П. Алферов, Н. Китайгородская

Павел Алферов — профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково». Организовывал проектное управление в компаниях, лидерах российского рынка: ТНК-ВР, Альфа-групп, X5 Retail group и НИПК «Электрон». Отвечал за построение комплексной системы управления знаниями Оргкомитета Сочи 2014, член экспертной сети МОК. Один из разработчиков российских стандартов проектного и портфельного управления. Наталья Китайгородская — исследователь Московской школы управления «Сколково». Эксперт в области управления знаниями, организовывала систему управления знаниями Оргкомитета Сочи 2014 и EY.

Один из авторов статьи пару лет назад сдал экзамен по одному из наиболее распространенных фреймворков масштабирования Agile (Scaled Agile Framework Certified Agilist). К его удивлению вместо красивого сертификата на мелованной бумаге он получил ссылку, пройдя по которой увидел значок и предложение «расшарить» его во всех ключевых соцсетях. Кроме самого значка на странице были перечислены навыки, которыми он теперь обладает и критерии, по которым производилась оценка. Так он впервые столкнулся с тем, что принято называть открытыми цифровыми бейджами.

Что такое открытый цифровой бейдж

Говоря формальным языком цифровой бейдж — это достоверный индикатор достижения или обладания определенным навыком или компетенцией. Детали курса, о которых я узнал, кликнув на бейдж, называются метаданными. Они обычно включают информацию о том, кто и когда выдал и получил бейдж, истекает ли срок его годности и каковы критерии получения.

Такие цифровые бейджи часто бывают открытыми, т.е. созданными по открытому стандарту, гарантирующему одинаковую структуру бейджей вне зависимости от того, кто их выпустил. Этот стандарт называется «Инфраструктура открытых бейджей» (Open Badge Infrastructure) и позволяет собирать и группировать бейджи, выданные в разных местах. Метаданные, которые по открытому стандарту можно привязать к бейджу, отличают их от других типов сертификатов, показывая, за что был выдан бейдж.

Если смотреть шире, цифровые бейджи относятся к свидетельствам, подтверждающим микро-квалификацию (microcredentials) или, другими словами, конкретные знания, навыки или компетенции. В этом бейджи существенно отличаются от, скажем, дипломов о высшем образовании, так как диплом удостоверяет получение образования по специальности в целом, не раскрывая деталей.

Растет потребность в проверке новых навыков, не входящих в дипломы. Чтобы решить эту проблему некоторые крупные зарубежные компании несколько лет назад начали разрабатывать собственные программы обучения, предусматривающие выдачу цифровых бейджей.

Несомненно, дипломы продолжают играть важную роль при устройстве на работу, однако значимость свидетельств, подтверждающих микро-квалификации, растет. Одна из причин — дипломы не отражают в полной мере того, что конкретно умеют их владельцы. Кроме того, растет потребность в проверке новых навыков, не входящих в дипломы, а таких становится все больше и больше, особенно в мире ИТ. Чтобы решить эту проблему некоторые крупные зарубежные компании несколько лет назад начали разрабатывать собственные программы обучения, предусматривающие выдачу цифровых бейджей.

Одной из первых эту практику стала использовать компания IBM. Все началось в 2015 году с четырех типов бейджей. Однако программа быстро развивалась, и уже в 2018 году число активностей, за которые можно было получить бейдж, составило 1600, общее число выданных бейджей приблизилось к одному миллиону, а получили их 350 тысяч человек. Бейджи позволяют IBM быстро находить нужных сотрудников и формировать проектные команды, отслеживая владение навыками на «микро-уровне».

Другой пример — компания EY, которая в конце 2017 года запустила программу, направленную на повышение компетенций сотрудников в сфере цифровых технологий и приобретение навыков в таких областях, как командная работа и дизайн-мышление. По большинству из направлений можно получить четыре типа бейджей — бронзовый, серебряный, золотой и платиновый, — соответствующих разным уровням экспертизы. В программу каждого уровня входит изучение теории и применение знаний на практике. Кроме того, необходимо поделиться полученным опытом с коллегами. К середине 2019 года EY выдала почти 400 бейджей, а число направлений приблизилось к двадцати.
Этими двумя компаниями примеры не ограничиваются. Бейджи широко используются для подтверждения цифровых навыков и компетенций такими компаниями, как Microsoft, CISCO, SAS, Linux и Amazon Web Services. Выдают бейджи и учебные заведения, например Kaunas University of Technology или группа университетов Соединенных Штатов, объединившихся в «Университетский магазин образования» (University Learning Store), цель которого — предоставить доступную возможность быстро приобрести или подтвердить навыки.

Сотрудники часто воспринимают бейджи как игровой элемент в программе обучения, и это повышает мотивацию. Правильно продуманная иерархическая структура бейджей стимулирует к тому, чтобы получить их все.

Цифровые бейджи в тренде

До кризиса, вызванного пандемией COVID-19, аналитики единодушно отмечали увеличение использования цифровых бейджей во всем мире. Согласно некоторым оценкам, совокупный темп годового роста рынка бейджей в период с 2020 по 2025 должен был составить 19.4%. Предполагалось, что к 2025 году объем рынка составит 292.2 млн. долларов. Кризис, безусловно, повлияет на эти оценки. Однако можно уверенно предположить, что цифровые бейджи не исчезнут, не утратят свою значимость. Совсем наоборот скорее всего их использование начнет нарастать. И один из значимых факторов для этого — геймификация.

Сотрудники часто воспринимают бейджи как игровой элемент в программе обучения, и это повышает мотивацию. Ведь правильно продуманная иерархическая структура бейджей («от простого к сложному») стимулирует к тому, чтобы получить их все. При этом бейджи не «сгорают», когда сотрудник покидает компанию. Благодаря открытой технической платформе бейдж остается с сотрудником и после того, как он уволится. Это несколько «расстраивает» компанию, но весьма радует сотрудника.

Аналитики в течение нескольких лет говорили о том, что цифровизация приведет к тому, что большей части населения потребуется переобучение, повышение квалификации или смена карьеры (см, например, доклад World Economic Forum Towards Reskilling Revolution). Экономический кризис может значительно усилить этот тренд, поскольку он, вероятно, приведет к росту потребности в автоматизации. В условиях, когда количество соискателей будет превышать число вакансий, цифровой бейдж как заверенное свидетельство, подтверждающее обладание конкретными навыками, может стать очень и очень востребованным.

Те, кто хочет оставаться конкурентоспособным, будут учиться постоянно. Цифровые бейджи позволяют подтверждать навыки, полученные как в результате формального образования, так и неформально в процессе работы.

Еще один тренд, который будет расти в ближайшее время и с которым связаны цифровые бейджи, — это непрерывное обучение. В современных условиях выжить с набором знаний и навыков, приобретенных в молодости, становится практически невозможно. Те, кто хочет оставаться конкурентоспособным, будут учиться постоянно. Цифровые бейджи позволяют подтверждать навыки, полученные как в результате формального образования, так и неформально в процессе работы.

Не пойдет на спад и тренд на построение цифровой репутации. То, какой образ мы создаем онлайн, уже сейчас играет немаловажное значение, а в будущем его значимость только усилится. С помощью бейджей их владельцы смогут показать, что заслуживают профессионального доверия.

Надо сказать, доверие в данном контексте играет ключевую роль. В отличие от дипломов, чья значимость определяется авторитетом образовательного учреждения, цифровой бейдж зависит от того, насколько сильно, если вообще, можно доверять организации, выдавшей бейдж. И здесь мы подходим к вопросу, почему же цифровые бейджи несмотря на связь с современными трендами и открытость технического стандарта, позволяющего в принципе любой организации начать выпуск собственных бейджей, до сих пор не стали универсальной «образовательной валютой». Причин здесь несколько.

Несмотря на связь с современными трендами и открытость технического стандарта, позволяющего в принципе любой организации начать выпуск собственных бейджей, они до сих пор не стали универсальной «образовательной валютой».

Почему бейджи до сих пор не стали «образовательной валютой»

Во-первых, образовательные программы, предусматривающие выдачу бейджей, отличаются друг от друга качеством, дизайном и системой оценивания. Бейджи, выданные аккредитованными учебными заведениями, в целом пользуются большим доверием, чем бейджи, выданные коммерческими организациями, которые, предлагая гибкие короткие программы, часто делают это в ущерб эффективности. Интересно, что в этой ситуации наметились позитивные сдвиги: бейджи, полученные на программах некоторых коммерческих компаний, можно зачесть как часы обучения в университете. Так, например, бейджи IBM можно использовать для зачета часов на магистерских программах в Northeastern University, а бейджи, выданные компанией Salesforce, засчитывают в Southern New Hampshire University.

Вторая особенность цифровых бейджей, которая сдерживает их широкое распространение — отсутствие единых общепризнанных стандартов. Стандартов, согласно которым можно сказать, что человек обладает определенным набором навыков или компетенций. Впрочем, это одновременно и недостаток, и достоинство бейджей. Недостаток заключается в том, что бейджи, выданные разными организациями, могут значительно отличаться методикой оценки. Достоинство же этого подхода состоит в том, что разнообразие стандартов позволяет экспериментировать, искать новые идеи, которые смогут отразить многообразие современных способов приобретения знаний.

Стандартов, согласно которым можно сказать, что человек обладает определенным набором навыков или компетенций, нет. Бейджи, выданные разными организациями, могут значительно отличаться методикой оценки.

Третья причина ограниченного распространения бейджей — сложность дизайна программы. Организация, которая хочет начать выпуск бейджей, должна тщательно продумать, что бейджи принесут и ей, и будущим владельцам. В реализацию программы могут быть вовлечены внутренние тренеры, внешние провайдеры образовательных услуг, будущие ученики, компании, предоставляющие цифровую платформу для выпуска, хранения и верификации бейджей. Их слаженная работа требует хорошей координации.

В настоящее время цифровые бейджи распространены преимущественно в США и Канаде. В России есть владельцы бейджей, выданных международными компаниями, такими, как IBM или EY. Что касается выпуска, насколько мне известно, этим в России никто не занимается. Помимо перечисленного выше, тот факт, что платформы, поддерживающие выпуск бейджей, используют сервера, расположенные за пределами Российской Федерации, добавляет новый уровень сложности. Ведь согласно российскому законодательству персональные данные, необходимые для верификации российских владельцев бейджей, не должны храниться за рубежом.

Цифровые бейджи: вперед, в светлое будущее?

Несмотря на то, что цифровые бейджи связаны с несколькими мощными образовательными трендами, им пока далеко до статуса универсальной «образовательной валюты». Это подтверждает тот факт, что не все, кому положен бейдж, действительно его забирают. Пока не будет достигнута «критическая масса» тех, кто доверяет репрезентативной силе бейджей, они так и будут оставаться интересным, но факультативным инструментом на рынке образования.

Распространение цифровых бейджей позволит сделать еще один шаг в области цифровой трансформации как проектного управления, так и современной системы образования.

Не приходится сомневаться, что кризис усилит потребность в быстром переобучении. При этом доля обучения онлайн значительно вырастет. Бейджи в такой ситуации помогут засвидетельствовать приобретение навыков. И дать дополнительные «бонусы» всем участникам. Один из интересных «побочных» эффектов программ, которые использую открытые цифровые бейджи, — повышение осведомленности о бренде компании без дополнительных затрат на маркетинг. Те, кто получил бейдж, обычно рассказывают о нем в социальных сетях, привлекая таким образом внимание к компании. Так, с 2015 по 2018 год цифровые бейджи IBM набрали более 200 млн. упоминаний в социальных сетях, что эквивалентно, по оценкам компании, ежемесячным затратам на маркетинг в 39 тыс. долларов.

Что касается России, на уровне пользователей есть определенный интерес, но нет собственных систем и стандартов для бейджей. В условиях кризиса и выхода из него, потребность в получении и подтверждении микро-навыков и компетенций могли бы удовлетворить российские учебные заведения. Сейчас для них это, безусловно, неизведанная территория, и не у всех хватит воли и ресурсов, чтобы начать двигаться в этом направлении. При этом, тот, кто первым выйдет с предложением цифровых бейджей на рынок имеет возможность серьезно дифференцироваться от конкурентов, усилить свой бренд и нарастить продажи.

* * *

Мы надеемся, что такие системы в России появятся. Это сильно облегчит жизнь руководителей проектов, владельцев продуктов, менеджеров оп персоналу и других специалистов, которым приходится часто «на лету» собирать команды. Появление таких инструментов позволит сделать еще один шаг в области цифровой трансформации как проектного управления, так и современной системы образования.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.