Тренд №6. Демографический кризис: глобальный вызов
Мы привыкли слышать про демографический кризис в России. Но демографический кризис — это явление, затрагивающее многие страны мира. Он проявляется в падении уровня рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения (менее 2,1 ребенка на женщину).
В ведущих экономиках — Японии, Южной Корее, Италии, Германии — уровень рождаемости упал до 1,3–1,4 ребенка на женщину. В Китае после десятилетий политики ограничения рождаемости ситуация тоже ухудшается — за последние пять лет рождаемость упала до исторического минимума. В США этот показатель был чуть выше (около 1,7), но в 2023 году опустился примерно до 1,62 ребенка на одну женщину. В России падение рождаемости началось еще в 2017-2018 годах и идет более резко: коэффициент рождаемости снизился с примерно 1,78 ребенка на женщину в 2015 году до 1,5 в 2019 году и до примерно 1,41–1,42 в 2022–2023 годах. Ожидается, что в ближайшие 30 лет численность населения в ряде развитых стран может сократиться на 10–20%, что повлияет на рынок труда, социальные системы и структуру потребления.
Некоторые примеры:
- Япония — страна-лидер в демографическом кризисе. В ответ на нехватку рабочей силы японские компании, например Toyota, активно внедряют роботизацию, автоматизацию и искусственный интеллект, что позволяет компенсировать сокращение трудоспособного населения. Параллельно развивается технология «социальных роботов» для ухода за пожилыми людьми.
- Италия и Германия — страны, где растет зависимость от миграции для поддержания численности и экономики. Здесь формируются новые модели интеграции, включая культурные и образовательные проекты для мигрантов.
- Корея — страна с одной из самых низких рождаемостей в мире. Здесь власти запускают программы по поддержке семей, включая финансовые стимулы и улучшение условий для работающих матерей, а также инвестируют в технологии для повышения производительности труда.
- США — несмотря на более высокий уровень рождаемости, растет зависимость от миграции. Компании, особенно в технологической сфере, внедряют программы гибкого графика и расширяют возможности удаленной работы, чтобы поддержать молодых работников и родителей.
Демографический кризис — это важный сигнал для пересмотра бизнес-стратегий и поиска новых возможностей в новом мире. Компании, которые научатся адаптироваться к этим изменениям, будут значительно выигрывать на рынке будущего. Джейн Харрис, экономист из Всемирного банка говорит:
Тренд №7. Увеличение продолжительности жизни и рынок здоровья
Помимо падения уровня рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения, наблюдается еще одна тенденция — рост средней продолжительности жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году число людей старше 60 лет удвоится и превысит 2 млрд. человек. Это меняет экономику и рынок труда, а также формирует гигантский рынок здоровья и долголетия, который уже сейчас оценивается около 1,8 трлн. долларов. Джеффри Имер, CEO Nestle Health Science считает:
Растет спрос на профилактические продукты и услуги — от персонализированной медицины до цифровых медицинских платформ и биотехнологий. Технологические компании развивают носимые устройства для мониторинга здоровья, способствующие раннему выявлению болезней и поддержанию активного образа жизни.
Некоторые кейсы:
- Платформа Noom предлагающая программы изменения образа жизни с помощью психологических подходов, привлекла более 45 млн. пользователей по всему миру.
- Nestle Health Science развивает линию нутрицевтических продуктов для поддержки здоровья стареющего организма, а также инвестирует в биотехнологические исследования долголетия.
Исследования показывают, что сегмент профилактического здравоохранения занимает более 40% всего рынка здравоохранения, фокус смещается с лечения к поддержанию здоровья. Поддержание активного долголетия становится бизнес-темой — старшее поколение увеличивает затраты на wellness-продукты. Рэнди Скотт, венчурный инвестор, говорит:
Биотехнологический стартап в области долголетия может привлечь значительные инвестиции, что стимулирует инновации в сфере.
Тренд №8. Серебряная экономика и новые рынки
Демографический кризис и увеличение продолжительности жизни — это не только вызов, но и шанс создавать новые продукты, услуги и рынки. Люди старшего поколения все активнее участвуют в экономической жизни, имеют значительный покупательский потенциал и особенности потребления: забота о здоровье, удобство, социальная активность, туризм и развлечения. «Серебряная экономика» — так назвали комплекс экономических и социальных процессов, связанных с использованием потребительского потенциала людей старшего возраста (обычно 60+). Она охватывает товары, услуги, технологии и инфраструктуру, ориентированные на улучшение качества жизни и активного долголетия. Эллен Браун, глава AARP, считает:
«Серебряная экономика» сегодня оценивается в сотни миллиардов долларов и быстро растет. По прогнозам McKinsey, к 2035 году расходы старшего поколения на здоровье и развлечения вырастут до 675 млрд. долларов. Производители адаптируют продукты под нужды «серебряных» потребителей и создают новые ниши.
Некоторые примеры:
- Philips создала решения smart home для пожилых, которые обеспечивают безопасность и комфорт, что позволяет старшему поколению дольше оставаться независимыми.
- Toyota инвестирует в развитие технологий мобильности и удобных транспортных решений для людей старше 65 лет.
- Nestle в рамках стратегии Silver Age ориентирует новые линейки продуктов на пожилых, с акцентом на удобство и здоровье.
Однако, специалисты отмечают, что несмотря на рост численности, этот сегмент остается недооцененным рынком и на нем все еще есть место для новых игроков. Профессор социологии Питер Смолл говорит:
Недооценка этого сегмента — это упущенные возможности для роста бизнеса. Ключевая проблема для компаний – не только новые продукты и услуги, необходимо адаптировать маркетинг под интересы и потребности этой аудитории. «Переход к экономике, ориентированной на пожилых, требует гибкости и инноваций не только в производстве, но и в маркетинге» — считает Антонио Рамос, исследователь демографии ООН.
Тренд №9. Социальный вызов одиночества
Одиночество перестало быть только личной проблемой — это глобальный мировой тренд и новая пандемия нашего времени. В 2025 году ВОЗ и ведущие университеты мира фиксируют рост одиночества как эпидемии, особенно среди молодежи и пожилых людей. ВОЗ сообщает, что каждый шестой человек в мире ощущает глубокое социальное одиночество, и это уже стало проблемой, ухудшающей качество жизни, вызывающей депрессии и повышающие смертность. Эта проблема особенно остро встала в эпоху цифровизации, где реальное живое общение заменяется виртуальным. Исследования рынка услуг в области психического здоровья показывают рост спроса более чем на 18% в год, увеличение продаж лекарств от депрессии и тревожных расстройств на 30%.
Но социальный вызов одиночества – это и бизнес-возможность для создания высококачественных социально ориентированных продуктов, сервисов и платформ. Драгомира Мандикова, глава Asahi Group Holdings, говорит:
В США, Великобритании и странах Европы компании начинают активно разрабатывать решения, которые помогают людям чувствовать себя частью сообщества. Некоторые примеры:
- Papa — стартап из США, который соединяет пожилых людей с молодыми волонтерами для общения и помощи. Компания привлекла более 240 млн. долларов инвестиций, а ее платформа уже помогает тысячам людей преодолевать одиночество.
- Bumble BFF — отдельная платформа от Bumble, ориентированная на поиск друзей, а не партнеров. Это ответ на запрос миллионов людей, которые хотят расширить круг общения и найти поддержку вне работы и семьи.
- Timeleft — социальная платформа, где незнакомцы встречаются за обедом в ресторанах. Проект стартовал в 2023 году и быстро набрал популярность в крупных городах, показывая, что люди ищут живые, неформальные встречи.
«В современном мире бизнес может стать архитектором социальных связей, создавая пространства и платформы для настоящего общения» — говорится в исследовании Manchester University. С точки зрения бизнеса, укрепление социальных связей внутри организаций помогает удерживать таланты и улучшать производительность, а для продуктовых компаний новые сервисы, создающие сообщества, становятся важной конкурентной составляющей.
Тренд №10. Отмена глобализации и рост протекционизма
Глобализация, о которой много говорилось в последние 15 лет, отменяется. Вектор мирового развития сменился, что проявляется в растущем протекционизме, торговых войнах и локальных ограничениях. На примере данных 2020-2025 годов видно, что вокруг крупных экономик взведены новые барьеры: США и Китай ввели друг против друга сотни тарифов. Пошлины повышают себестоимость, создают задержки и увеличивают риски в цепочках поставок, что сдерживает международную торговлю и вынуждает компании пересматривать цепочки поставок. Международные консалтинговые компании прогнозируют, что в ближайшие 10 лет объем мировой торговли будет расти существенно медленнее, чем в предыдущие периоды, из-за усиления геополитической нестабильности.
Для российского бизнеса эта тенденция очевидна – в ответ на санкции вводятся новые правила параллельного импорта, а также меры для поддержки отечественных продуктов и технологических решений. Эксперт РАНХиГС Александр Фиранчук говорит:
В бизнесе этот тренд требует пересмотра стратегий — диверсификации рынков, создания региональных альянсов (например, развития внутри БРИКС) и усиления компетенций по работе с нормативно-правовыми ограничениями. Важными становятся кросс-культурные навыки, умение адаптироваться к новым локальным условиям и культурам и формировать гибкие международные связи.
***
Развитие бизнеса — это не только технологии, но и глубокое понимание человеческих потребностей, и социальных сдвигов. Эти пять глобальных социальных сдвигов, окажут сильнейшее влияние на будущую бизнес-среду. Те, кто научится соединять технические возможности с ответом на социальные вызовы, получат ключ к лидерству в новом времени. Но как в ответ на эти технологические и социальные сдвиги меняется управление компаниями? Об этом в следующей части статьи.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь