Кризисы стимулируют автоматизацию
Анализ 100 млн вакансий до и после великой депрессии в Америке показал, что компании последовательно заменяли ручной труд на механизированный с привлечением более квалифицированных работников. Если взять более свежие примеры, то по данным экономистов из университетов Цюриха и Британской Колумбии, 88% сокращений рабочих мест — т.е. подавляющая масса сокращений — которые происходили во время трех крупнейших рецессий за последние 30 лет, пришлось на «рутинные» занятия, которые можно было автоматизировать.
На первый взгляд тенденция к автоматизации в кризисные времена представляется нелогичной — во время кризиса рабочая сила дешевеет, а технологии дороги. Однако, как утверждается в экономической литературе, инвестиции в автоматизацию делаются целенаправленно именно во время кризиса потому, что со снижением доходов компаний рабочая сила становится относительно более дорогой. Согласно исследованию Ernst&Young 41% опрошенных компаний планируют ускоренные инвестиции в автоматизацию в расчете, что это позволит им преуспеть в посткризисном мире по завершении пандемии.
Сейчас часть компаний ожидают стабилизации ситуации, чтобы приступить к реализации программ автоматизации. Многие производители оборудования для автоматизации столкнулись с серьезными проблемами из-за разрывов цепочек поставок, наряду с карантинными мерами это становится объективным сдерживающим фактором для внедрения соответствующих решений. Однако, в ряде отраслей, таких как здравоохранение, розничная торговля, сельское хозяйство, дефицит рабочей силы и возросшие риски заставляю срочно искать способы замены хотя бы части персонала прямо сейчас.
Дроны летят на помощь медикам
Первая область, где резко вырос интерес к использованию роботов, — медицина. Врачи рекомендуют соблюдать социальную дистанцию как наиболее эффективную меру против распространения вируса, но сами не могут ее придерживаться при лечении пациентов. Насколько роботы способны помочь в такой ситуации?
Роботы для доставки медикаментов. Мобильные роботы могут взять на себя доставку медикаментов и еды больным в госпиталях, сократив число контактов. Согласно исследованию «Оценка влияния COVID-19» аналитической компании ABI Research рынок роботов для автоматизированной доставки и утилизации медикаментов, еды и других материалов в медицине за десятилетие вырастет более чем в 20 раз со 178 млн. долларов в 2019 году до 4,2 млрд. долларов в 2030 году.
Во время вспышки Эболы в 2015 году американским правительством, в частности, проводились технические семинары с целью выявить области, где роботизация могла быть полезна в борьбе с эпидемиями. Но как только опасность исчезла, интерес к теме угас и к моменту начала эпидемии COVID-19 в этом направлении было мало что сделано. В результате, вопрос так и остался открытым — насколько действительно роботы способны помочь в противодействии пандемии.
Сейчас для медицинских целей срочно перепрофилируются роботы, которые разрабатывались для других задач. Небольшие беспилотные автомобили (шириной один метр, длиной два с половиной метра) китайской компании White Rhino Auto изначально разрабатывались для доставки обычных товаров. Они были переделаны для перевозки медикаментов и еды для врачей и пациентов и два таких мобильных робота прошли полевые испытания в полевом госпитале Гуангу в Ухане.
Во флоридской клинике Mayo беспилотные микроавтобусы приспособили для перевозки тестов на COVID-19. Перед загрузкой тесты помещаются в защищенные контейнеры. Это помогает снизить угрозу заражения медицинских работников и освободить их для лечения пациентов. Микроавтобусы пока эксплуатируются в тестовом режиме и движутся вдоль фиксированных маршрутов, где нет ни пешеходов, ни других автомобилей.
Однако, в условиях эпидемии идеальные условия для транспортировки скорее исключение — многие больницы переполнены, на подъездах образуется очередь их скорых, а больные лежат в коридорах. Автономные автомобили еще не прошли полноценного тестирования и могут оказаться бесполезны в условиях интенсивного трафика, точно также как автоматические мобильные медицинские тележки в тесных коридорах.
Роботы-дезинфекторы. Если беспилотные автомобили для доставки медикаментов и еды пока используются лишь в тестовом режиме и единичных экземплярах — два в Гуангу, три в Mayo, то для целей дезинфекции мобильные роботы применяются гораздо шире. Дезинфекционные роботы китайской компании Xenex развернуты более чем в 500 госпиталях этой страны. Более 2600 беспилотников компании XAG, китайского производителя дронов для сельского хозяйства, используются для обеззараживания городских территорий. Как утверждают в компании, за время эпидемии спрос на них вырос в трое.
В России подобные разработки только тестируются. Пермская компания Promobot перепрограммировала для целей дезинфекции своего робота, который изначально предназначался для патрулирования по городу. Один оператор может дистанционно управлять 10-20 такими аппаратами. Лаборатория робототехники Сбербанка переоснастила своего робота-курьера ультрафиолетовыми лампами для целей дезинфекции помещений. После первого «знакомства» с помещением под контролем оператора в режиме телеуправления робот может затем проводить его обработку полностью самостоятельно.
С окончанием пандемии интерес к автоматизированным решениям для доставки и дезинфекции может оказаться кратковременным и пойти на убыль. Однако выявленные проблемы такие как нехватка медицинского оборудования и квалифицированного персонала никуда не денутся. И это послужит дополнительным толчком для распространения таких роботизированных решений как высокоточные операционные роботы или чатботы в телемедицине.
Производители и оптовые поставщики меняют модели
Краткосрочные задачи — необходимость соблюдения социальной дистанции и нехватка персонала — способствуют интересу к роботизации в таких отраслях как логистика и ритейл. Однако, кризисный менеджмент вынуждает розничные сети приостановить планы автоматизации. Проекты приходится откладывать в том числе из-за невозможности их реализации вследствие карантинных мер. Всплеск спроса на доставку покрывается в основном за счет привлечения временных сотрудников.
По оценке Interact Analysis рынок складской автоматизации сократится в 2020 году на 2 млрд долларов, зато отложенный спрос приведет к всплеску числа заказов и доходов этого сегмента в 2021 году. Более того, автоматизация, как прогнозируется будет идти даже более быстрыми темпами, чем до пандемии. С одной стороны компании будут стремиться обезопасить себя от разрывов цепочек поставок и кадровых проблем, с другой — само поведение покупателей изменится. Службами доставки стали активно пользоваться даже пожилые люди.
Это ведет к дальнейшему ускорению изменений в модели дистрибуции: она не была рассчитана на то, что производителям и оптовым поставщикам придется заниматься заказами от отдельных покупателей. Само направление роботизации изменится: наряду с более широким применением самоуправляемых погрузчиков для решения традиционных задач создается потенциальный спрос на автоматизированные технологии для комплектации и отгрузки индивидуальных заказов.
Роботы в метрах от клиента
Как и в телекоммуникационной отрасли, в ритейле главную трудность представляет проблема «последней мили», т.е. доставка заказанных товаров до конечного пользователя. С распространением пунктов выдачи и сетей постаматов расстояние до покупателей заметно сократилось, но в режиме самоизоляции возник спрос и на доставку от постаматов (такой сервис в Москве предлагает, например, Gett).
Основным способом для преодоления последних метров в телекоме до пользователя стала передача «по воздуху» (посредством беспроводных технологий). Аналогично, воздушная доставка с помощью дронов давно рассматривается как перспективный способ замены курьеров. Теперь же к ее списку преимуществ добавилась минимизация контактов.
Дроны показали себя неплохим решением для доставки в удаленные населенные пункты, например, беспилотники австралийской компании Swoop Aero перевозят медикаменты в ряде стран Африки. Однако массовая доставка в городской черте в многоквартирные дома пока представляется мало реалистичным сценарием. Если курьер доставляет товар до двери, то дрон должен будет доставлять его до балкона? И это, не говоря о том, что сначала надо получить законодательные разрешения.
Столь же сомнительно применение роботов-курьеров. «Яндекс» тестирует самодвижущегося робота «Яндекс.Ровер» для транспортировки небольших грузов. В нем реализованы те же технологии, что и в беспилотном автомобиле компании, но в отличие от него механический курьер перемещается по тротуарам со скоростью пешехода. Грузы помещаются в отсек внутри корпуса, крышка которого открывается нажатием кнопки в приложении. Такую автоматическую тележку можно представить внутри комплекса офисных зданий, где он и проходил испытания, но не на переполненных московских улицах (рано или поздно карантин закончится).
Сам себе фермер
Роботизация в сельском хозяйстве, как это не покажется странным, шла высокими темпами и до пандемии. По прогнозу аналитической компании Markets&Markets рынок сельскохозяйственных роботов должен был вырасти с 7,4 млрд в 2020 году до 20,6 млрд в 2025 году. Пандемия лишь обострила проблему нехватки рабочих рук, особенно в странах, где для сельскохозяйственных широко привлекаются мигранты, из-за чего под угрозой оказалась посевная.
Робот-теплица. В конце 2017 года Кимбал Маск, брата Илона Маска запустил проект Square Roots — контейнеры-инкубаторы для городских фермеров. Идея в том, что растения выращиваются без грядок в закрытых помещениях и при светодиодном освещении. Каждый контейнер поддерживает контролируемый климат, так что его можно использовать для выращивания различных культур. Как утверждается, один такой инкубатор может дать такой же урожай, что и поле площадью 2 акра, при этом в сутки на полив тратится только 30 л воды.
Такие проекты «городского» фермерства как автоматизированные контейнеры для выращивания овощей и других культур, рассматривались, скорее, как модный и технологичный способ решения экологических проблем, чем массовое решение. Затраты на рабочую силу были не столь высоки, чтобы оправдать подобные инвестиции. Однако, в связи с карантинными мерами и ограничениями на доступ роботизация теплиц стала актуальной темой.
Робот-тракторист. В российской компании Cognitive Pilot, одном из ведущих мировых разработчиков систем управления на базе искусственного интеллекта для беспилотной техники, отмечают взрывной рост числа запросов на автопилоты для тракторов. В отличии от многих других решений по роботизации он имеют понятные сроки окупаемости. Как утверждают в компании, оснащение одного трактора и комбайна необходимыми датчиками и автоматикой обходится намного дешевле, чем беспилотного автомобиля — в сумму около 10 тыс. долларов, благодаря чему затраты окупаются за год-два
Такая техника может работать не только днем, но и ночью. В отличии от тракториста автопилот не устанет от долгой смены и не уклонится от заданного маршрута. Подобные решения проще и безопаснее в реализации чем беспилотные автомобили: на полях людей и другой техники гораздо меньше, да и сами трактора движутся гораздо медленнее. К ним не предъявляется таких жестких требований как к автомобилям по размерам устанавливаемого оборудования, питания и т. п.
Однако наибольшая доля рынка сельскохозяйственных роботов приходится на дронов. Сельское хозяйство является вторым по величине рынком в мире по использованию дронов. Это сравнительно недорогие устройства в состоянии позволить себе и небольшие хозяйства с полями менее 50 гектаров, причем они могут использоваться для решения разных задач. Например, с помощью дронов могут произвести подробную аэрофотоснимку поля. Эти карты помогут оценить, как растут посеянные культуры и выявить проблемные участков в поле, а затем при необходимости обработать их пестицидами. И интерес к подобным решениям не упадет, если посевная пройдет в более-менее штатном режиме.
* * *
Сохраняющаяся неопределенность сдерживает инвестиции в роботизацию, но это одна из немногих областей, куда компании, во всяком случае в развитых странах, готовы вкладываться. На Россию пока приходится менее 1% мирового рынка промышленных роботов. Текущая ситуация требует быстрого возврата инвестиций, поэтому начинать лучше с автоматизации простых трудоемких процессов. Это позволит не отвлекаться на второстепенные задачи, накопить опыт в роботизации и создать задел для ее расширения.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь