Подготовка проекта
Предваряя разработку ключевых показателей эффективности, важно и нужно провести серьёзную подготовительную работу, чтобы весь процесс стал прозрачным и понятным каждому сотруднику. Необходимо провести беседы с руководителями структурных подразделений и максимально привлечь их к разработке ключевых показателей.
Подготовительный процесс (рис.1.) объединяет в себе ряд важных мероприятий и разработку планов. Так, необходимо учитывать стратегию компании и чётко понимать её взаимосвязь с бизнес-процессами, то есть, определить приоритеты текущего момента и перспективы компании. Кроме того, надо ответить на вопрос, для чего нужна система ключевых показателей эффективности. Этот вопрос должен, в первую очередь, задать себе руководитель организации и сам же на него ответить. Необходимо определить и сформулировать чёткие цели, которые компания намерена достичь, и оценить достижение целей с помощью показателей эффективности. Такими целями, например, могут быть:
- увеличение объемов продаж или выручки в компании;
- повышение производительности труда;
- снижение текучести кадров;
- увеличение объемов производства;
- снижение количества брака и т.д.
Эти цели могут сопрягаться с сопутствующими целями такими, как повышение причастности сотрудников к общему делу, повышение их мотивации и, как следствие — более результативное достижение тех целей, которые ставит пред собой компания. Читайте также, что такое 5 с.
Далее нужно определить пути достижения поставленных целей. Это можно сделать через описание-бизнес процессов, регламентацию и определение ключевых точек исполнения процессов, либо через дерево целей (карту сбалансированных показателей). То есть, определить, что делать и составить соответствующий план.
Определение показателей по бизнес-процессам
Для разработки показателей эффективности деятельности персонала можно использовать два способа. Один из них основан на определении показателей по бизнес-процессам, хотя бы основным. Другой — на системе сбалансированных показателей.
При определении показателей эффективности по бизнес-процессам цели компании декомпозируются до уровня бизнес-процесса. Важно параллельно с этим:
- систематизировать и классифицировать должности на основе грейдирования1;
- создать корпоративную систему планирования;
- разработать индивидуальную мотивацию на основе индивидуальных планов сотрудников, привязанных к общей иерархии целей организации и составляемых руководителями подразделений.
Для широкого круга компаний вне зависимости от конкретного направления деятельности наиболее характерными, но с разной степенью детализации, являются следующие бизнес-процессы:
- производство;
- закупки;
- продажи;
- обеспечение персоналом.
Для каждого бизнес-процесса предполагается определение KPI.
Бизнес-процесс «Обеспечение персоналом»
Рассмотрим более подробно особенности разработки ключевых показателей эффективности для сотрудников службы персонала на примере бизнес-процесса «Обеспечение персоналом» одной из российских компаний. Так, формирование показателей эффективности в компании было осуществлено в несколько этапов. Первый из них — подготовительный. Он был начат с внедрения управления по целям и задачам. Для этого в компании был сформирован так называемый «Структурный подход к выполнению задач», который подготавливал сотрудников к работе с использованием средств автоматизации бизнес-процессов. Компания организовала обучение сотрудников работе с бизнес-процессами с помощью автоматизированных средств.
Параллельно с этим была проведена масштабная PR-акция внутри компании по транслированию необходимости, значения и ожидаемых результатов внедрения системы ключевых показателей. Кроме того, были изданы регламентирующие, распорядительные и проектные документы, проведена разъяснительная работа с личным составом. Также были организованы семинары для топ-менеджеров с привлечением специалистов консалтинговых компаний.
Непосредственно в данном проекте было занято около 40 сотрудников компании, включая руководителей подразделений — владельцев процессов, участвовавших в их описании и определении реперных точек2 результативности по каждому процессу, т.е. непосредственно ключевых показателей эффективности.
Описание бизнес-процессов
Второй этап — описание бизнес-процессов. Поскольку на момент разработки показателей эффективности в компании велась подготовка к сертификации по системе менеджмента качества, то все бизнес-процессы были описаны в соответствии со стандартами серии ISO.
Цель бизнес-процесса «Обеспечение персоналом» — обеспечение штата компании специалистами соответствующей квалификации. В качестве критериев достижения данной цели можно рассматривать соответствие уровня компетенций сотрудников требованиям должностных инструкций и укомплектованность штатного расписания.
Использовать первый критерий позволяет процедура оценки персонала. А второй критерий показывает уровень заполнения позиций в штатном расписании. Однако это возможно лишь тогда, когда распорядительные и регламентирующие документы, а также штатное расписание не являются следствием желаний руководителей отдельных подразделений, а определяются необходимостью достижения поставленных перед организацией целей.
Объектом входа данного бизнес-процесса является вакантная должность в штатном расписании компании, которая появляется при расширении штата или при увольнении сотрудника.
Объект выхода — укомплектованная должность в штатном расписании, что предполагает появление в организации нанятого, адаптированного, обученного и мотивированного на получение нужного компании результата сотрудника.
За каждую процедуру и за каждое действие внутри этой процедуры назначаются ответственные исполнители. Ответственность прописана в цепочке «Ответственный—Соисполнитель—Информируемый». При этом информируемым может быть сотрудник компании, являющийся участником любого другого бизнес-процесса, сопряжённого с процессом обеспечения персоналом. Помимо этого нужно прописать по каждой из процедур ожидаемые результаты. Описание каждой процедуры в итоге даёт описание бизнес-процесса в целом (рис.2).
Далее определяются критерии оценки бизнес-процесса. Среди них:
- требования к ресурсам (сотрудники, производственные помещения, материалы и оборудование, материальные ресурсы, необходимые для функционирования процесса);
- состав и источники управляющего воздействия (владелец процесса и его совладельцы, если имеются);
- границы процесса (сроки выполнения различных процедур в бизнес-процессе);
- точки измерения хода процесса (непосредственно ключевые показатели);
- оценка результативности процесса;
- оценка зрелости процесса (читайте также, как оценить стоимость бизнеса).
Особое внимание необходимо уделить взаимосвязи бизнес-процесса с другими процессами компании и их взаимодействию.
Ключевые показатели
Для процесса «Обеспечение персоналом» в рассматриваемой компании был определён ряд ключевых показателей. Среди них несколько показателей, оценивающих длительность подбора персонала в зависимости от его уровня и категории (руководители топ-уровня, руководители среднего звена, офисные сотрудники, инженерно-технические работники, рабочие). Два показателя для оценки процента сотрудников, успешно прошедших испытательный срок, и процента сотрудников, соответствующих занимаемой должности, и ещё один показатель — текучесть кадров.
По каждому показателю были определены: измеряемые характеристики, вес показателя, периодичность и методы измерения, а также — приемлемые значения (нормативы, полученные на основании целей и особенностей функционирования компании) (табл. 1).
Оценка хода процесса определялась путем сложения показателей с учетом их веса в процентном исчислении по формуле:
Ход = Х1*0,25+Х2*0,2+Х3*0,1+Х4*0,05+Х5*0,1+ Х6*0,2+Х7*0,1
где Ход — оценка хода процесса «Обеспечение персоналом», %
Оценка результативности процесса
Результативность бизнес-процесса — один из критериев его оценки (табл.2). В рассматриваемом примере оценку результативности процесса «Обеспечение персоналом» осуществляет заместитель генерального директора по персоналу ежемесячно.
Оценка результативности процесса проводится сложением показателей результативности по всем подразделениям компании и отношением этого числа к числу подразделений.
Ррез = (Р1+Р2+Р3+Р4+Р5+Р6+Р7+Р8+Р9+Р10+Р11) / 11, (%),
где:
Ррез — оценка результативности процесса «Обеспечение персоналом»;
Р1 — руководство компании;
Р2 — отдел по работе с персоналом;
Р3 — планово-экономический отдел;
Р4 — отдел снабжения;
Р5 — производственные подразделения;
Р6 — отдел продаж;
Р7 — юридический отдел;
Р8 — бухгалтерия;
Р9 — отдел капитального строительства;
Р10 — группа информационных технологий;
Р11 — другие подразделения, отделы, службы.
Критерий результативности — укомплектованность подразделений в пределах от 80 % и выше.
Оценка результативности осуществлялась в соответствии со специальной шкалой (табл.3), на основании которой можно планировать улучшение результативности бизнес-процесса на следующий отчетный период.
Оценки зрелости процесса
Ещё один важный критерии оценки бизнес-процесса — оценка его зрелости. Методы, используемые для оценки зрелости процесса, основаны на сравнении фактических результатов с утверждёнными нормативами. Оценка зрелости процесса осуществляется ежемесячно по сводному показателю оценок результативности процесса и хода процесса по точкам измерения (KPI).
Зр = (Ррез + Ход) / 2, (%),
где Зр — оценка зрелости бизнес-процесса «Обеспечение персоналом».
Измерения зрелости проводились также по соответствующей шкале (табл. 4), что позволяет компании планировать уровень зрелости соответствующего процесса.
Премирование и расчет оплаты труда
В зависимости от показателей зрелости бизнес-процесса, которые рассчитывают на основе показателей эффективности, разрабатывают систему премирования сотрудников подразделений компании. Наиболее простой вариант распределения премиального фонда, когда размер премии равен значению уровня зрелости соответствующего бизнес-процесса:
- отлично — 81—100 % премиального фонда подразделения;
- хорошо — 61—80 % премиального фонда;
- удовлетворительно — 41—60 % премиального фонда.
