в образовательных организациях. У нее много полезных функций, которые существенно облегчат работу преподавателей вузов и сотрудников кадровых служб, отвечающих за аттестацию сотрудников. Перечислим самые важные:

  • разработка мультимедийных интерактивных электронных курсов и тестов, содержащих тесты, рисунки, видео, ссылки или файлы произвольных форматов (doc, xls, pdf, изображения, мультимедиа и др.);
  • публикация электронных курсов и тестов для передачи в сторонние системы дистанционного обучения или в формате HTML для автономного изучения с помощью браузера, например, в качестве самоучителя;
  • загрузка студентов, преподавателей и сотрудников, а также учебной структуры из систем «1С:Университет» или «1С:Колледж» для назначения обучения в зависимости от учебных групп, курсов, специальностей и др (рис 2);
  • передача в систему «1С:Колледж» оценок, полученных студентами в ходе электронного обучения;
  • загрузка сведений о сотрудниках, их должностей и состояний по возможности учиться, перечня подразделений из систем «1С:Зарплата и кадры» (включая версию КОРП), а также «1С:ERP Управление предприятием 2» для назначения сотрудникам обучений и аттестаций в зависимости от занимаемой должности и подразделения (рис. 3);
  • проведение электронного и смешанного обучения в локальной сети организации или через Интернет, включая изучение электронных курсов, выполнение тестов и проверяемых преподавателем электронных контрольных работ, участие в вебинарах или аудиторные занятия;
  • контроль и анализ результатов электронного обучения;
  • учебные форумы, обмен личными сообщениями, автоматическая отправка персонифицированных сообщений при различных событиях учебного процесса и публикация новостей настраиваемой видимости;
  • выдача выпускникам персонифицированных электронных сертификатов по настраиваемым шаблонам;
  • создание пин-кодов (одноразовых паролей) для продажи доступа к дистанционному обучению, например, через интернет-магазины.

SDO-2.jpg

Рисунок 3. Прикладная архитектура информационной системы, поддерживающей процесс обучения, а также ключевые роли.

Как проходит обучение

Комплекс «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» + «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента», позволяет учиться из любого места – с компьютера или со смартфона. Система работает в любом браузере, никаких приложений устанавливать не нужно и имеет простой, интуитивно понятный интерфейс. Отметим, что веб-кабинет (как преподавателя, так и обучающегося) можно кастомизировать под фирменный стиль образовательной организации – изменить цвет плашек и кнопок, добавить логотип, оформить разноплановые задания значками.

Основа электронного обучения – это электронный курс, учебный материал представленный так, что позволяет взаимодействовать с ним и закреплять знания на практике. После входа в систему учащийся увидит на главной странице курсы, которые надо пройти (рисунок 4). В верхнюю части списка автоматически выводятся те курсы и задания, которые идут сейчас или по ним была недавняя активность (например, задание возвращено на доработку).

ris4.jpg

 Рисунок 4. Курсы, которые должен пройти обучающийся.

 Часть заданий система способна проверять автоматически, для других требуется проверка преподавателя (рисунок 5).

 

ris5.jpg

Рисунок 5. Комментарии преподавателя по домашнему заданию.

После успешного выполнения всех заданий, необходимо пройти итоговое тестирование. После этого обучение автоматически завершается и выдается персонифицированный электронный сертификат об успешном завершении обучения.

Отметим, что в планах фирмы «1С» развитие встроенной системы коммуникаций. Студент, не уходя со страницы курса, может задать вопрос преподавателю, оставить свой комментарий, оценить полезность пройденного материала. Также скоро будет реализован подсчет набранных за обучение баллов и рейтинг студентов, одновременно проходящих обучение. 

Как организована работа преподавателя

Преподаватель также может работать в системе через веб-кабинет. Он заходит в систему и уже на главной странице видит список всех заданий, которые ожидают проверки. Перейдя к заданию, он может написать комментарий к ответу студента, приложить файл и выбрать одну из двух возможностей:

  1. Выставить оценку за задание по установленной в настройках вида обучения шкале (в данном случае пятибалльной).
  2. Вернуть задание на доработку, выбрав одну из заранее настроенных причин возврата на доработку, например, «Не тот файл», если студент случайно ошибся и приложил не тот файл.

ris6.jpg

Рисунок 6. Список работ на проверку у преподавателя.

Весь процесс работы преподавателя оптимизирован для быстрой проверки множества электронных контрольных работ. Между заданиями можно перемещаться, пропустить задание, вернуться к предыдущему и т.д. Расположение блоков карточки задания оптимизировано с учетом частотности их использования, например, блок выставления оценки поднят выше, а блок задания сделан сворачиваемым. В ведомости преподавателя информация размещается в сворачиваемых блоках, которые автоматически разворачиваются там, где преподаватель должен выполнить некоторые действия, например, проверить задание.

ris7.png

Рисунок 7. «Карусель» проверки заданий и контрольных работ.

В планах фирмы «1С» добавить в кабинет блок для комментариев, который позволит преподавателю получить обратную связь от студентов. Например, студент сможет оставить информацию о возможной ошибке или оценить полезность раздела курса. Это в свою очередь позволит преподавателю оценить качество учебных материалов.

Комплекс продуктов «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента», вместе образуют полнофункциональную систему дистанционного обучения на платформе «1С:Предприятие 8». В современных условиях дистанционное обучение может стать возможностью для компаний повысить эффективность своих сотрудников, находящихся на удаленной работе. А вузы и другие учебные заведения смогут выполнить требование Минобразования об организации дистанционной учебы. 

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.