Семь ключевых технологий
Эксперты World Economic Forum совместно с компанией Accenture выделили семь ключевых технологий, которые способны оказать наибольшее влияние на предприятия (рис. 3). Обратите внимание: в этом перечне нет технологий, которые в последнее время у всех на устах — блокчейна и криптовалют (прежде всего биткоина). Авторы отчёта отмечают, что этот список не всеобъемлющий и не включает только что появившиеся технологии, к которым они и относят блокчейн и криптовалюты. В исследовании, предпринятом экспертами World Economic Forum, блокчейн-технологии возникали лишь в одном или двух кейсах. То есть эксперты считают, что пока ещё рано говорить о вызванных этими технологиями изменениях — перспективы блокчейна пока не ясны. Видимо, по той же самой причине в этот список не вошли квантовые вычисления, которые некоторые эксперты уже включают в список важнейших цифровых технологий.
Рис. 3. Семь ключевых технологий по мнению экспертов World Economic Forum. Источник: World Economic Forum совместно с компанией Accenture.
Весьма похожую версию ключевых технологий предлагают эксперты PwC. Они не включили в этот список социальные медиа и платформы. Вероятно, по их мнению, эта технология уже исчерпала свой потенциал и её влияние на предприятия в ближайшее время будет минимальным. Зато эксперты PwC добавили к ключевым технологиям блокчейн и виртуальную/дополненную реальность. По всей видимости, в PwC считают, что уже сегодня блокчейн — это очень важная технология цифровой трансформации. Другие источники выделяют весьма похожие списки технологий.
10 ключевых технологий
Особняком стоят, пожалуй, только эксперты компании Gartner, которые традиционно составляют свой список, куда вошли 10 ключевых технологий ближайших лет. По их мнению, главный драйвер цифровизации предприятий и общества — это тесная взаимосвязь (даже переплетение) людей, устройств, контента и интеллектуальных сервисов, которое эксперты Gartner назвали «умной» цифровой сетью. Она «умная», поскольку широко использует искусственный интеллект, который проникает практически во все технологии и позволяет создавать потенциально автономные и гибкие системы. Цифровая, поскольку взаимопроникновение виртуального и реального миров позволяет создать новую, расширенную «цифрой» среду. И, соответственно, эксперты Gartner разделили все технологии по этим трём группам: «умные», цифровые и сетевые (рис. 4).
Искусственный интеллект (AI Foundations). Искусственный интеллект — это совокупность технологий, которые позволяют машинам воспринимать, понимать, действовать и учиться. Интерес к этим технологиям продолжает расти. Однако недавнее исследование Gartner показало, что отнюдь не все компании активно работают в этом направлении — 59% организаций всё ещё собирают информацию и обдумывают стратегии использования искусственного интеллекта. Эксперты Gartner отмечают, что обещания создать искусственный интеллект универсального характера, который полностью заменит человека, пока стоит отнести к спекуляциям. Сегодня можно говорить лишь об узком и специализированном искусственном интеллекте, который ориентирован на решение конкретной задачи. Например, понимание языка, управление транспортным средством в контролируемом окружении, компьютерное зрение (распознавание объектов, лиц, слежение за объектами, распознавание рукописного текста, определение эмоций, пола, возраста, распознавание сцены), звуковое зрение (синтез речи, распознавание звуков и речи, определение эмоций, пола, возраста, языка), обработка естественного языка (машинный перевод, идентификация ключевых слов и смысла, классификация текста, синтез текстов, определение языка) и т. д.
Например, сейчас в мире установлено около 265 млрд CCTV-камер, и 98% того, что они снимают, вообще никто не смотрит. Даже если найти массу дешевых операторов, исследования показывают, что уже через 20 минут люди перестают замечать, что происходит на экране. И вот здесь как раз искусственный интеллект вместе с технологиями компьютерного зрения и машинного обучения — единственно возможное решение. «Предприятиям следует сосредоточиться на достижении результатов от использования узкого искусственного интеллекта и оставить искусственный интеллект универсального характера исследователям и писателям-фантастам», — резюмировал вице-президент Gartner Дэвид Сирли.
«Умные» приложения и аналитика (Intelligent Apps and Analytics). «В течение следующих нескольких лет в каждом приложении, программе или сервисе будет использоваться искусственный интеллект на определенном уровне», — прогнозируют эксперты Gartner. И советуют: «Спросите у ваших поставщиков ПО и цифровых услуг, как они планируют использовать искусственный интеллект для повышения ценности в новых версиях, будет ли расширенная аналитика, «умные» процессы и продвинутое взаимодействие с пользователями». Примеры таких «умных» приложений — виртуальные ассистенты и советники. Естественно, искусственным интеллектом должны дополниться и аналитические приложения, что позволит на ином уровне собирать данные и проводить исследования. Подобные приложения создают новый интеллектуальный слой между людьми и системами и имеют потенциал к трансформации как структуры самой работы, так и рабочего места. Причём Дэвид Сирли подчёркивает, что речь не идёт о замене человеческого интеллекта: «Исследуйте «умные» приложения для поддержки человеческой деятельности, а не просто как инструмент заменяющий людей».
Рис. 4. 10 ключевых технологий на 2018 год по версии Gartner.
«Умные» устройства (Intelligent Things). «Умные» устройства используют искусственный интеллект и машинное обучение для более интеллектуального взаимодействия с людьми и окружающей средой. Эти устройства будут действовать полуавтономно или совершено автономно в различной среде, в том числе и неконтролируемой (например, дрон). По мере развития искусственного интеллекта и машинного обучения «умные» устройства будут всё чаще появляться в различных сферах — от интеллектуального медицинского оборудования до автономных роботов — сборщиков урожая. Более того, эксперты Gartner отмечают, что стоит ожидать перехода от автономных вещей к рою «умных» устройств (например, рой дронов), где несколько устройств будут работать вместе независимо или под контролем людей.
Цифровые двойники (Digital Twins). Цифровой двойник — это образ или модель объекта (системы) реального мира в мире цифровом. Причём эти цифровые двойники постоянно связаны с объектами реального мира через интернет вещей. Эксперты Gartner прогнозируют быстрый рост их количества — к 2020 году цифровые двойники будут существовать уже для 1 млрд устройств с 21 млрд датчиков. Такие возможности контроля позволят потенциально сэкономить миллиарды долларов на ремонте и техническом обслуживании оборудования, а также оптимизации его производительности. Специалисты Gartner уверены, что в краткосрочной перспективе цифровые двойники помогут управлять активами, но в более дальней перспективе ценность будет создаваться в области эффективности работы оборудования и понимания того, как оно используется и как его можно улучшить.
Важно, что цифровые двойники будут не только у материальных объектов. «Со временем цифровые образы практически всех аспектов нашего мира будут динамически связаны с их реальными прототипами. Появится почти безграничная возможность моделирования любых ситуаций», — говорит Дэвид Сирли.
Облачные технологии и периферийные вычисления (Cloud to the Edge). Концепция «периферийных вычислений» (edge computing) основана на идее обработки данных ближе к тому месту, где они создаются. По мнению экспертов Gartner, всё больше вычислительных ресурсов будут переноситься в конечные устройства — например, в беспилотный автомобиль или дрон. Но сети передачи данных не безграничны — слишком быстрое увеличение объёмов, передаваемых в облачные ЦОД данных, всё больше и больше приводит к потерям в скорости. Обработка данных на границе сети позволяет анализировать важные данные почти в режиме реального времени.
По сути облачные технологии и периферийные вычисления — это два противоположных подхода, которые хорошо дополняют и компенсируют друг друга, а не конкурируют. Эксперты Gartner считают, что объединение этих двух моделей ─ облачных вычислений, которые используются для реализации сервисно-ориентированных подходов, и периферийных вычислений, которые позволяют использовать режим реального времени, — повышает эффективность каждого из них.
Диалоговые платформы (Conversational Platforms). Задача перевода и понимания различных намерений людей постепенно переходит от человека к компьютеру, и диалоговые платформы — это отражение этой тенденции. Уже сейчас системы способны понимать и давать ответы как на простые вопросы (какая погода?), так и на более сложные. В Gartner убеждены, что эти платформы будут развиваться до более сложных: например, они смогут собрать устные показания от свидетелей преступлений и составить фоторобот преступника. Главная проблема, с которой сталкиваются сейчас диалоговые платформы, заключается в том, что пользователи должны коммуницировать с ними на очень структурированном языке.
Эффект погружения/присутствия (Immersive Experience). Это тенденция слияния инструментов дополненной реальности (augmented reality) и виртуальной реальности (virtual reality) с инструментами отражения физической реальности. Вместе они меняют то, как люди воспринимают и взаимодействуют с цифровым миром. У пользователя появятся захватывающие возможности взаимодействия и с цифровыми, и с реальными объектами, при этом сохранится присутствие в физическом мире. По мнению экспертов Gartner, в сочетании с диалоговыми платформами это приведет к фундаментальным изменениям в пользовательском опыте взаимодействия с миром.
Блокчейн (Blockchain). По сути, блокчейн — это разделяемая, распределённая и децентрализованная технология, которая, будучи независимой от отдельных приложений или участников, способна устранить часть издержек бизнеса (так называемых трансакционных издержек, или издержек, связанных с проверкой достоверности получаемой информации). Это позволит не доверяющим друг другу сторонам совершать коммерческие сделки. И хотя разговор о блокчейн часто сводится к вопросам финансов, эта технология имеет много других потенциальных приложений в государственном управлении, здравоохранении, цепочках поставок и др. Однако в Gartner отмечают, что многие основанные на блокчейн инструменты незрелы, непроверены до конца и в значительной степени нерегулируемы. Опробование этой технологии – это, несомненно, тенденция нескольких ближайших лет, но насколько широко её будут применять на практике, сказать сложно.
Управление по событиям (Event-driven). Для новых цифровых предприятий жизненно важно отслеживать события в жизни компании в режиме онлайн, чтобы использовать быстро открывающиеся возможности. Некоторые события или их комбинации представляют собой ситуации, которые требуют определённых действий; а значит, необходимо без промедления принимать решения и реагировать. Самыми важными событиями являются те, которые затрагивают несколько сторон (несколько направлений бизнеса, несколько партнёров и т. п.).
С появлением интернета вещей, «умных» вещей, искусственного интеллекта и других технологий события можно обнаружить быстрее и проанализировать их более глубоко. В результате событийное мышление должно стать частью цифровой бизнес-стратегии. Суть событийного мышления — всегда держать руку на пульсе, быть готовым к решениям и действиям и постоянно учиться. Эксперты Gartner прогнозируют, что к 2020 году регистрация событий в реальном времени и управление на основе событий станет необходимой характеристикой для 80% цифровых решений, а 80% новых экосистем бизнеса потребуют поддержки обработки событий.
Непрерывная адаптивная оценка рисков и доверия (Continuous Adaptive Risk and Trust). Цифровой бизнес создаёт сложную меняющуюся среду, и в ней возникают проблемы безопасности, а использование всё более сложных инструментов увеличивает угрозу. Традиционные методы безопасности, основанные на идеях собственности и контроля (разрешить – запретить), а не доверия, не будут работать в цифровом мире. Инфраструктура безопасности и защита периметра не гарантируют своевременного обнаружения и не могут защищать от инсайдерских атак. Непрерывная адаптивная оценка риска и доверия — это новый подход к безопасности, который позволяет принимать решения в режиме реального времени.
Комментарий редакции. Целый ряд экспертов на этом останавливается, считая, что внушительный список технологий — уже сам по себе говорит о том, что настала эпоха цифровизации. По мнению редакции, это не так. Несколько технологий, активно влияющих на компании, — это не новость, подобное уже не раз происходило в истории. Кроме того, часть технологий и подходов появились довольно давно. И хотя количество «прорывных» технологий действительно значительное, это не даёт основания говорить, что мы вступаем в качественно новую фазу развития.
* * *
Многие из этих технологий появились давно, но почему же изменения происходят именно сейчас? В чём особенность именно сегодняшнего момента? Об этом читайте в следующей части статьи.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь