Будущее грузоперевозок: платонинг и автономный транспорт

Александр Лепехин — руководитель отдела поддержки и развития Информационных систем компании «Диалог ИТ». Отвечает за направление сопровождения корпоративных Заказчиков из различных отраслей на базе стандартов 1С:ТКС и ITIL. С 2017 года является преподавателем дисциплины «Управление проектами» в Высшей школе управления и бизнеса Политехнического университета.

Татьяна Малышева — младший специалист-консультант ООО «Диалог ИТ.

Благодаря инновациям, мир, в котором мы сейчас живем, кардинально меняется. Причем скорость этих изменений растет с каждым днем. Инноваторы внимательно изучают самые серьезные проблемы отраслей, вызванные социальными, экономическими, экологическими или другими факторами, и пытаются найти пути для их решения. По данным Европейского Союза, три четверти внутренних грузовых перевозок осуществляются автомобильным транспортом (Евростат, 2019 год). Это составляет примерно 1750 миллиардов тонно-километров (ТКМ) грузов. В результате повышается потребление топлива, выбросы CO2, появляются транспортные заторы, от которых страдает безопасность движения. Чтобы облегчить эти проблемы в транспортной отрасли, были разработаны такие инновации, как платонинг и автономные транспортные средства. Однако действительно ли эти нововведения повлияют на будущее транспорта?

Что такое автономные транспортные средства?

Автономные, или самоуправляемые, транспортные средства – это легковые или грузовые автомобили, которые могут совершать существенные действия без вмешательства человека.

Автономное вождение может быть сгруппировано в шесть уровней автоматизации (NHTSA, 2019):

Уровень 0: автомобиль не имеет никакого контроля, все основные системы управляются водителем.

Уровень 1: усовершенствованная система помощи водителю автомобиля (ADAS) имеет возможность поддерживать привод с помощью таких функций, как рулевое управление, ускорение и торможение. Однако одновременно можно использовать только одну функцию.

Уровень 2: на уровне 2 ADAS может одновременно управлять рулем, ускорением и торможением, хотя транспортное средство все еще требует человека – водителя – для безопасной работы и выполнения других задач.

Уровень 3: на этом уровне усовершенствованная система вождения (ADS) может управлять всеми необходимыми функциями вождения в некоторых условиях. Однако, водитель должен иметь возможность взять управление на себя. Кроме того, есть критические задачи, которые он должен выполнять сам.

Уровень 4: усовершенствованная система вождения автомобиля полностью автономна в определенных условиях вождения. Это означает, что все задачи вождения выполняются транспортным средством независимо друг от друга, а в остальных условиях требуется участие человека.

Уровень 5: на этом уровне транспортное средство полностью способно двигаться автономно. В любых условиях усовершенствованная система вождения автомобиля способна выполнять все задачи без участия человека.

Что такое платонинг?

Грузовое платонирование – это соединение нескольких грузовиков в колонну с помощью средств связи и датчиков (Energy, 2018). Виртуальная связь между грузовиками позволяет транспортным средствам автоматически ускоряться, тормозить и следовать друг за другом на более близком расстоянии, чем это обычно возможно с несвязанными грузовиками.

Как это работает?

Для того чтобы сформировать колонну, водителям нужен специальный бортовой компьютер. К этому компьютеру подключено устройство связи между транспортными средствами ближнего радиуса действия (VSV).

Первый автомобиль в колонне управляет скоростью движения. Следующие транспортные средства принимают радиолокационные данные буксировщика (ведущего транспортного средства), чтобы выстроиться в единую линию позади него и безопасно двигаться по шоссе. Другими словами, это называется кооперативной адаптивной способностью круиз-контроля.

Поскольку машины соединены по беспроводной сети, то можно входить и выходить из системы без каких-либо осложнений. Водитель может просто отключиться от колонны нажатием кнопки и безопасно выйти из системы (Janssen, Zwijnenberg, Blankers, & de Kruijff, 2015).

Преимущества грузового движения в колонне

Движение грузовиков в единой колонне имеет большой потенциал для снижения транспортных расходов, повышения безопасности дорожного движения, предотвращения дорожных пробок, повышения эффективности работы. В некоторых странах ЕС 90% общего объема грузов перевозится автомобильным транспортом, а 25% расхода топлива грузового автомобиля вызвано воздушным сопротивлением. Это оказывает значительное влияние на выбросы CO2, транспортные заторы и расход топлива.

Технология грузового движения в колонне позволяет снизить транспортные расходы за счет улучшенной аэродинамики. Поскольку грузовики движутся с постоянной скоростью в непосредственной близости друг от друга на расстоянии 0,3 секунды, расход топлива будет уменьшаться, так как торможение и ускорение автономно управляются системой (ACEA, 2016).

Кроме того, 90% всех дорожных происшествий вызваны человеческими ошибками. Благодаря данной инновационной технологии, человеческие ошибки предотвращаются, что подразумевает меньшее количество несчастных случаев и повреждений.

С помощью платонинга будут предотвращены пробки, так как длина грузовиков уменьшится из-за разрыва в 0,3 секунды, что означает оптимизацию пропускной способности дорог.

Проблемы и перспективы

Технологии автономного транспорта и платонинга фактически революционизируют то, как транспортные компании перевозят грузы. Полностью автономные легковые и грузовые автомобили, которые управляются самостоятельно, становятся реальностью.

Однако главная проблема заключается в ограничениях общества. Для того, чтобы платонинг стало возможно использовать, в обществе должны произойти изменения. Прежде всего, участники дорожного движения, не знакомые с инновационной технологией, должны научиться приспосабливаться к двухвагонным автопоездам. Кроме того, необходимы изменения в законодательстве, а страховые компании должны требовать новых схем покрытия ответственности.

Производителям грузовиков, скорее всего, придется стремиться к совместимости различных систем платонинга. И наконец, следует изменить менталитет грузоотправителей и их конкурентов, чтобы сформировать как можно больше колонн. Если эти изменения будут сделаны, то возможности в области транспорта будут безграничны.

Использованные источники:

ACEA. (2016, 10 3). What is truck platooning? Retrieved from European Automobile Manufactures Association.
Energy. (2018). Platooning Trucks to Cut Cost and Improve Efficiency. Retrieved from U.S. Deparment of Energy: https://

www.energy.gov/eere/articles/platooning-trucks-cut-cost-and-improve-efficiency

European Automobile Manufacturers Association. (2017). WHAT IS TRUCK PLATOONING?

Eurostat. (2019). Freight transport statistics. Retrieved from Eurostat: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php?title=Freight_transport_statistics

Janssen, R., Zwijnenberg, H., Blankers, I., & de Kruijff, J. (2015). Truck Platooning.

NHTSA. (2019). Automated Vehicles for Safety. Retrieved from NHTSA: https://www.nhtsa.gov/technology-innovation/ automated-vehicles-safety

 

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.