Андрей Мицкевич

К. э. н., доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учёта и международных стандартов финансовой деятельности факультета ВШФМ РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель консультационного бюро Института экономических стратегий, преподаватель школ бизнеса РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГУ, РСПП, ИНЭС и др.

В этой статье речь идет о научно-технических проектах, а точнее, о показателях, которые говорят о выполнении или не выполнении их в срок, а также о качестве работы.
В этой статье я рассказываю о своем взгляде на то, какие показатели необходимо использовать для оценки инвестиционных проектов. Предложенные показатели прямо отражают самое простое и, вместе с тем, важное – работы должны быть выполнены и желательно в срок. При этом я буду опираться на цикл статей «Управленческая теория изменений», который публиковался в нашем журнале.

Но мы подсчитаем, и тогда все узнают. И мы в первую очередь.
А если кто слишком умный, пусть сам считает,
а мы потом проверим. И доложим, куда попало.
Виктор Черномырдин

Оценка проекта в целом, работы исполнителей и качества работы

Прежде всего, давайте задумаемся, какие показатели нам нужны для инвестиционных проектов.

Во-первых, следует отделить оценку реализации проекта в целом от оценки работы исполнителей проекта. Например, общий срок проекта выдержан (другие параметры пока не рассматриваем), а работы вне критическом пути выполнены с задержками. Оценка проекта условно составляет 100%, а оценка работы исполнителей задержанных работ не может быть стопроцентной. Предварительный вывод:

  • оценка проекта сводится к соблюдению сроков в целом;
  • оценка работы исполнителей есть сумма оценок по работам (этапам).

Во-вторых, необходимо учесть качество выполнения работ, ведь без надлежащего качества работу не примут. Я считаю, что КПР (ключевой показатель результативности) каждой работы (этапа) должен принимать значение либо 0, либо 1. Последнее означает, что работа выполнена. Согласитесь никакой «лишней теории», – только то, без чего практики не существует. Просто и практично. К тому же навеяно многими примерами лидеров бизнеса: для них либо работа выполнена, либо нет, промежуточные оценки не продуктивны для дела.

Далее, давайте ответим на вопрос, кто оценивает проект и зачем? Определившись с ответом на него, мы практически получим общие требования к оценке, а там уж недалеко и до методики расчета KPI. Для верхних уровней управления важна лишь «внешняя» оценка – KPI(проекта) – которая сводится к соблюдению сроков в целом. Пример такой оценки дан в последней строке таблицы 5.

Необходимые термины

Интегральные показатели – обобщенные показатели, производные от нескольких первичных (естественных) измерителей. Часто в качестве интегрального показателя используется функция полезности. Консультанты и менеджеры часто рекомендуют найти один-единственный показатель эффективности для измерения сложного явления, процесса (деятельности фирмы, бизнес-направления, рынка сбыта и т.д.). Он то и называется интегральным. Интегральный показатель отличается от комплексного показателя только тем, что интегральный показатель один для измеряемой сложной системы, а комплексных показателей несколько.

Ключевой показатель или Key Performance Indicator (KPI) – показатель, отражающий ключевой результата деятельности. Как правило, это либо результативность и тогда корректно использовать термин «ключевой показатель результативности» (КПР), либо эффективность («ключевой показатель эффективности» КПЭ). Часто KPI переводят как «Ключевой показатель эффективности», но это неточно, т.к. КПР и КПЭ – это две взаимодополняющие группы показателей. В Сбалансированной Системе Показателей обязательно использование и тех и других одновременно.

Ключевой показатель эффективности (КПЭ) характеризуют соотношение затрат и результатов. Например, стандартным КПЭ для новых агентов страхования жизни считается 1/10, то есть, чтобы совершить одну продажу, нужно провести 10 встреч. Характеризуются словами: «проект выполнен с затратами на 40% выше плановых». Пример нетипичного показателя эффективности: «требуемый уровень выручки достигнут на 90% при падении рынка на 30%, что можно считать положительным результатом» и т.п. В нашей статье будет представлен оригинальный показатель эффективности, использующий в качестве используемого ресурса время.

Ключевой показатель результативности (КПР) свидетельствует о степени достижения цели (выполнения этапа, внедрения технологии и т.д.) Например, количество продаж того же страхового агента, вне зависимости от количества проведенных встреч – это КПР. КПР характеризуются, например, так: «проект (этап) выполнен в срок», «требуемый уровень выручки достигнут на 90%» и т.п.

Результирующий показатель оценки работы исполнителей проекта

Принципы и формулы оценки работы исполнителей проекта, следующие:

  1. Оцениваются подразделения в целом, без выделения вклада отдельных сотрудников.
  2. В общем случае оценке подлежат все работы (или этапы).
  3. Работа либо выполнена, либо не выполнена. Промежуточных оценок нет.

Результирующий (комплексный) показатель оценки работы исполнителей проекта складывается из ключевых показателей результативности и эффективности каждой из сделанных работ.

formula1.PNG

где

  • KPI(исполнителей) – показатель оценки работы исполнителей проекта, измеряемый в процентах;
  • n – количество оцениваемых работ (этапов) в проекте;
  • αi – вес работы i больше нуля, а сумма весов равна единице;
  • КПРi – ключевой показатель результативности по каждой работе (этапу) предусматривает два значения 0 и 1, где 0 – выполнено, 1 – не выполнено;
  • КПЭi – ключевой показатель эффективности, оценивающий соблюдение сроков по каждой работе (этапу) в процентах (см. примеры ниже).

Как оценивать соблюдение сроков работы?

При оценке КПЭ ключевую роль играют шкалы оценки соблюдения сроков работы (этапа). В общем случае значения КПЭi следует подбирать для каждой работы отдельно. Ниже мы приведем несколько вариантов шкал, задающих КПЭi в разных ситуациях.

  1. Пример жесткой шкалы соблюдения сроков работы (этапа) дан в таблице 1. Она была использована для работы продолжительностью в 1 месяц. Работа лежала на критическом пути и ЛПР экспертно определил вариацию сроков задержки и проценты. ЛПР счел невозможным или нецелесообразным «экономию сроков», т.е. выполнение работы в срок меньший планового. Либо счел он нецелесообразным «премирование» в виде повышенного значения КПЭ за «экономию сроков».

    Таблица 1. Жесткая шкала соблюдения сроков краткосрочной работы.

    Работа выполнена в срок Превышение планового срока
    не более чем на 5 рабочих дней не более чем на 6-10 рабочих дней не более чем на 11-20 рабочих дней более чем на 20 рабочих дней
    100% 75% 50% 25% 0%
  2. Пример мотивирующей шкалы соблюдения сроков работы (этапа) дан в таблице 2. Она была использована для работы научно-технического характера продолжительностью в 3 месяца. Работа лежала на критическом пути и ЛПР решил «премировать» работников значениями КПЭ большими, чем 100% за сокращение плановых сроков.

    Таблица 2. Шкала соблюдения сроков среднесрочной работы с премированием за сокращение сроков.

    Сокращение планового срока Работа выполнена в срок плюс-минус 2 дня Превышение планового срока
    более чем на 1 месяц на 10-22 рабочих дня на 2-10 рабочих дня на 3-5 рабочих дней на 6-10 рабочих дней на 10-15 рабочих дней более чем на 15 рабочих дней
    150% 125% 110% 100% 90% 80% 70% (85 - число дней задержки) %
  3. Пример шкалы соблюдения сроков работы (этапа) для долгосрочной независимой работы показан в таблице 3. Она была использована для работы продолжительностью в 1 месяц, однако, такой, которая должна быть выполнена до конца проекта при общем сроке проекта в 6 месяцев (считая с начала этой работы), не может лежать на критическом пути и не связана с другими работами проекта. Такая работа может быть названа «независимая работой». Эксперт по понятным причинам не «премировал» «перевыполнение сроков».

    Таблица 3. Шкала для долгосрочной независимой работы.

    Работа выполнена в срок Превышение планового срока
    не более чем на 4 месяца не более чем на 4 месяца, но менее чем на 5 месяцев более чем на 5 месяцев
    100% (100 - 5 х число месяцев превышения срока) % 80 - 2 х число дней, начиная с 5 месяца превышения срока) % 0%

    Примечание: Число месяцев превышения срока вполне может быть дробным.
  4. Пример стандартной шкалы соблюдения сроков всех работ (этапов) проекта показан в таблице 4. Она используется для всех работ независимо от их продолжительности, присутствия на критическом пути, сложности и важности. Такой тип шкал удобен для больших компаний, когда невозможно использовать одного эксперта для выработки шкалы каждой работы всех проектов и сокращает время на внедрение системы KPI.

    Таблица 4. Стандартная шкала соблюдения сроков всех работ.

    Фактический срок по сравнению с плановым Сокращение планового срока В срок Превышение планового срока
    сильнее 20% между 20% и 10% между 10% и 5% в пределах ± 5% от 5% до 10% от 10% до 20% от 20% до 40% от 40% до 60% более 60%
    Значение КПЭ 150% 125% 110% 100% 90% 75% 50% 25% 0%

Естественно, что могут быть использованы самые разные шкалы оценки соблюдения сроков работы от нетерпимых к задержкам, до абсолютно лояльных к ним, лишь бы работа была сделана, и не так важно, когда (но, естественно, в пределах разумного).

Пример оценки работы исполнителей проекта и проекта в целом

Предположим, что наш проект – это приобретение, развертывание и передача в эксплуатацию некоторой программной системы управления. Срок проекта 7 месяцев.

Таблица 5. Пример оценки работы исполнителей и проекта в целом.
Работа Плано-вые сроки Фактические сроки (±дней от плана) Шкала КПЭ Вес работы Вклад в KPI, %
1 Инвентариза-ция ранее проведенных работ 5 мес. (1-5) - 35 дней таблица 2, но без премии за сокращение сроков 100% 0,1 10
2 Развертываниесистемы на серверных мощностях 1 мес. (1) +13 дней таблица 2 70% 0,05 3,5
3 Загрузка в систему базы метаданных и обеспечение их целостности 1 мес. (2) +2 дня таблица 1 75% 0,1 7,5
4 Создание интерфейса 2 мес. (2-3) +23 дня таблица 2 62% 0,2 12,4
5 Загрузка текущих данных 2 мес. (3-4) -7 дней таблица 4 125% 0,1 12,5
6 Формирование в СУП пилотного сегмента 2 мес. (4-5) +14 дней таблица 4 50% 0,2 10
7 Внедрение технологий для создания инновационного продукта 2 мес. (6-7) +5 дней таблица 4 90% 0,25 22,5

Итого значение KPI (исполнителей) 78,4%

Итого значение KPI (проекта) по стандартной шкале (+5 дней на 7 месяцев по стандартной шкале это 2,4%). 100%

Примечание: в скобках в графе «Плановые сроки» указаны номера месяцев с начала проекта.

Оценка работы различных коллективов, задействованных в проекте, строится на тех же данных (см. таблицу 5). Допустим, что этапы 6 и 7 выполнялись подразделением А. Тогда в идеале (при 100% выполнении плана) оценка работы подразделения А давала бы вклад в KPI(исполнителей) равный 45%. По факту получилось 10% + 22,5% = 32,5%. Поэтому оценка работы подразделения А в процентах строится по формуле:

formula2.PNG

где А – множество работ, закрепленных за подразделением А.

В нашем случае

formula3.PNG

Плюсы и ограничения приведенной методики

Плюсы, на мой взгляд, следующие:

  • популярность и наглядность оценки в процентах;
  • простота расчетов;
  • естественность.

Легко показать, что наши оценки не используют ничего лишнего. Большая часть ограничений связана с самим проектом, а не с его оценкой.

  1. Неоднозначная структуризация работ в творческих и научно–технических проектах. С творческими проектами все понятно. Их структуризация многозначна, условна и вариабельна. В частности, автор, разрабатывая ССП в группе компаний, сам «перерисовывал» планы по нескольку раз в месяц в течение почти всего годичного срока реализации проекта. В научно–технических проектах ситуация немногим лучше.
  2. Манипулирование планами. Сроки работы – это план, а план всегда имеет некоторую долю произвольности, иногда перевешивающую все плюсы. Манипулирование планами, бывает, достигает высот искусства. Как-то услышал, что стройка окончилась на год раньше срока. Как так? А просто – поправили план.
  3. Контролируемость сроков работ исполнителями во многих проектах оставляет желать лучшего. Сроки могут срываться по вине заказчика (прежде всего, из-за недофинансирования), по «вине» контролирующих органов и прочих стейкхолдеров.

***

Я постарался выполнить ключевое правило менеджмента – эффективно управлять можно только тем, что измеримо, соответственно то, что становится измеримым, управляется лучше. Предложенные показатели работоспособны, они прямо отражают самое простое и, вместе с тем, важное – работы должны быть выполнены и желательно в срок.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.