Дмитрий Ганьжа

Независимый автор, пишущий о хайтеке в бизнесе

По оценке McKinsey, потенциальный экономический эффект от использования IoT в ритейле в 2025 году составит от 410 млрд. до 1,2 трлн. долларов. IoT помогает устранить ошибки при учете товаров, сократить зарплатную ведомость и оптимизировать управление цепочками поставок. Но главное — интернет вещей делает традиционные офлайновые магазины более привлекательными для покупателей за счет улучшения пользовательского опыта и позволяет им повысить свою конкурентоспособность в соперничестве с онлайновыми магазинами за счет оптимизации затрат. Хотя и проблем с IoT в ритейле пока достаточно.

Интернет вещей порой отождествляют с промышленным интернетом вещей — Industrial Internet of Things. Его воспринимают как чересчур сложную для реализации технологию, нечто, стоящее в одном ряду с автоматизированными системами управления предприятием. Между тем, происхождение самого понятия «интернет вещей» связано отнюдь не с промышленностью, а с торговлей и маркетингом. Этот термин ввел в оборот в 1999 году Кевин Эштон, работавший маркетологом в Procter&Gamble. Его вдохновила идея использовать метки RFID для доступа к информации о вещах через интернет.

Бурно развиваться интернет вещей стал лишь десятилетие спустя. На волне хайпа, как сейчас принято говорить, делались прогнозы, что к 2020 к интернету будет подключено 200 млрд. различных устройств. Даже появился термин «интернет всего», означавший, что подключено будет всё, что только можно подключить. Реальная же цифра оказалась на порядок меньше — около 30 млрд. устройств. Хоть и медленнее, чем ожидалось, но тем вернее IoT проникает во все без исключения отрасли — от сельского хозяйства до промышленности и от фитнес-индустрии до «умных» городов. И, конечно, в розничную торговлю.

Существует множество различных сценариев применения IoT в ритейле, условно их можно разделить на три группы, в зависимости от объекта автоматизации: подключенный магазин, подключенный инвентарный контроль и подключенный покупатель.

Сценарии применения IoT в ритейле

Сценарии применения IoT в ритейле.

Подключённый магазин

Автоматизированные магазины (без продавцов) Amazon Go рассматриваются как прототип магазинов будущего. При входе в магазин покупатель должен идентифицировать себя, для чего с помощью смартфона надо считать QR-код на турникете. Пространство магазина полностью просматривается камерами. Технология машинного зрения позволяет распознать как человека, так и товар, который он берет с полки (или возвращает на нее). Полки оснащены системой мониторинга, которая также фиксирует, какой товар взят. Двойной контроль должен гарантировать, что содержимое виртуальной корзины покупателя соответствует наполнению его реальной корзины. При выходе покупателя из магазина деньги автоматически списываются с его счета в аккаунте Amazon.

Процесс покупки в Amazon Go максимально прост и удобен — не надо предпринимать никаких дополнительных действий, таких как считывание штрих-кода на товаре на кассах самообслуживания. И даже платить не надо, то есть заплатить, конечно, придется, но это будет сделано автоматически. Поэтому нередко такие магазины называют полностью автоматическими, хотя автоматизирован в них только процесс продажи. Скажем, «умные» полки с системой мониторинга сигнализируют о необходимости восполнить товар, но сами они его не выложат. Для выкладки, конечно, можно использовать роботов, но вряд ли это целесообразно в магазине небольшого формата.

Такие магазины удобны, если нужно сделать небольшую покупку — поэтому пока они устанавливаются в аэропортах, кинотеатрах, бизнес-центрах. Чтобы данный формат получил широкое применение, необходимы мощные стимулы, так как потребует изменения привычек покупателей. Вряд ли одного сокращения времени покупки будет достаточно, чтобы компенсировать возможность поговорить с продавцом, тем более что в отличие от спешащих пассажиров или офисных работников для обычных покупателей это не критично. Реальным стимулом может стать снижение цен на товары, возможное благодаря сокращению штата кассиров.

Магазины без кассира разрабатывает и развертывает не только Amazon Go, но и многочисленные стартапы. Единичные примеры начали появляться и в России (впрочем, и Amazon в 2019 году открыла лишь пару десятков подобных магазинов). В Технопарке Сколково" российский стартап Briskly оснастил своей системой магазин «PRO маркет». Установленные в магазине камеры распознают покупателей и товары, но здесь они предназначены для предотвращения краж. Для оплаты товара все равно необходимо отсканировать штрих-код. Если посетитель забудет заплатить за какой-то товар, то он не сможет выйти из магазина. Это решение по сути ближе к получившим уже достаточно широкое распространение кассам самообслуживания, к тому же в магазине есть и кассир.

Широкое распространение автоматизированных магазинов (без продавцов) потребует изменения привычек покупателей. Но вряд ли одного сокращения времени покупки будет достаточно для компенсации привычки общаться с продавцом.

Экономика. Во сколько обойдется подобное решение и как быстро оно окупится? В «PRO маркете» утверждают, что сокращение одного продавца позволило полностью отбить затраты на технологию. Briskly оценивает расходы на развертывание контейнера Briskly Box в 2 млн рублей, а срок окупаемости — менее года. Так ли это на самом деле, покажет время. Пока крупные российские сети лишь тестируют подобный формат — круглосуточный магазин без кассиров «Пятерочка с собой» в Долгопрудном открыт только для сотрудников компании.

Подключённый инвентарный контроль

IoT позволяет отслеживать продукт на пути в магазин, а также в самом магазине. По данным западных исследований, инвентаризация с использованием RFID-меток обеспечивает 99-процентную точность, сокращение на 50% ситуаций, когда нужный товар отсутствует, и уменьшение на 70% потерь товара в результате порчи, кражи и т.д. IoT позволяет в значительной мере автоматизировать пополнение запасов.

Небольшие дроны MIT Drone Inventory System дают возможность производить инвентаризацию запасов в реальном времени и отправлять предупреждение при отсутствии товара. Они могут считывать метки RFID с расстояния в несколько десятков метров и определять местоположение товара по его метке с точностью до 19 см. Такие дроны могут использоваться и для учёта товарно-материальных средств, и для быстрого поиска нужного товара на крупных складах и в магазинах.

Роботы Tally, хоть и передвигаются между рядами со скоростью черепахи, способны ревизовать за час до 30 тыс. товаров. Точность учета составляет при этом 97%. Человеку для этого потребовалась бы неделя, а точность составила бы, как свидетельствует статистика, всего 65%. Роботы быстро находят оставленные или переложенные товары, сообщают о заканчивающихся товарах и т.п. Решая простые задачи по учету товаров, они позволяют сотрудникам магазина сосредоточиться на помощи покупателям. Подобных роботов использует, например, американская сеть Walmart.

Применение дронов и роботов оправдано в крупных гипермаркетах, но для автоматизации учета товаров вовсе необязательно внедрять столь экзотические решения. Американская сеть супермаркетов Kroger установила 2200 «умных» полок в своих магазинах. По виду они ничем не отличаются от обычных, но установленные на них антенны могут считывать RFID-теги. Передаваемые IoT-системой данные позволяют вовремя восполнить распроданный товар, а покупатели могут узнать более подробную информации о товаре прямо на полке. Кроме того, «умные» полки в Kroger могут быть интегрированы с цифровыми списками покупок, и тогда покупатель получает сигнал, когда находящийся в списке товар находится поблизости.

Подключённые IoT-устройства вместе со смартфонами, мобильными приложениями, социальными сетями и другими каналами позволяют составить полную картину, что покупателю нравится или не нравится, что он искал и что в итоге купил.

Экономика. Использование IoT для работы с товарами на полке позволяет создать новые потоки доходов. Такие решения, как «умные» полки с электронными ценниками, делают возможным динамическое ценообразование. Например, исследования подтверждают, в общем, очевидный факт, что товар продается лучше, если он находится на средней полке. Однако ценность полки на основании одних только данных общих продаж трудно измерить. Тем более что двух одинаковых магазинов не бывает — все магазины расположены по-разному, их внутреннее пространство организовано по-разному и т.д. Точные данные о продажах могут позволить назначать дополнительную плату за место на полке с учетом местоположения магазина, прохода, где стоит стеллаж, и других факторов. Однако ввиду новизны и дороговизны окупаемость подобных решений, по некоторым оценкам, составляет до 10 лет.

Подключённый покупатель

Интернет вещей помогает офлайновым магазинам лучше узнать своих клиентов, изучить их предпочтения, вкусы и привычки так же подробно, как это делают сайты электронной торговли. Подключённые IoT-устройства вместе со смартфонами, мобильными приложениями, социальными сетями и другими каналами позволяют составить полную картину, что покупателю нравится или не нравится, что он искал и что в итоге купил, и даже что ему, скорее всего, потребуется в будущем. Они помогают отслеживать действия клиента наряду с его возрастом, местонахождением, покупательскими привычками и т.д. Выбор вариантов решений и способов их реализации здесь, пожалуй, наибольший.

Так, «умные» зеркала упростили выбор и покупку модной одежды. Бренд Rebecca Minkoff — модный бренд сумок, аксессуаров, обуви и одежды — установил такие зеркала в примерочных в своих фирменных магазинах. Эти зеркала считывают метки RFID, которые есть на каждом предмете одежды, и предлагают другие варианты размеров и цветов, имеющихся в наличии. Более того, «умное» зеркало покажет, как различные аксессуары будут сочетаться с выбранной одеждой. Клиентам помогут в выборе различных вариантов не выходя из примерочной, а бренд при этом получает массу информации о предпочтениях клиентов.

Использование маячков, небольших Bluetooth-устройств, позволяет отправлять на смартфон сообщения об акциях и скидках, когда покупатель оказывается поблизости. Торговая сеть Auchan использует их для упрощения навигации покупателей в некоторых своих зарубежных гипермаркетах и помощи в поиске необходимых продуктов. Маячки посылают сообщения о маршруте на специальную карту на мобильном телефоне или планшете. Сеть же получает данные о перемещениях покупателей для оптимизации выкладки.

Носимые устройства уже доказали свою полезность в здравоохранении и фитнесе. Американская аптечная сеть использует их для повышения лояльности клиентов. Программа начисления бонусов поощряет клиентов за прохождение ежедневно 10 000 шагов. Трекер или другое носимое устройство надо лишь подключить к приложению Walgreens. Накопленные баллы участник программы может потратить на оплату покупок. За 5 лет действия программы к ней было подключено 3 млн. человек, точнее — устройств.

Экономика. Фирменные магазины Rebecca Minkoff утроили продажи одежды по сравнению с первоначальными планами благодаря «умным» примерочным. Решение для упрощения навигации покупателей в румынской сети гипермаркетов Carrefour помогло увеличить вовлеченность пользователей на 400% за семь месяцев. Но даже если внедрение IoT не дает измеримых результатов, оно позволяет лучше понять поведение покупателей, что само по себе значительная ценность.

Ритейлеры подумают об IoT, но позже

Интернет вещей не является приоритетной технологией для российских торговых сетей. Согласно исследованию «Будущее Retail Tech 2019», проведенному Data Insight, широкого внедрения IoT в российском ритейле можно ожидать не ранее чем через 5-7 лет. Что же мешает его использованию?

Не всегда удобно. Нередко сама технология не оправдывала ожиданий, не представляя реальной ценности ни магазину, ни покупателю. Так, Bluetooth-маячки появились еще в 2013 году, и, как писала тогда Washington Post, они должны были изменить процесс покупки навсегда. На деле технология iBeacon потребовала слишком много действий от пользователя — ему надо было загрузить приложение, включить Bluetooth на смартфоне, разрешить прием push-уведомлений и в некоторых случаях явным образом активировать оповещение с помощью маячка. В благодарность за свои усилия пользователь получал массу рекламных объявлений, в которых тонули редкие предложения о скидках. Слабые результаты первых пилотных проектов породили предубеждение против технологии и задержали ее распространение.

Информационная безопасность. Ключевой проблемой остается безопасность: чем больше устройств, тем труднее ее обеспечить. А собираемые IoT-устройствами данные о пользователях привлекательны не только для сетей, но и для хакеров.

Инфраструктурные затраты. При большом количестве датчиков само их подключение становится серьезным техническим вызовом, а расходы на инфраструктуру отпугивают многих потенциальных пользователей. Но конечные устройства и сеть для их подключения лишь одна часть затрат — IoT ценен данными, которые он собирает, а для этого нужна не только инфраструктура, но и специалисты по анализу данных.

Многие ввиду сложностей предпочитают начинать с малого. Наиболее простой и понятный бизнес-кейс для интернета вещей в ритейле — использование IoT для контроля за потреблением электроэнергии. Реализация технологии «умного магазина» позволяет «Пятерочке» экономить 4,9% электричества за счет отключения неиспользуемого оборудования и освещения в ночное время и других мер. Такие решения могут быть развернуты очень быстро — российский стартап IQnergy обещает установку за один день и окупаемость за год при экономии до 30% на уже реализованных проектах.

Тестируют ритейлеры и другие решения. Однако точечный подход к внедрению чреват проблемами с интеграцией и масштабированием в будущем. Данные из разных систем остаются изолированными друг от друга. Отсутствие взаимосвязи между ними уменьшает потенциальный сетевой эффект от IoT и снижает ценность принимаемых на их основе данных решений. Впрочем, судя по текущим темпам внедрения и прогнозам аналитиков, эта проблема им в ближайшем будущем не грозит. Но если не поторопиться, то и грозить, может статься, уже будет некому.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.