Унитарной признается организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Государство или муниципальные образования передают таким организациям имущество на правах хозяйственного ведения, то есть с ограничениями в праве распоряжения им — передачи и отчуждения имущества. В унитарной форме могут выступать только государственные или муниципальные организации, имущество которых находится в собственности государства или муниципального образования. Именно термин «унитарная» в наименовании этих организаций определяет неделимость их имущества, т.е. невозможность разделения уставного фонда на доли, акции и т.п.
Унитарные организации подразделяются на государственные или муниципальные учреждения, которые полностью финансируются из государственного бюджета, и предприятия, которые могут заниматься коммерческой деятельностью.
В жилищно-коммунальном хозяйстве функционируют как муниципальные унитарные организации, так и муниципальные унитарные предприятия. А само жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий, населенных пунктов, городов. Этот комплекс должен обеспечивать удобства и комфортность проживания в них граждан за счет предоставления населению широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Однако ЖКХ на просторах всей нашей страны стало притчей во языцех. В полной мере свои функции ЖКХ повсеместно не выполняет. Практически на всех уровнях управления жилищно-коммунальным хозяйством и потребления его услуг эта структура признана неэффективной. С одной стороны, тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут, с другой стороны, износ основных фондов ЖКХ в регионах России составляет, по разным оценкам, от 50 до 100%. При таком состоянии сетей предпочитают распределять усилия и средства на местах. В итоге вложения в сами сети — их ремонт и замену — сопоставимы с затратами на подготовку к чрезвычайным ситуациям.
Плюс к тому, ЖКХ являются сферой, где очень часты злоупотребления. По данным «Интерфакс», именно поэтому Генеральный прокурор России Юрий Чайка потребовал от подчиненных усилить надзор в жилищно-коммунальном хозяйстве, активнее добиваясь возбуждения уголовных дел по махинациям в этой сфере.
В непростой ситуации по наведению порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства весьма показательны инициатива и действия комитета по ЖКХ Администрации г. Иркутска. Начав решение задачи с организации автоматизированного сбора отчетной информации муниципальных предприятий, комитет по ЖКХ строит единую централизованную систему учета и контроля деятельности МУП. Это позволит обеспечить прозрачность расходования МУП денежных средств, поставит заслон злоупотреблениям и в перспективе предоставит возможность комитету ЖКХ и подотчетным ему МУП работать в едином информационном облаке.
Методы и подходы
Масштабность задачи явилась только стимулом к ее решению. Именно так отнеслось к ней руководство комитета по ЖКХ. В Иркутске действует 12 муниципальных предприятий, общая численность сотрудников составляет 5,5 тыс. человек. Фактически это сопоставимо по масштабам с холдингом. Городской муниципалитет является представителем учредителя и, соответственно, все предприятия должны отчитываться перед ним. Однако отчетность подавалась только раз в квартал, причем именно в том виде, в котором удобно самому МУП. Это усложняло контроль комитетом по ЖКХ деятельности МУП, а также открывало путь к злоупотреблениям.
Прежде всего, требовалось объединить информационные ресурсы МУП в единую базу данных и организовать прозрачные и оперативные информационные потоки от них в комитет по ЖКХ. А для этого надо было стандартизовать отчетность МУП в форме, соответствующей требованиям комитета по ЖКХ. Плюс к тому максимально автоматизировать процесс сбора отчетности, чтобы сотрудник комитета, который курирует МУП, получал информацию о подотчетном ему предприятии автоматически из системы.
Подробный аудит, который по приглашению комитета провели специалисты компании «Форус», показал, насколько разнится ситуация в МУП по состоянию бухгалтерского учета и по профессионализму бухгалтеров. В результате были реализованы на практике рекомендации аудиторов и консультантов по устранению недочетов в отчетности и по исправлению технических ошибок, оптимизированы основные процессы в МУП.
Самое важное
Комитет по ЖКХ Иркутска поставил во главу системный контроль деятельности МУП. Это позволяет Комитету ЖКХ своевременно реагировать, если вдруг возникают какие-то отклонения или нарушения в подотчетных ему организациях, определить причину и оперативно устранить проблему. А в итоге создание единой централизованной системы учета и контроля деятельности МУП позволить организовать эффективную и прозрачную их работу.
Надо признать, сделать это не так просто, ведь практически все комитеты ЖКХ, призванные контролировать деятельность подотчетных им организаций, сталкиваются с позицией отдельных МУП, которые не заинтересованы в том, чтобы их работа стала прозрачной. Иркутский комитет не стал исключением. И только твердая позиция руководства комитета ЖКХ позволила сделать процесс постепенного включения МУП в единую систему необратимым.
Немаловажную роль в деле наведении порядка в сфере ЖКХ сыграл и департамента информационных технологий мэрии Иркутска и его руководство. ИТ-департамент видит основную свою задачу в проекте по обеспечению прозрачности деятельности МУП в том, чтобы освободить от непрофильных задач муниципальные учреждения, вывести техническую и организационную составляющую в комитет по ЖКХ и обеспечить централизованную работу.
Первые результаты и перспективы
Проект еще не завершен, работа над ним продолжается. По словам Романа Медынского, руководителя проекта автоматизации иркутских МУП со стороны исполнителя — компании «Форус», если проект начинался с формирования единой центральной базы, то в перспективе это будет полноценное «облако», которое позволит комитету оперативно получать не только бухгалтерскую, но и управленческую отчетность.
Благодаря пониманию руководителями МУПов важности задачи автоматизации и наведения порядка в сфере ЖКХ, а также профессиональному консалтингу специалистов компании «Форус», объединение работы МУПов в единой информационной базе проходит довольно быстро и практически безболезненно. В рамках такого объединения экономия только по фонду оплаты труда составит 40 млн руб. в год.
Повысилась прозрачность деятельности предприятий, вся информация в тех МУП, которые уже охватил проект, сразу доступна и в комитете по ЖКХ. Она резервируется и хранится на серверах администрации города, и в любой момент ее можно оперативно получить.
Иркутский комитет по ЖКХ, пожалуй, первый, кто системно и комплексно внедряет среди МУП-ов автоматизированную систему учета. Она крайне необходима, поскольку 1 копейка, сэкономленная в 1 секунду, приносит предприятию 360 тысяч рублей прибыли. Коммунальный бизнес — это ведь бизнес копеек и секунд.
Однако стоит заметить, что любая автоматизированная система, внедрение и использование современных технологий как информационных, так и организационных — всего лишь инструмент решения тех или иных задач, реализация воли грамотного ответственного руководителя. Чтобы эффективно управлять, сегодня мало быть специалистом в той или иной области, надо ощущать себя и быть настоящим хозяином.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь