В конце 2014 года один из крупнейших независимых производителей углеводородного сырья в России — Иркутская нефтяная компания запустила проект по оптимизации процессов ремонта и обслуживания оборудования и внедрения системы управления основными фондами и активами. Система построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования».
Как система класса EAM (Enterprise Asset Management), «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» может дать компании согласованное управление всеми основными материальными активами, техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР), материально-техническим обеспечением (МТО), складскими запасами, а также финансами, персоналом и документами (в области ТОиР). Основная задача системы — гарантировать прозрачность плановых и фактических затрат: руководитель не только видит, где может сэкономить, но и понимает, как сделать расходы минимально достаточными, не теряя производительности.
Александр Клименко, руководитель направления «1С:ТОИР» компании «Деснол Софт»
Система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» покрывает следующие процессы и задачи:
- автоматизация учета показателей эксплуатации;
- автоматизация построения графиков ППР и регистрации дефектов;
- автоматизация техобслуживания по состоянию;
- автоматизация оценки рисков и управления надежностью оборудования;
- автоматизация формирования заявок, выполнение и приемка ремонтных работ;
- планирование потребностей в запчастях, материалах и инструментах;
- автоматизация периодической отчетности для анализа эффективности использования активов;
- интеграция с подсистемами регламентированного учета, МТО, бюджетирования.
Система охватывает все фонды оборудования компании: механическое, электроэнергетическое оборудование, КИПиА и АСУ ТП всех месторождений и лицензионных участков.
Сегодня в системе «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» работают около 600 сотрудников ИНК, из них 62 куратора. Куратор отвечает за иерархию базы данных оборудования, согласование документов и ведение справочников (виды дефектов, виды отказов и другие). Пользователей с высокой активностью в системе — около ста за одну вахту, остальные обращаются к системе периодически.
Проект был разделен на несколько этапов:
- обследование;
- разработка технического задания;
- создание базы данных оборудования и нормативов пилотной зоны (паспортизация), построение иерархической структуры объектов ремонта;
- адаптация типового функционала системы «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования»;
- опытно-промышленная эксплуатация на пилотном объекте — установка подготовки нефти;
- расширение функциональности системы;
- расширение базы данных оборудования, создание базы данных всего оборудования компании (паспортизация), построение иерархической структуры объектов ремонта;
- тиражирование решения;
- ввод системы в промышленную эксплуатацию.
Для пилотного запуска опытной эксплуатации мы выбрали объект, на котором есть возможность протестировать наиболее широкий спектр функционала и на котором есть сотрудники-лидеры, готовые помогать во внедрении. Период выбирался достаточный для проверки основных функций, не более.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Ниже мы подробнее расскажем о ключевых моментах этого проекта.
Паспортизация как фундамент управления активами
Создание базы данных оборудования и оцифровка технических паспортов (паспортизация) — один из ключевых этапов любого проекта внедрения системы управления активами. В ИНК свыше 30 производственных объектов и более 24 основных видов оборудования: механическое, энергетическое, а также контрольно-измерительные приборы и аппаратура, автоматизированная система управления технологическим процессом.
Компании предстояло перевести в систему информацию об оборудовании, хранившуюся на разнородных носителях. На отдельных производствах учет велся в xls-таблицах, использовались Microsoft Word и записи от руки. Нужно было стандартизировать огромный объем данных, созданных сотрудниками с разным уровнем инженерной подготовки и компьютерной грамотности — мастеров установок, механиков, энергетиков, инженеров по контрольно-измерительным приборам и аппаратуре. Например, в написании дробных чисел использовались одновременно точки, запятые и апострофы, а цифры нередко указывались прописью. Был необходим единый формат — то, что понятно человеку, может стать непреодолимым препятствием для компьютера.
Процесс нормализации данных на старте проекта исключительно важен. Без этого мы не смогли бы двинуться дальше. Паспортизация — фундамент результативного управления в дальнейшем, ее результатом должен быть свод точной информации о том, чем владеет компания. Поэтому мы привлекли внештатного специалиста по обработке и консолидации данных, который в силу опыта видел задачу в перспективе, на несколько этапов вперед, и помог нам избежать серьезных ошибок на старте.
Наталья Маркевич, ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании
Сбор информации по первым 10 000 единиц оборудования занял три месяца. В результате из внутреннего оборота компании была удалена масса разрозненных бумажных и электронных документов. Очищенные данные ввели в систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». В итоге за 4 года (c конца 2014-го по 2018-й) в систему было внесено почти 42 000 единиц оборудования.
Сложная иерархия с простым управлением
Формирование базы оборудования не исчерпывается паспортизацией (оцифровкой технических паспортов), главная задача — построение иерархической структуры объектов ремонта. На нее опираются все процессы в системе «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Сортировка и выстраивание соподчинений объектов ремонта в системе потребовало около трех месяцев, в целом формирование базы объектов ремонта и базы нормативов на пилотном участке производства заняло около восьми месяцев.
Это был очень сложный период. Стратегия технического обслуживания различного оборудования зачастую разная и создать единый подход не всегда получается. Но сейчас понятно, что затраты сил и времени на правильную организацию базы себя полностью оправдывают — от качества данных напрямую зависит будущая отдача системы, ее эффективность. Главный совет, который мы можем дать: над иерархией нужно очень серьезно думать и тщательно привязывать ее к той методологии, которую вы используете.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Сейчас в базе данных системы «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования», используемой в ИНК, предусмотрено два вида иерархии: по технологической позиции и по типу оборудования. На всех уровнях иерархической структуры в электронные паспорта оборудования можно прикреплять любые документы, касающиеся того или иного объекта ремонта. Например, к объекту нефтяной установки можно приложить и технологическую схему установки в целом, и технологическую схему включения конкретного сосуда на конкретной производственной площадке. Отсканированные паспорта оборудования, сертификаты соответствия, другая разрешительная документация — все хранится в системе и быстро извлекается при необходимости.
«1С:ТОИР» помогает нам проходить плановые проверки. Раньше потребовалось бы отсканировать огромный объем бумажных документов (их количество измеряется килограммами), отвлечь для этого персонал на всех объектах, оснастить все подразделения многофункциональными принтерами — это колоссальный расход времени и ресурсов. Сейчас мы выводим на бумагу любые документы из системы централизованно с помощью механизма пакетной печати.
Наталья Маркевич, ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании
Поддержка актуальности базы данных оборудования
Не надо объяснять, что критически важно поддерживать базу данных оборудования в актуальном состоянии.
Почему над базой необходимо работать? Например, вы вводите объект в ремонт. Цикл ремонтов может быть достаточно долгим. Вы переместили объект в оборотный фонд, потом передали его подрядчику, он отремонтировал, вернули опять в оборотный фонд. Объект ждет период остановочного ремонта. В этот момент главное — не потерять его статус, должно очень четко фиксироваться, где объект находится сегодня. В дальнейшем это влияет на график планово-предупредительных ремонтов (ППР): если планирование ведется по наработке, вы проверяете, достигло оборудование наработки или нет. График можно пересматривать, перенося или ускоряя какие-то ремонты. Поэтому если объект ушел в ремонт с таким-то заводским номером, а на его место встал другой, то в графике ППР должна быть ровно та единица, которая сейчас стоит на технологической позиции и будет выполнять свою функцию. А по той, которая находится в ремонте, не должна считаться наработка и закладываться лишняя работа.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Чем динамичнее прирост и перемещение фондов, тем строже и прозрачнее должен быть процесс ведения базы данных. Мы сделали регламент с ролями от проектирования до списания оборудования. И это нам позволяет с достаточно высокой долей вероятности считать, что база всегда актуальна. Хотя время от времени мы делаем проверочные срезы, находим и устраняем неточности. Это постоянная работа.
Наталья Маркевич, ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании
Предупрежден — значит вооружен
Как предприятие добывающей отрасли, ИНК несет повышенную ответственность за эффективное управление рисками в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности. В связи с этим в компании введена интегрированная система менеджмента в сфере экологической безопасности и безопасности труда и охраны здоровья. Также принята и действует «Техническая политика в области обеспечения надежности производственных процессов». Предупреждение несчастных случаев, аварий и готовность к локализации их последствий — базовая необходимость. Весь материальный фонд в ИНК делится на четыре уровня безопасности, для каждого уровня существует свой регламент расследования.
Что может дать система управления техобслуживанием и ремонтами оборудования для снижения таких рисков? Функционал для расследования отказов оборудования. В ходе проекта система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» была адаптирована для расследования отказов с учетом классификации оборудования по безопасности.
Что происходит в случае сбоя? Проводятся расследование и корректирующие мероприятия: отремонтировать, заменить, запустить. И предупредительные: провести инструктаж персонала, разработать новую методику пуска-запуска, поставить дополнительные датчики системы контроля и т.д. Плюс, например, поставить дополнительную запорную арматуру. Вы это реализовали — но происходит повторный сбой на таком же виде оборудования или даже на той же единице оборудования. Все меры приняты, но и это не помогло. Значит, вы либо неправильно поняли ключевую причину, либо перечисленные выше мероприятия выполнены некачественно. Либо выполнены качественно, но этих мероприятий недостаточно, чтобы купировать корневую причину.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Накопление и анализ статистики сбоев в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» также помогают принять долгосрочные решения, связанные с надежностью оборудования. Сбой недостаточно устранить, нужно понять, как не допустить его впредь. Основанная на матрице оценки рисков, категоризация облегчает планирование в краткосрочной перспективе, на месяц или квартал. В ситуации, меняющей обычный ход вещей или ограничивающей ресурсы, — от внепланового ремонта до изменения законодательства — выбор приоритета помогает выстроить очередность работ: что нужно сделать безотлагательно, а что можно перенести на следующий период с минимальными рисками.
В рамках политики безопасности мы приняли понятие «категоризация оборудования». Категории отражают разную степень влияния сбоев: а) на финансовые потери, б) на экологию, в) на репутацию компании. Мы разработали методологию оценки этого влияния и присвоили категории всем материальным активам. Это позволяет расставить приоритеты ремонтных работ и назначать административный уровень расследования отказов.
Например, если встал вентилятор, который относится к 4-й, низшей группе рисков, это не принесет серьезного вреда и потерь. Расследование в таком случае ведется на уровне мастера установки, который просто фиксирует факты: что сломалось, когда, какой был дефект, какова причина.
Если выходит из строя единица оборудования высокой категории риска для безопасности производственных процессов, риска потери выработки продукции или нанесения экологического вреда и вреда репутации компании (разлив нефти и его последствия), то расследование будет вести комиссия под председательством главного инженера. Соответственно, и глубина расследования причин будет другой.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
С опорой на точные данные
Специалисты ИНК используют классические схемы планирования ремонтов, заложенные разработчиками «Деснол Софт» в систему «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования»: по наработке и периодичности. Компания усовершенствовала механизм согласования годового план-графика планово-предупредительного ремонта, выстроив многоуровневое электронное согласование: все участники планирования анализируют графики и другие документы в системе и пишут замечания, которые также сохраняются в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Графики больше не выводятся на печать и не сканируются для всех, кто задействован в планировании, — благодаря этому исчез огромный объем бумажной работы.
За два года использования «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» коэффициент технической готовности насосного оборудования вырос с 65 до 98%, коэффициент технической готовности компрессорного оборудования — с 45 до 99%. Это означает, что мы практически решили проблему простоев. Кроме того, анализ статистики, получаемой из системы, не дал раздуть плановый бюджет на закупки оборудования — экономия составила 40%.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Скрытые резервы
Долговременное партнерство предприятия с компанией-разработчиком ИТ-решения дает качественный результат для обеих сторон — совместно выявляются скрытые резервы того или иного решения, потребности бизнеса совершенствуют программные продукты.
Мы поняли, что расследование отказов — очень мощный статистический инструмент для управления надежностью. И что его можно и нужно развивать. В связи с этим «Деснол Софт» разработал для нас дополнительный функционал для регистрации отказов и формирования акта технического расследования. Регистрация отказов — один из первых внедренных блоков, он не зависит от нормативов, планирования и полноты базы данных, но позволяет сразу накапливать статистику.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Функционал «подтягивает» из системы весь объем информации по объекту ремонта: его локализацию, место в иерархии (подчиненность), ключевые параметры, данные по предыдущим осмотрам и ремонтам. Система запускает отсчет времени простоя. Регистрируя поломку, сотрудник использует специально созданный классификатор отказов по видам оборудования — последовательно отвечая на вопросы. Таким образом, все необходимые данные для технического расследования (вид отказа, вид дефекта, причина дефекта, корневая причина) собираются оперативно, не нужно описывать каждый случай отдельно. К акту могут быть приложены любые схемы и пояснительные документы.
Возвращаясь к примеру с отказавшим вентилятором: его поломку регистрирует мастер установки, ответственный за эксплуатацию этого оборудования. Он самостоятельно проводит расследование, подписывает акт, прикрепляет дополнительные документы. Почему он это делает? Потому что в акт он вносит материальные затраты на ремонт, а для затрат нужны обоснования. Акт расследования подтверждает необходимость этих затрат.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Обучение через вовлеченность
Обучение сотрудников работе с системой происходило в несколько этапов: на стадии ввода системы в опытную эксплуатацию обучались сотрудники пилотного участка, при вводе в промышленную эксплуатацию — все пользователи, в ходе появления нового функционала обучение проводилось дополнительно.
Эта фаза проекта может оказаться сложной, если персонал не готов воспринимать обучение как необходимость. Причинами могут быть высокая загруженность основной деятельностью, непривычный формат работы и в целом непонимание, почему предприятию нужно программное обеспечение. Сознавая это, команда «Деснол Софт» практикует специальные методы обучения: в работу с начала проекта вовлекаются руководители среднего звена, ИТ-специалисты непосредственно участвуют в организации оперативных совещаний и анализе отчетов из «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования», оказывают помощь сотрудникам любого уровня в подготовке к совещаниям у руководства. Таким образом, вырабатываются навыки работы с системой. В то же время разработчики системы учитывают, что наиболее часто и широко используемый функционал должен быть максимально упрощенным и удобным для пользователя, иметь больше предопределенных настроек.
Ремонтировать или заменить? Изменить!
Перед руководителем компании всегда стоит вопрос: что рациональнее — ремонтировать или заменить? Повторяющиеся проблемы с одним и тем же оборудованием — повод поменять конструкцию, материалы, выбрать другую модель или поставщика. В этом случае система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» дает основу для общения с производителями оборудования и, как следствие, его улучшения для всех предприятий отрасли.
Мы столкнулись с частыми отказами торцевых уплотнителей в насосах. Наша нефть соленая, и содержание соли в ней неравномерное, нестабильное. И по статистике отказов в «1С:ТОИР» мы видели, что уплотнители выходили из строя раньше, чем заканчивался нормативный межремонтный период. Это значит, что нам раз за разом приходилось останавливать насос и вмешиваться в его работу. Мы решили, что нужно разработать новый торец, поставили такую задачу заводу-производителю насосного оборудования: сделайте торец, к которому мы не будем подходить для ремонтов минимум год. Сейчас эта задача выполняется. Удобство «1С:ТОИР» в том, что подобные решения принимаются обоснованно, с опорой на точные данные в истории оборудования. И к ним имеют доступ все, кто принимает участие в принятии решений.
Василий Воронин, главный механик Иркутской нефтяной компании
Таким образом, практика обслуживания оборудования, принятая специалистами ИНК и построенная на тщательном анализе данных, вплотную подводит компанию к использованию методологии RCM.
Методология RCM: только необходимое и достаточное
Опыт активного использования системы «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» на предприятиях непрерывного цикла дает повод говорить о том, что может стать следующим шагом в управлении обслуживанием оборудования. Это переход на работу по методологии RCM (Reliability-Centered Maintenance) — техническому обслуживанию, которое направлено на обеспечение надежности оборудования.Методология RCM вместе соответствующим инструментарием поднимает управление оборудованием на новый уровень. Это не только обеспечение безопасности оборудования для персонала и окружающей среды. Не только поддержание оборудования в рабочем состоянии с требуемыми показателями надежности в заданных условиях эксплуатации. Методология RCM позволяет получить информацию, которая даст возможность совершенствовать конструкции оборудования. Или понять, что необходимо дополнительно зарезервировать те его составные части, для которых выявленный ранее уровень безопасности оказался недостаточным.
Такая информация становится основой для пересмотра и качественного изменения текущей программы техобслуживания. С учетом RCM-анализа формируется экономически эффективная стратегия технического обслуживания, предприятие расходует средства только на необходимое и достаточное.
Поддержку работы по методологии RCM обеспечивает новый продукт — «1С:RCM Управление надежностью оборудования» — разработанный специалистами компании «Деснол Софт».
Интеграция в единую ИС предприятия
В ходе проекта система управления ремонтами была интегрирована в структуру управления предприятием. Специалисты «Деснол Софт» объединили «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» с «1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией», «1С:Предприятие 8. МТО Материально-техническое обеспечение», «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и внутренним порталом компании.
Интеграцию с большинством систем мы провели только на втором году использования системы. И считаем это разумным решением. Сначала стоит отладить непосредственный функционал процессов ТОиР — ведение базы данных оборудования, планирование и учет работ. Когда это уверенно заработает, можно двигаться дальше. Мы уже весьма легко делаем в системе все необходимое, все процессы освоены. Плюс мы расширяем функционал системы с момента его освоения в 2016 году, сейчас вместе с «Деснол Софтом» совершенствуем механизмы планирования. В настоящее время «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» — опора для деятельности компании в целом.
Наталья Маркевич, ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании
Бюджетирование и планирование закупок
Логика использования «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» в ИНК не только учитывает специфику бизнес-процессов отраслевого предприятия, но и определенную схему бюджетирования. Компания формирует план списания оборудования и защищает бюджет на него, а затем готовит и защищает план закупок. Бюджетирование опирается не на экспертное мнение, а на актуальные данные — это позволяет точно устанавливать лимиты и закладывать хорошо просчитанные риски.
Обоснование затрат рождается в графике планово-предупредительных ремонтов, с заявок на обеспечение. Сейчас нам стало легче защищать наш бюджет ТМЦ (товарно-материальных ценностей), мы можем показать — вот наш график ремонтов, вот наше оборудование, и, например, на эту конкретную установку нам нужно большее количество запчастей, потому что у нас запланировано больше ремонтов. А не просто заявить, что вот на запчасти нам нужен хотя бы миллион рублей.
Наталья Маркевич, ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании
Как отмечают в ИНК, согласование бюджетов проходит легче и план закупок может быть намного меньше, чем раньше. Достигнутая в 2018 году экономия в 40% на избыточном бюджетировании — это высвобождение средств для вложений в растущее производство.
* * *
В настоящее время система продолжает развиваться, наращивая функциональность и масштаб. Освоение «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» в Иркутской нефтяной компании наглядно демонстрирует разницу между автоматизацией и цифровизацией. От упрощения и ускорения процессов, сокращения ручного труда и оптимизации на отдельных участках производства компания вышла на уровень уверенного управления бизнесом на основе точных данных.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь