25 июня 2014

Информационные технологии меняют наш мир

президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club.

Информационные технологии (ИТ) вторглись во все сферы жизни и профессиональной деятельности. При этом они сами так стремительно развиваются, что уследить за всеми новациями руководителям предприятий без поддержки своих ИТ-служб довольно сложно.

Про роль информационных технологий (ИТ) в бизнесе

Деятельность компаний можно разделить по принципу их зависимости от использования информационных технологий (ИТ). Так, к примеру, в добывающих и строительных отраслях основное производство не связано с автоматизацией. Там ИТ используются обычно для ведения стандартных учетных процедур, планирования и пр. Есть компании, сильно зависимые от ИТ. Это, к примеру, телеком-индустрия, банки, страховая сфера и т. д. И компании, занимающие промежуточное положение. С одной стороны, их деятельность не сильно зависит от ИТ, но, другой стороны, качественно прожить без них они не могут.

Так вот, роль ИТ в каждом виде компаний разная. В первых, производственная деятельность которых напрямую не зависит от ИТ, информационные технологии исполняют роль некоего сервиса. Как говорил  Николас Карр1 , это розетка, которая должна все время работать, должны быть электричество, Интернет, какие-то облачные сервисы и т. д.

Таким компаниям не нужно внедрять суперсовременные технологии, чтобы получить лидерство на рынке. И поэтому там ИТ-служба и вообще информационные технологии носят сервисный характер, обслуживающий. Например, в компании есть клининговая служба, и есть ИТ-служба.

Для тех компаний, деятельность которых сильно зависит от ИТ, роль ИТ довольно ответственна. Если специалисты в области ИТ (айтишники) привносят какие-то новые технологии, то они должны быть ими максимально и всесторонне изучены и, по необходимости, внедрены. В таких компаниях ИТ-служба и ИТ-директора могут в значительной степени помочь руководителям бизнеса в достижении поставленных целей. А если говорить о компаниях, деятельность которых не сильно зависит от ИТ, но при этом они нуждается в каких-то удобных интеллектуальных инструментах, то в них роль ИТ сейчас наиболее актуальна. Это, в основном, средние по размерам компании, и для них различные информационные сервисы, облака, внешние серверные, какие-то специальные и специализированные системы — действенные инструменты конкурентной борьбы. 

Всё, что сейчас выпускает фирма «1С», — это  наиболее актуальные решения для различных компаний. Однако появляющиеся на рынке ИТ-новации требуют вложения финансов и увеличения численности персонала.

Про клуб ИТ-директоров

Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров2 был создан в 2004 году. Его задача, сформулированная в то время, остается актуальной по сегодняшний день — создать площадку, где ИТ-специалисты могли бы обсуждать, чем они могут помочь бизнесу.

На конференциях и конгрессах, организуемых и проводимых клубом, выступают не только айтишники, но и генеральные директора различных компаний. Так, совсем недавно генеральный директор завод Nissan, построенного в Санкт-Петербурге, рассказывал, как он представляет себе будущее отрасли в сотрудничестве с ИТ-специалистами. Состоялось крупное мероприятие — встреча генеральных директоров и ИТ-директоров промышленных предприятий города, на которой также обсуждались вопросы плодотворного взаимодействия.

Подобные Санкт-Петербургскому клубу ИТ-директоров образовались профессиональные сообщества в различных регионах. Их уже 26 по всей России. Это и в Москве, и в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Тюмени, Кемерово, Калининграде, Ростове-на-Дону, Ижевске и др. Их бурный рост связан был с тем, что у бизнеса в каждом регионе существуют свои потребности, он выставляет соответствующие требования своим подчиненным ИТ-менеджерам или ИТ-директорам. И те активно и довольно успешно, тому есть множество подтверждений, помогают решать различного рода бизнес-задачи.

Про ИТ-службу и её начальника

В среднем бизнесе начальник ИТ-службы — фактический директор по информационным технологиям. Неважно, входит он в состав совета директоров или нет. Конечно, лучше, чтобы он знал, куда идет компания, каковы её стратегические цели. Поэтому я рекомендую всем генеральным директорам, с которыми общаюсь или провожу тренинги, обращать внимание на ИТ-службы не меньшее, чем на то, как убраны помещения, поскольку ИТ тоже сервис.

Проводя изменения в компании, до того момента как начнут меняться бизнес-процессы или направление деятельности, руководителю бизнеса необходимо позвать для сотрудничества не только главного бухгалтера или финансового директора, но и директора по ИТ или начальника ИТ-службы. И те, и другие будут поддерживать нововведения в компании.

Николас Карр замечательно сказал про розетку, но  Терри Уайт3 сказал, что наступает новая эра ИТ, когда все становится мобильным, удобным и легким в использовании без особой нужды в ИТ-специалисте.

Но при этом без него не обойтись, поскольку кто-то должен поддерживать бизнес и его руководителей в том решении, которое принимается.

ИТ — это инструмент, который может сделать жизнь легче. Но, при этом я против заявлений многих ИТ-компаний, что ИТ — это и есть конкурентное преимущество для компании. Нет, только правильное использование любого инструмента — финансового, юридического, информационно-технологического, сервисов, применяющихся в бизнес-процессах и др., — позволит повысить конкурентоспособность. Но все-таки товар, маркетинг важнее информационных технологий.

Я как директор по ИТ с 20-летним стажем не питаю иллюзий относительно того, что мы «суперважные» люди. Мы — полезные люди, и для меня это — самый важный термин. Мы полезны для общества, отрасли, рынка, экономики, поскольку вместе с прогрессом помогаем обществу двигаться дальше и развиваться. Но свои функции я вижу как функции прачечной. Я часто использую пример: ко мне пришли и заказали постирать и погладить костюм. Я это сделал. Если клиент — бизнес, доволен, он надевает парадный костюм и идет зарабатывать деньги. ИТ-служба — это хорошая прачечная, химчистка для бизнеса. Она способствует тому, чтобы бизнес лучше, легче себя чувствовал в реализации своих задач, увереннее достигал своих целей.

С другой стороны, ИТ-служба значительно снижает затраты компании, поскольку, чем больше она автоматизирует бизнес, тем меньше необходимость ручного труда, хотя он всегда был и есть. Просто сейчас он оказывает меньшее влияние, люди конкурируют между собой на рынке более сильными методиками, маркетинговыми мероприятиями, нацеленными на конкретный результат, акциями и т. д. Информационные технологии могут поддержать любую деятельность, но ИТ— всего лишь инструмент для реализации бизнес-задач. И это надо принять как догму и запомнить как всем руководителям компаний, так и айтишникам.

Про руководителей предприятий

Уже два года я являюсь генеральным директором компании, собственником, а также акционером некоторых других. Как гендиректор, я считаю, что компании среднего и малого бизнеса пока они небольшие, они развиваются. У меня тоже есть ИТ-решения, которые я использую в своей работе. И я боюсь проглядеть какое-нибудь ИТ-решение, которое раньше увидит мой конкурент. Несмотря на то, что я уже не ИТ-директор, а собственник, я до сих пор слежу за теми тенденциями, которые есть в области ИТ. Я слежу за ИТ-законодательством, за юридическими вопросами и т. д. 

Я достаточно долго изучаю вопросы, связанные с маркетингом, производственным менеджментом, с логистикой, т.е. стараюсь смотреть со всех сторон на вопросы, касающиеся моего бизнеса. Но про информационные технологии я не забываю, поскольку они — удобный инструмент. Это значит, что многие вопросы я могу решить с помощью него. И я хотел бы пожелать своим коллегам по цеху, руководителям ИТ-предприятий или топ-менеджерам компаний: не упускайте из виду то, что есть вокруг вас в части новинок. Особенно обращайте внимание на новинки в сфере ИТ.

Про жизнь

Я являюсь  ментором4 , наставником, не только для ИТ-директоров, но и топ-менеджеров различных направлений. В последнее время меня часто приглашают в различные компании по всей России и ближнему зарубежью. В рамках моей менторской деятельности я много общаюсь и с собственниками бизнеса.

Меня просят помочь не как айтишника, а как человека, который разбирается в традиционном организационном менеджменте. Так, меня позвали в Сибирь в один из крупных городов два собственника крупной производственно-дистрибьюторской компании с просьбой посоветовать, как можно улучшить бизнес-процессы, в том числе, и информационно-технологические.

Когда я с ними встретился, они сказали: «Максим Васильевич, нам бы хотелось, не вмешиваясь в процесс, через некоторое время получить некий ваш отчет, в котором бы отражалось простым языком, что нужно изменить и улучшить. А через некоторое время после того, как мы утвердим отчет, Вы выполните все эти изменения, и у нас станет лучше».

Причем это касалось не просто ИТ, это касалось организации работы предприятия в целом. Я сказал: «Тогда вам нужно обратиться к консультантам, которые занимаются тем, что приходят, пишут бумажки, а Вы платите им деньги, и потом, может быть, если Вы все сделаете сами, что-то изменится. Я не консультант, а ментор, я направляю своих учеников, своих заказчиков, клиентов в том направлении, которое им принесет эффективность за счет произведенных ими изменений».

Тогда они мне сказали: «Максим, мы не разбираемся в ИТ так же хорошо, как Вы. Мы не разбираемся в бизнес-процессировании так же хорошо, как Вы. Поэтому мы не можем ничего сделать, а Вы как профессионал реально сможете все сделать».

Для того, чтобы продемонстрировать им суть менторства, я спросил: «У вас есть с собой телефоны?» И они достали телефоны последних моделей. Я попросил их сделать фотографии и отправить их по e-mail с помощью телефона. Они сказали, нет проблем. Я их спросил, получают ли они какую-то информацию с помощью телефонов от своих коллег по работе. Они ответили, что да, есть некоторое приложение, которое показывает, где какие машины сейчас находятся.

И вы сами справляетесь с настройками? Они — да. А компьютеры у вас есть? Да, у нас есть планшеты, а ноутбук стоит у генерального директора на столе.

Я — вы разобрались, что такое Word, Excel? Они — практически да. А игрушки есть? Да, во что-то играли.

То есть, Вы смогли разобраться в таких сложных устройствах, как компьютер, телефон и планшет. Поверьте мне, если вы во всём этом разобрались, вы достаточно «продвинутые» пользователи, чтобы решать самостоятельно вопросы в части ИТ. А вы считали, что ИТ — темный лес для вас. На самом деле, вы разбираетесь в ИТ достаточно, чтобы управлять ими, но не достаточно, чтобы на основе анализа находить новые решения и способы реализации задач ИТ-менеджмента. Вот именно в этом и может помочь вам ментор.

Мы договорились именно о таком подходе в совместной работе. Я собрал необходимую информацию и когда через месяц представил им отчет, они сказали: «Максим, мы за это время успели много чего прочитать, про ИТ-решения и ИТ-менеджмент в Интернете. У Вас очень понятный язык изложения проблематики и способов решений, и мы понимаем и, самое главное, понимает наш руководитель ИТ, что делать дальше. Спасибо, что сэкономили нам время и деньги».

Сейчас нет ничего такого, чего бы бизнес не понимал в информационных технологиях или не смог бы оперативно узнать из открытых источников. Главное, чтобы он хотел это понять, а дальше уже будет работа ИТ-профессионалов, которые сделают именно то, что бизнес им закажет.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.