Изобретение культурологов и экономическое развитие
Сегодня насчитывается более 100 различных определений инновации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX веке и буквально означал «введение некоторых элементов одной культуры в другую». Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.
В 1911 году австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли Йозеф Алоиз Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:
- статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства — участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
- динамическую (инновационный кругооборот, что означает развитие — особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
В динамической концепции цикличность рассматривает как закономерность экономического роста. Согласно Шумпетеру, движущая сила процветания — инвестиции в основной капитал, которые служат воплощению инноваций.
Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием.
- экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем;
- экономическое развитие — это, прежде всего, появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация.
Шумпетер рассматривал инновацию как концепцию и определил её следующим образом:
- создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара;
- создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара;
- открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее;
- открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново;
- создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.
Правовые аспекты инновации
В современных нормативных актах в отношении дефиниции «инновация» единодушия не наблюдается. Проанализировав ряд положений законов РФ и законов субъектов РФ, автор научного исследования «Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ» Ирина Лапшина, к.ю.н. приходит к выводу о необходимости уточнения ряда юридических конструкций в указанных актах и унификации терминологии.
Так, в соответствии с Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 года №832, «инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Один из подходов к определению инновационной деятельности закреплён в ст. 2 «Модельного закона об инновационной деятельности», принятом 16.11.2006 г. Постановлением 27-16 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ:
«Инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающие позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом».
В трактовке Фдерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (ред. от 21 июля 2011 года) «О науке и научно-технической политике»
«Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Там же говорится, что «инновационная деятельность — деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».
Одно из наиболее взвешенных определений дано в совместной публикации Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата — «Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», Москва 2006 год:
«Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях».
Росстат при сборе инновационной статистики, которая, кстати, ведется с 1994 года (рис 1), понимает инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочего места, внешних связях.
Источник: Росстат
Инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Тем не менее, общим признаком инновации является то, что она должна быть введена в употребление (внедрена). Новый или усовершенствованный продукт является введенным в употребление после того, как он появился на рынке. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются введенными в употребление (внедренными) после того, как они стали реально использоваться в деятельности предприятия.
«Руководство Осло» в соответствии со своим определением выделяет следующие группы инноваций:
- продуктовые — введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования;
- процессные — внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта;
- маркетинговые — внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены;
- организационные — внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.
Следует отметить, что Росстат мониторин при этом, кроме организационных и маркетинговых:
- технологические инновации — деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением:
- технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах;
- технологически новых или значительно усовершенствованных услуг;
- новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
-
экологические инновации (с 2009 г.) — новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Дополнительно Росстат следит за организациями, осуществлявшими в отчетном периоде инновационную деятельность, то есть имевшими в отчетном периоде затраты на инновации.
Претензии на современный лад
Чуть лучше сложились отношения со словом «модернизация» и его понятием — меньше разночтений, но и их хватает. Чаще всего встречается такое определение: модернизация (от греч. moderne — новейший) — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы. Существуют и другие значения этого слова — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, процесс реконструкции общественной системы с целью ускорения развития и др.
Более менее понятно, что хотя и «новые», но не настолько новые, как инновации. А только осовремененные, улучшенные процессы, оборудование, возможно, и мышление.
Слово же «амбиция» произошло от латинского ambitio, что в переводе означает честолюбие, тщеславие, обостренное самолюбие, самомнение; спесь. До недавнего времени это слово во многих языках, в том числе, и в русском имело отрицательную окраску, негативное значение и понималось как необоснованные претензии на что-либо.
Однако со временем меняется язык, изменяется и менталитет. Вот, и в Стратегии инновационного развития говорится, что Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития.
С одной стороны, претензия, а с другой — реализуемая. То есть некоторая цель, возможно, несколько завышенная, которую трудно достичь, но все же можно.
Небольшое исследование, проведенное редакцией электронного журнала «Управляем предприятием», показало, что сегодня в большинстве случаев синоним слову амбиции — желание. И даже не столько само желание, сколько желание реализовать какое-то желание.
Так, один из предпринимателей, Андрей Платонов, принявший участие в исследовании, заявил, что его амбиции — это начать новый бизнес, поскольку в своём деле за 2 десятка лет он, по его мнению, достиг всего, чего хотел. Интерес пропал, и хочется чего-то нового. Есть у него еще одна амбиция. Он хочет купить вертолет. И это желание, как он уточняет, основано не на том, что мало кто сегодня имеет воздушные средства перемещения. Он надеется, что так он сможет решить свою транспортную проблему. Надоело ему уже несколько лет и зимой, и летом пользоваться то мотоциклом, то велосипедом.
Другой бизнесмен считает, что амбиции — это когда кто-то чего-то сильно хочет и, вне зависимости от того, в состоянии он это сделать или нет, ставит себе цель и достигает её.
Кто-то говорит, что воспринимает свою профессиональную деятельность и жизнь в целом как путь. Поэтому амбиции для него — пройти этот путь и встречающиеся испытания достойно.
Общее и частное
Инновации, модернизация и амбиции присутствуют в каждом бизнесе, вне зависимости от того, проявлены они или нет, называется ли реструктуризация компании организационной инновацией или нет. И это не важно, если новшество компании, что называется «введено в употребление».
Информационно-технологический бизнес, по своей сути, инновационный. Да и сами информационные технологии - инновации, перевернувшие мир и поставившие его на принципиально другой фундамент. Потребность в них постоянно растет, хотя и «восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера», как сказано в Стратеги, пока еще довольно низкая. Руководители ИТ-компаний — партнеры фирмы «1С», принявшие участие в исследовании журнала «Управляем предприятием», солидарны в своем мнении: необходимы инновации в продвижении программных продуктов и инновации в процессах обслуживания клиентов. Основой же любой инновации они считают наличие амбиций. Под амбицией, как правило, понимаются некоторая идея, желание, для осуществления которых необходимы время и определенные усилия. Какие именно, сразу и не скажешь, не определить. Постепенно идея зреет, получает более зримый контур и, как следствие, появляется план ее реализации.
Если компания достигает заметных успехов, то амбиции у неё, безусловно имеются. А без амбиций не бывает инноваций.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь