Михаил Глинников

обозреватель журнала «Управляем предприятием»

Авиаремонтное производство — деятельность достаточно сложная. Это очень обширная номенклатура: тысячи агрегатов, сотни тысяч узлов и миллионы различных деталей. А также это работа преимущественно в условиях государственного оборонного заказа и государственных контрактов. Кроме того, на данный момент у большинства промышленных предприятий России, к сожалению, отсутствует электронная структура изделия. Авиаремонтные заводы не являются здесь исключением. Как в этих непростых условиях создавалась информационная система на «123 Авиационном ремонтном заводе», читайте в нашем материале.

Резюме проекта

Цели проекта

Особенности проекта

Результаты проекта

Ситуация до старта проекта

«Прежде всего, мы ремонтируем Ил-76 и учебно-десантные самолеты Л-410, но также выполняем и коммерческие заказы», — начал беседу Александр Стрижевский, начальник отдела ИТ «123 Авиационного ремонтного завода». Создать корпоративную информационную систему на «123 Авиационном ремонтном заводе» пытались ещё в 2004 году. Но, по многим причинам, прежде всего — неготовности к процессу внедрения, эта идея так и осталась нереализованной.

«123 Авиационный ремонтный завод» участвует в выполнении гособоронзаказа, и учёт должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации для подобных предприятий: приказа Минпромэнерго России №200 от 23.8.2006, закона от 29.12.2012 №275 и постановления правительства РФ №47 от 19.1.1998. Основное требование этих нормативно-правовых актов — полностью прозрачный комплексный учёт затрат и денежных потоков в привязке к выполняемым предприятием госконтрактам. Информационная система должна создаваться с учётом этих требований.

В 2015 году при аудите предприятия специалистами объединенной авиационной корпорации, в которую входит завод, было высказано пожелание создания корпоративной информационной системы. «Мы и сами уже думали об этом, — комментирует Александр Стрижевский. — Указание вышестоящей управляющей организации стало дополнительным стимулом, чтобы стартовать проект по созданию корпоративной информационной системы. Кроме того, мы вошли в дивизион поддержания жизненного цикла самолётов Ил, в частности, Ил-76, и без современной ИС решить основную задачу — поддержание жизненного цикла самолётов — было очень затруднительно».

На момент запуска проекта в начале 2016 года на предприятии использовались следующие системы:

  • «1С:Бухгалтерия 3.0»;
  • «1С:Зарплата и кадры 7.7»;
  • система для ведения базы данных нормативов (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
  • система складского учёта (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
  • система планирования ремонтов оборудования (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
  • система ценообразования и отчётности по гособоронзаказу (собственная разработка на платформе «1С:Предприятие 7.7»);
  • система учёта путевых листов и ГСМ.

Из-за отсутствия единой системы учёта не было возможности автоматически сформировать бухгалтерскую и налоговую отчётность предприятия — требовалась масса ручных обработок, одна и та же информация многократно вводилась в разные системы. В результате возникали ошибки. Управленческий учёт и планирование работы предприятия велись полностью вручную — данные собирались и обрабатывались в Excel, со всеми сопутствующими проблемами: высокой трудоёмкостью, низкой оперативностью предоставления информации, неактуальностью данных. Достаточно сложно было вести учёт работы по госконтрактам так, как этого требует законодательство РФ.

Портрет компании-заказчика

Портрет компании-подрядчика

Критерии выбора системы и партнёра

Критерии выбора системы были следующими:

  • система должна иметь большие внедрения в нашей стране;
  • гибкость решения, чтобы его можно было легко адаптировать под требования работы в условиях гособоронзаказа;
  • решение должно быть относительно недорогим.

«В результате мы остановились на системе «1С:ERP Управление предприятием 2». Цены западных ERP-систем оказались на порядок выше, чем мы в целом потратили на этот проект», — отмечает Александр Стрижевский.

Выбор партнёра делался на конкурсной основе в два этапа — предприятие работает в рамках ФЗ №223. Сначала проводили конкурс на создание технического задания по автоматизации производства. Затем это техническое задание служило основой для следующего конкурса на проведение внедрения системы. В результате победителем стала компания «Раздолье». Она удовлетворила тем требованиям, которые были указаны в техническом задании и критериям к партнёру.

Архитектура и масштаб системы

Единая корпоративная информационная система «123 Авиационного ремонтного завода» построена на базе решений «1C:ERP Управление предприятием» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Внедрены следующие функциональные блоки системы:

  • управление продажами;
  • управление закупками и складской учёт;
  • управление нормативно-справочной информацией, сделан первый шаг к созданию PDM-системы для ремонтов;
  • планирование производства и его обеспечения, а также оперативный учёт на производстве;
  • учёт затрат и расчёт себестоимости;
  • бухгалтерский учёт и налоговый учёт;
  • кадровый учёт;
  • расчёт заработной платы.

«Первоначально, по техническому заданию, проект охватывал финансово-экономическую и бухгалтерскую области и не затрагивал планирование, а также производственный блок по ремонту авиационной техники, — вспоминает Александр Стрижевский. — Основная сложность заключалась в том, что мы недостаточно хорошо понимали, какие возможности системы «1С:Управление предприятием 2» мы можем использовать. Наша ошибка состояла в том, что мы достаточно узко подошли к целям проекта и стремились решить задачи обеспечения работы „горящего” финансово-экономического блока: бухгалтерский учёт, налоговый учёт и движение ТМЦ. А возможности по планирования производства были для нас малопонятными. Но в ходе проекта пришло понимание, что мы можем решить и другие задачи. Мы переговорили с нашим партнёром — компанией «Раздолье», расширили рамки проекта и продлили сроки». В результате в рамки проекта вошла подсистема планирования, прежде всего планирования обеспечения производства и изготовления деталей собственного производства (их объём не так велик, но они очень важны для ремонтов). Ещё одним нюансом оказалось использование системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8». «На момент старта проекта функционал модуля «Заработная плата» в системе «1С:ERP Управление предприятием 2» немного отставал от функционала системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8», — отмечает Александр Стрижевский. — Поэтому, чтобы быстро построить систему, мы приняли решение вести расчёт заработной платы в системе «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Однако при этом обеспечить обмен данными между системами «1С:ERP Управление предприятием 2» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8» в обе стороны. Сколько часов отработал каждый работник, фиксируется в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», потом данные передаются в систему «1С:Зарплата и управление персоналом 8», где производятся расчёты, формируется необходимое распределение, и затем данные возвращаются в систему «1С:ERP Управление предприятием 2» для бухгалтерского учёта и разнесения затрат.

Мы достаточно узко подошли к целям проекта и стремились решить задачи обеспечения работы „горящего” финансово-экономического блока. А возможности по планирования производства, были для нас малопонятными. Но в ходе проекта пришло понимание, что мы можем решить и другие задачи.

Расскажем подробнее о функционале единой корпоративной информационной системы.

  1. Управление продажами. Все заказы клиентов учитываются в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», и на их основе формируется план производства. Создаётся план продаж, затем утверждённые заказы клиентов переносятся в план производства, и осуществляется вся дальнейшая работа.
  2. Планирование и оперативный учёт производства. План производства ведётся в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», как план на текущий год, так и переходящий на следующий. На основании этого плана возникает потребность в материалах для обеспечения производства. В рамках финансового планирования прогнозируются затраты и ожидаемый доход. В рамках месячного планирования определяется выпуск продукции собственного изготовления. Затем идёт планирование на цеховом уровне — план работ, которые необходимо выполнить в рамках цеха. Этот план спускается до мастерских и бригадных участков, фиксируется факт выполнения этих работ и расчёт заработной платы за выполнение этих работ.
  3. Управление закупками. «Планы и сроки обеспечения производства формируются исходя из планов производства и на основе так называемого «казначейского комплекта» запасных частей», — поясняет Александр Стрижевский. На основе «плана производства», «казначейского комплекта» запасных частей и сроков выпуска продукции формируются задания для тех, кто производит закупки по подразделениям. А уже они определяют по направлениям и зонам своей ответственности, что им необходимо приобрести, и формируют заказы поставщикам. По приходу ТМЦ от поставщиков, в момент поступления, на основе этих заказов кладовщики автоматически оформляют приход и соответствующий расход в производство. То есть от планирования и до поступления на производство отслеживается вся технологическая цепочка.
  4. Управление НСИ. Основой нормативно-справочной информации (НСИ) для обеспечения производства является комплект запасных частей. Вводятся нормативы по всем работам, которые выполняют рабочие в цехах. И, исходя из этого, начисляется заработная плата.
  5. Учёт затрат. Предприятие выполняет, в основном, работы по гособоронзаказу, поэтому необходимо вести учёт затрат в соответствии с 285 ФЗ. То есть по каждому отдельному выполняемому заказу ведётся раздельный учёт — так называемый наряд-заказ, раздельно по машинам и по двигателям. В соответствии с заказами на производство ТМЦ списываются конкретно под каждый наряд-заказ, который соответствует отдельным машинам. Так же учитывается заработная плата рабочих, она передаётся из системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8». В результате раздельно по машинам получаются затраты и по заработной плате, и по основному производству, а также дополнительные расходы. Результаты получают экономисты и бухгалтерия и, затем принимают решения о том, выдерживается ли стоимость ремонта, не выходит ли она за плановые показатели, может быть, следует что-то предпринять, чтобы уменьшить эти расходы.
  6. Бухгалтерский и налоговый учёт. Помимо бухгалтерской и налоговой отчётности этот блок включает специфическую отчётность для управляющей организации, которая оформлена в стандарте МСФО. По результатам закрытия месяца, квартала из системы «1С:ERP Управление предприятием 2» автоматически получается вся необходимая отчётность: для сдачи в налоговую, отправки в управляющую компанию, а также для принятия решений руководством предприятия.

Всего на предприятии автоматизировано 300 рабочих мест. Постоянно в информационной системе находится порядка 150 пользователей.

Этапы проекта

Этап 1. Создание концептуального проекта, в котором были перечислены функциональные области проекта, процессы, которые должны быть перенесены в единую систему, а также планируемые результаты.

Этап 2. Утверждение проекта, подготовка ТЗ. «Если бы я начинал проект заново, то более тщательно подошёл бы к изучению функционала системы и изначально заложил бы более широкий охват, — отмечает Александр Стрижевский. — Кроме этого, ничего другого я бы, в принципе, не менял».

Этап 3. Доработка подсистем под специфику авиаремонтной деятельности. Ознакомительное тестирование системы и доработок, подготовка данных из старых систем.

Этап 4. Опытная эксплуатация системы. «При загрузке данных вели проверку их корректности для учёта, — отмечает Александр Стрижевский. — Параллельно работали старая («1С:Бухгалтерия») и новая системы. Постоянно сравнивались результаты работы в двух системах, проводилась верификация данных, устранялись расхождения». Этот период двойного учёта был непростым и длился полгода — с 1 января 2017 года до 1 июля 2017 года.

Важно отметить то, что тестирование созданной системы было всесторонним. «Для проверки реализации функционала управления ремонтами на этапе опытной эксплуатации мы протестировали систему на модели Л-410, а затем на нашем основном продукте — Ил-76, — отмечает Александр Стрижевский. — Кроме того, мы ремонтируем авиационные двигатели — и новую систему мы протестировали на одном типе двигателя».
Первое полугодие 2017 года было закрыто с результатом, который удовлетворил финансово-экономические службы завода. И с 1 июля 2017 года принято решение, что предприятие переходит на работу в единой системе «1С:ERP Управление предприятием 2».

* * *

Во второй части статьи мы расскажем об особенностях, результатах и перспективах проекта.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.