От затыкания дыр к системному управлению

Если у вас есть проблемы — это свидетельство того, что у вас кризис мышления.
Нельзя решать проблемы мышлением, которое их породило. Безусловно, проблемы надо решать, но перед этим надо подумать, какие подходы и концепции их породили?
«Управляем предприятием» — это журнал для тех, кто хочет изменить мышление руководителя. Миссия журнала «Управляем предприятием» — помочь тем, кто готов к серьезным переменам и системным решениям в управлении.

Управление «не приходя в сознание»

Большинство топ-менеджеров управляют компаниями в операционном режиме. Они погружены в текучку, они видят перед собой проблему и тут же бросаются её решать. У них нет времени оглянуться вокруг, остановиться и подумать, почему я столкнулся с этой проблемой? А хронические проблемы организации нарастают как снежный ком и они их решают, решают, решают… Как написал один из авторов нашего журнала — управляют «не приходя в сознание». Большинство директоров берут на себя роль арбитра и день за днём «разруливают» каждую проблему по-отдельности.

Они почти не делают попыток решать их системно и с опорой на глубокие и комплексные подходы и методики. Их можно понять. Остановиться, оглянуться и подумать — нет времени. Как найти системное решение — непонятно. Да и сработают ли системные меры — не очевидно. Страшно браться за решение сложной задачи.

Проблемы, конечно же надо решать. Но перед этим надо подумать, что к ним привело? Какие решения, и стоящие за ними концепции и подходы их породили? На какие принятые по умолчанию аксиомы я опирался? Надо остановиться, «прийти в сознание». Иначе мы все обречены крутиться в бесконечном колесе никогда не заканчивающихся проблем.

Именно такой подход, такая концепция лежит в основе нашего журнала. Проблемы можно решить разными путями. Мы пишем о тех, которые позволяют комплексно, системно, по-другому взглянуть на хорошо знакомые проблемы. Мы пишем об этом в четырёх основных формах, четырёх рубриках.

Рубрика «Концепции и методы управления»

Статьи в этой рубрике описывают наиболее общие концепции, подходы и методы управления. Большинство из них имеют зарубежное, более того — англосаксонское происхождение. Отказываться от американской управленческой концепции только по идеологическим причинам — недальновидно. Главным критерием должна стать оценка результата от её применения. А она не так проста. Признанные практики управления, уже более 20 лет приходящие к нам из западного менеджмента, в России рассматриваются как образцы для подражания, то есть «лучшие практики». Почему мы по-прежнему полагаем, что западные «лучшие практики» применимы в российских условиях? 20 лет их активного внедрения доказали, что далеко не всё приживается на российской почве. Одни подходы — например, архитектура предприятия — практически не приживаются в российской практике, а другие — SMART-критерии целей или бюджетирование — часто становятся эффективным рабочим инструментом. При этом нельзя сказать, что русские менеджеры и консультанты были плохими учениками, они старались как могли. Тут есть о чём думать и есть о чём писать.

Рубрика «Российские практики управления»

Статьи в этой рубрике описывают наш российский опыт, наши наработки и управленческие открытия. Их, в свою очередь можно, весьма условно разделить на две подгруппы.

  1. Отклонения от западных «лучших практик» и их модификации. Они почти всегда рассматривались как вина того, кто их использовал. Выражаясь политкорректно — как его незрелость. Мы так не считаем. Мы полагаем, что обоснованные отклонения и модификации западных «лучших практик» — это объективный предмет, достойный описания и изучения.
  2. Российские «лучшие практики». Несмотря на активные культурные (в том числе и управленческие) заимствования у западной цивилизации, в России столетиями нарабатывались свои модели и практики управления. Сегодня наш российский консалтинг и бизнес-образование двигают в основном западные практики управления. Осознанных и описанных российских практик пока мало, а чужие — под рукой. Западный менеджмент и консалтинг давно научились не только выявлять свои различные практики управления, но и превращать их в коммерческие продукты. Эту колоссальную работу русскому менеджменту и консалтингу еще предстоит проделать. И мы ставим своей целью собирать и описывать наши, русские практики управления, естественно, в меру наших скромных сил и ресурсов.

Рубрика «Истории успеха»

В этой рубрике описываются реальные проекты, связанные с решением проблем и созданием систем управления в российских компаниях. В этих статьях мы не ставим задачи описывать российские «лучшие практики». Это сбор первичных данных, «сырья», на котором тестируются западные и из которого прорастают русские практики управления. Это «живое» и полное деталей описание конкретных ситуаций и проектов.

Рубрика «Инфраструктура ИТ»

Статьи в этой рубрике посвящены ИТ. Мы считаем, что системные и комплексные подходы и методики, должны опираться на ИТ-системы. Сегодня немыслимо управлять без ИТ. Причём не просто ИТ, а комплексных и прикладных решений. Управление с опорой на Excel, в большинстве случаев, — это управление с минимальным уровнем автоматизации, управление «в полусознании».

Приглашаю вас на страницы нашего журнала!
Мы будем рады, если наши материалы вас заинтересуют. Если на страницах журнала вы найдёте полезный опыт, если найдёте единомышленников и сможете обсудить волнующие вас вопросы. Если мы сможем помочь вам перейти от затыкания дыр к системному управлению.

Константин Зимин
Главный редактор журнала «Управляем предприятием», upr@1c.ru

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.