Мария Шантаренкова

Редактор, специалист в области PR. Работала менеджером по маркетингу и PR компании ALP Group. С 2003 по 2014 г. была выпускающим редактором журнала Intelligent Enterprise.

Использование современных ИТ-решений на золотодобывающем предприятии полного цикла может быть очень эффективным и привести к серьезной экономии. Компании «Мангазея Майнинг» удалось качественно улучшить систему управления предприятием в очень сжатые сроки. Этот проект оказался не только весьма успешным, но и богатым на уроки и важные выводы.
Резюме проекта
Цели и задачи проекта
Особенности проекта
Результаты проекта
Компания «Мангазея Майнинг» построила систему управления на базе «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет». Охвачены все основные подразделения предприятия (геологоразведочные работы, горные работы и фабрика, ОТК, ПАЛ, склад ГСМ), все они работают в единой системе. Особенность проекта – очень сжатые сроки. Качественно улучшена система управления предприятием: стали доступны актуальные оперативные данные о работе предприятия, с минимально возможным привлечением ручного ввода данных, полностью автоматизирован баланс металлов, производственная отчетность позволяет получать всю необходимую информацию для управления предприятием. Результат – рост производительности труда. Но главный эффект, который ожидают руководители «Мангазея Майнинг» – в головах людей.
  • получение актуальных и оперативных данных о производственных процессах в реальном времени; 
  • снижение трудозатрат на подготовку производственной отчетности; 
  • повышение эффективности предприятия за счет прозрачности процессов.
Реализован уникальный функционал – автоматизированный учет движения драгметаллов и составление так называемого баланса металлов. Одна из особенностей проекта – очень сжатые сроки. Непросто шло концептуальное проектирование, а первоначальные планы готовности системы пришлось скорректировать и перенести запуск системы на 3 месяца. Другая особенность – в проекте шел итеративный процесс, причем обоюдный. Первоначально была сделана MVP-версия системы (минимально ценный продукт). Фактически только после показа MVP-версии системы подрядчики смогли детально понять требования заказчика. «Как бы быстро не хотелось внедрить систему, как бы не казалось, что это можно сделать быстрее, разумный срок такого проекта – год, – анализирует полученный опыт Константин Давкаев, директор компании «Синерго». – «Давайте быстренько, за два месяца» – это неправильный подход, он приводит к проблемам для обоих сторон».
Произошло качественное улучшение системы управления предприятием:
  • Стали доступны актуальные оперативные данные о работе предприятия с минимально возможным привлечением ручного ввода данных, а специалистов, ранее занятых этим, перевели на другие функции;
  • Полностью автоматизировали баланс металлов, тем самым стало возможным ежесуточно контролировать процесс переработки и извлечения металлов;
  • Производственная отчетность позволяет получать всю необходимую информацию для управления предприятием.
Результат устранения тех ошибок, которые были найдены, после создания сквозной информационной системы – прирост около 5% производительности труда по горному цеху. Главный, ключевой эффект от создания автоматизированной системы управления предприятием, по мнению технического директора «Мангазея Майнинг» – в головах людей, в том, что информационные системы постепенно меняют сознание людей.

Подготовка к проекту

Производственные площадки компании «Мангазея Майнинг» находятся на расстоянии 600 - 800 км от Читы и друг от друга, руководство компании и ключевые специалисты находятся в Чите и Москве. Это создавало трудности для оперативного производственного учета и отчетности. С ростом компании и особенно вводом в эксплуатацию крупного месторождения Наседкино в 2021 году остро встал вопрос о создании эффективной системы управления.

Технический директор компании «Мангазея Майнинг» Клименко С.В. подчеркивает: «Одна из проблем новых предприятий в отрасли – наработка технологических процессов и опыта. С приходом в компанию новых специалистов, в том числе руководителей с других предприятий, каждый из них опирается на свой опыт и привносит его в работу предприятия. На его утверждение или переосмысление зачастую требуется много времени, что приводит к ошибкам, которые отражаются на производстве. Одна из задач автоматизированных систем управления – стандартизировать подходы и действия людей».

В ходе подготовки к проекту, на предпроектном этапе, специалисты компании провели аудит всех технологических и информационных потоков, построили карту потоков от производства до бухгалтерии и финансовой службы. Согласовали между всеми службами, какая информация, в каком формате, в какие сроки необходима, и утвердили метод расчета производительности, метод расчета КТГ, КИП и прочее методики.

Цели создания информационной системы предприятия были следующие:

  • получение актуальных и оперативных данных о производственных процессах в реальном времени;
  • снижение трудозатрат на подготовку производственной отчетности;
  • повышение эффективности предприятия за счет прозрачности процессов.
Портрет компании-заказчика
Портрет компании-подрядчика
«Мангазея Майнинг» – один из крупных производителей золота в Забайкальском крае. Компания полного цикла ведет золотодобычу на месторождениях Наседкино, Кочковское, Итакинское и Савкинское. Ежегодный объем производства золота составляет около 3 тонн. Один из масштабных проектов компании – ввод в эксплуатацию в 2021 году месторождения Наседкино, с объемом переработки 1,2 миллиона тонн руды в год и объемом горных работ порядка шести миллионов кубометров в год. В компании работает около 1000 человек.
Компания «Синерго» занимается автоматизацией технологических и бизнес-процессов на платформе «1С», предоставляет ИТ-услуги на российском и международном рынке. Специализируется на построении ИТ-систем горнодобывающих предприятий, разработчик системы «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет». За 18 лет работы более 500 предприятий стали клиентами «Синерго». Имеет статусы «1С:Центр компетенции по ERP-решениям», «1С:Центр компетенции по корпоративным решениям» и «1С:Центр компетенции по документообороту».

Выбор информационной системы и подрядчика

Для производства специалисты компании «Мангазея Майнинг» выбрали систему «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет», разработанную компанией «Синерго». Ее же выбрали подрядчиком по внедрению системы. Проект шел под управлением и с непосредственным участием дочерней ИТ-компании «М Тех». Сергей Клименко, технический директор компании «Мангазея Майнинг», отмечает основные плюсы выбранной информационный системы:

  • проработанный функционал производственного учета;
  • большое количество отчетов;
  • готовые инструменты для интеграции с внешними автоматизированными системами;
  • выделение производственного учета в отдельную подсистему, что повышает доступность, быстродействие и оперативность обновлений;
  • главное отличие от систем на базе «Умного карьера» – в систему «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет» вносится план.

Кроме того, у компании «Синерго» на тот момент было уже более 50 успешных проектов в горнодобывающей отрасли, проект в золотодобывающей компании, а также сильная команда методологов, которая глубоко понимала специфику деятельности горнодобывающего предприятия и особенности системы.

Разработка концептуального дизайна системы

Первый этап проекта – концептуальный дизайн системы и процессов, которые она должна охватить. Для этого планируемый функционал был разделен на блоки: горные работы, переработка, учёт ГСМ. Была проделана большая работа, сделано около 6 версий концептуального дизайна, а итоговое описание заняло 365 страниц. Технический директор компании «Мангазея Майнинг Клименко С.В. так описывает процесс работы:

«Первоначально пошли по стандартному пути, специалисты «Синерго» сделали опросник, провели собеседования и после этого подготовили первый вариант концепции. Но мы ее не приняли, нам нужно было более бизнес-ориентированное описание. После этого, мы построили эту работу по-другому: структуру и начало разделов описывал я, далее коллеги из «Синерго» оперативно предлагали и описывали конкретные решения, а затем, команда специалистов компании «Мангазея Майнинг» в роли редакторов и архитекторов, проверяла и дорабатывала решения. Часто мы подправляли немного, около 10-15%, но иногда мы кардинально меняли предлагаемые проектные решения.

Если бы мы сами делали концептуальное проектирование, чтобы его завершить, времени бы не хватило.

Надо сказать, что специалисты компании «Синерго» показали себя с лучшей стороны, как «закаленные» и подготовленные к такой непростой работе «бойцы». У команды со стороны «Синерго» был опыт работы с золотодобывающими предприятиями, они хорошо понимали, что мы говорим. Но у каждого предприятия своя специфика и были жаркие споры, как реализовывать тот или иной процесс или операцию, как предлагает лучшая практика, зашитая в систему, или как нам кажется правильным. Отмечу, ни я, ни наши специалисты в тот момент еще не знали возможности и логику системы «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет», мы узнавали ее в процессе работы».

Константин Давкаев, директор компании «Синерго» и руководитель проекта от подрядчика вспоминает:

«Даже учитывая, что у нас огромный опыт по добывающей промышленности, некоторые моменты нам пришлось переосмыслить. Это был обоюдный процесс, специалисты заказчика тоже переосмысляли свои практики работы».

Были ли ситуации, когда логика работы системы повлияла на мышление специалистов «Мангазея Майнинг»? Были, подтверждает Сергей Клименко: «Например, когда человек говорит «геологоразведочные работы», что он имеет в виду? Наши горняки под этим имели в виду одно, а система – гораздо более широкий объем работ. Мы об этом спорили со специалистами «Синерго», но изменить логику системы уже было нельзя. И постепенно наши специалисты привыкли к той трактовке, которую предлагала система».

Особенности хода проекта – сроки и итерации

Одна из особенностей проекта – очень сжатые сроки. Информационная система и компания-исполнитель были выбраны в начале сентября 2021 года, а уже в июне 2022 года первый блок системы в области оперативного учета перешел в промышленную эксплуатацию.

Основные этапы проекта:

  1. Сентябрь-октябрь 2021 года – разработка концептуального дизайна системы. Концептуальное проектирование удалось сделать за два месяца и это очень короткий срок для такого объема работы.
  2. Ноябрь 2021 - март 2022 года – доработка и настройка системы «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет».
  3. Апрель 2022 года – ввод в опытно-промышленную эксплуатацию в части блока управления геологоразведочными и горными работами.
  4. Июнь 2022 – ввод в промышленную эксплуатацию блоков управления геологоразведочными и горными работами и управления переработкой продукции.
  5. 1 июля 2022 года – ввод в промышленную эксплуатацию всего первоначально намеченного контура системы.

Однако без трудностей не обошлось. Первоначально планировалось, что система будет готова к 1 декабря. Но подготовленный вариант не удовлетворял всем требованиям, был, как выразился Сергей Клименко, «сырым». Почему так произошло?

Одна из основных проблем многих клиентов – завышенные ожидания по срокам.

«Изначально на проект было отведено крайне мало времени, были поставлены жесткие сроки запуска с января 2022 года, фактически без опытной эксплуатации, – комментирует ситуацию Константин Давкаев. – Проектирование шло не просто, было много версий реализации процессов, возникли существенные отклонения от типового функционала системы. В результате на реализацию разработанных процессов и требований в системе осталось два месяца. Такой подход не конструктивен, за два месяца это сделать объективно невозможно.

К началу декабря была готова первая версия системы, однако, она скорее представляла собой MVP, минимально ценный продукт. Мы сделали что могли, но я понимал, что в декабре 2022 года мы систему не запустим. Это одна из основных проблем многих клиентов – завышенные ожидания по срокам. Но всегда есть реализация специфических требований компании, организационные проблемы и информационная безопасность. Все это привело к необходимости сдвига сроков проекта. Это было объективно необходимо».

Срок сдачи системы перенесли на 1 марта, компания «Синерго» выделила на проект дополнительных специалистов и работы продолжились. «В декабре мы показали, что сделали, провели обучение специалистов и собрали дополнительно целый пласт новой информации, – вспоминает Константин Давкаев. – Это был очень важный этап, мы поняли, что сделали не так и в результате существенно переработали «движок» по запасам и учету металлов (кстати, определенные улучшения идут до сих пор). Фактически только после показа MVP-версии системы мы смогли детально понять требования заказчика».

Вторая версия системы уже значительно точнее закрывала требования и целевые процессы компании. «Однако и ее потом пришлось дорабатывать, – вспоминает Сергей Клименко. – Мы настойчиво «критиковали» систему, формулировали много уточнений требований, пока система не была доведена до нужного нам уровня».

Опытно-промышленная эксплуатация системы длилась два месяца и к июню основной функционал системы был готов к промышленной эксплуатации. За исключением блока, обеспечивающего баланс металлов, этот ключевой для «Мангазея Майнинг» функционал потребовал дополнительной разработки и был запущен на месяц позже. После этого был еще запущен блок отчетности.

Как бы быстро не хотелось внедрить систему, как бы не казалось, что это можно сделать быстрее, разумный срок такого проекта – год.

Константин Давкаев резюмирует полученный опыт: «По сути, в проекте шел итеративный процесс, причем обоюдный. Была итерация, MVP-версия системы и к ней надо так и относиться. Мы сопоставляем с реальностью наши подходы и продолжаем разговор о том, какая в итоге нужна система. Не только мы получаем важнейший источник данных, но и заказчики более точно понимают целевой образ системы. Как бы быстро не хотелось внедрить систему, как бы не казалось, что это можно сделать быстрее, разумный срок такого проекта – год. «Давайте быстренько, за два месяца» – это неправильный подход, он приводит к проблемам для обоих сторон. Мы выстраиваем стройную систему процессов и обмена информацией, собираем все потоки данных в единую систему. И объективно необходимо время, чтобы все сделать качественно и продуманно».

Продолжение статьи читайте в части 2.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.