При значении уровня зрелости процесса 40 % и ниже (неудовлетворительно) премия не выплачивается.
Для определения премиального фонда можно использовать и более сложные формулы. Это зависит от того, какие критерии организация использует при распределении фонда премирования.
Если в компании разработана и используется система ключевых показателей, то фактическая оплата труда сотрудника зависит от значений KPI и начисляется при условии превышения их порогового или нормативного значения. Общая оплата по результатам вычисляется как сумма фактических оплат по всем ключевым показателям эффективности (рис. 3).
Плюсы и минусы
Рассмотренный способ определения ключевых показателей по бизнес-процессам имеет свои достоинства и недостатки. К несомненным достоинствам можно отнести его прозрачность. При условии правильно проведённой PR-акции все сотрудники прекрасно понимают, откуда берутся показатели, что надо каждому сделать, чтобы их достигнуть, что сотрудник за это получат в итоге. При этом наблюдаются и так называемые положительные «побочные эффекты». Это — регламентация и автоматизация бизнес-процессов.
Если в компании уже имеются регламентированные описанные процессы, то можно считать, что тем самым положено хорошее начало к определению ключевых показателей именно по бизнес-процессам. Если же компания только приняла решение внедрять KPI по бизнес-процессам, то плюс состоит в том, что каждый процесс будет чётко регламентирован и описан, и появится ответственность за каждую задачу, сроки её выполнения и, что самое важное, ожидаемый результат. Также очевидный положительный эффект применения способа определения ключевых показателей по бизнес-процессам — реализация процессного подхода к решению бизнес-задач, что повышает эффективность и нацеленность на результат ключевых бизнес-процессов.
Среди минусов данного способа — большая трудоемкость подготовительного периода при полном отсутствии регламентации бизнес-процессов и средств их автоматизации. Из-за этого увеличивается длительность разработки и внедрения системы KPI. К тому же, необходим высокий уровень подготовки и квалификации внутренних специалистов, отсутствие которого приводит к необходимости привлечения внешних консультантов, а следовательно — увеличению затратности проекта.
Как недостаток, можно отметить и некоторую субъективность в распределении премиального фонда внутри подразделения при отсутствии других критериев. В рассматриваемом случае эту функцию исполняла система корпоративного и индивидуального планирования. В соответствии с результатами выполнения планов осуществлялось распределение премиального фонда по окончании отчётного периода.
Обеспечение эффективности системы ключевых показателей
Система KPI будет эффективной, если в ней имеются:
- Адресная принадлежность. Каждый ключевой показатель эффективности закреплен за конкретным сотрудником или группой, несущими ответственность за соответствующие результаты.
- Правильная ориентация. Ключевые показатели эффективности всегда привязаны к корпоративным стратегическим целям, ключевым бизнес-процессам и проектам развития.
- Достижимость. Утвержденные показатели и нормативы должны быть достижимы. Достижение цели должно быть связано с приложением значительных усилий, но, в то же время, вероятность ее достижения должна быть не менее 70—80 %.
- Открытость к действиям. Значения ключевых показателей эффективности рассчитываются на основе актуальных данных, то есть пользователи могут вмешиваться в процессы, чтобы улучшить результаты работы, пока время еще не упущено.
- Обеспечение прогнозирования. Ключевые показатели эффективности количественно оценивают факторы, влияющие на стоимость бизнеса, то есть они являются показателями, определяющими желаемые будущие результаты.
- Ограниченность. Ключевые показатели эффективности должны фокусировать внимание и усилия пользователей на достижении нескольких высокоприоритетных задач, а не рассеивать его на многие объекты.
- Легкость восприятия. Ключевые показатели эффективности должны быть легкими для понимания.
- Сбалансированность и взаимосвязанность. KPI должны быть сбалансированы и «поддерживать» друг друга, а не конфликтовать друг с другом.
- Инициирование изменений. Измерения ключевых показателей эффективности должны вызывать в организации цепную реакцию положительных изменений, особенно если за процессом следит руководство компании.
- Простота измерения. Ключевые показатели эффективности работают в процессном контексте, в котором используются целевые и пороговые значения, и пользователи должны иметь возможность время от времени количественно оценивать прогресс.
- Подкреплённость соответствующими индивидуальными стимулами. Показатели должны способствовать мотивации персонала. Организация может усилить воздействие ключевых показателей эффективности, устанавливая KPI с учетом мотиваторов определенного сотрудника.
- Релевантность. Воздействие даже очень хороших ключевых показателей эффективности со временем ослабевает, поэтому их следует периодически пересматривать и «освежать».
- Сопоставимость. Показатели должны быть сопоставимыми, чтобы одни и те же показатели можно было сравнить в подобных ситуациях. Например, нельзя сравнивать значения такого показателя, как средний чек (KPI — отношение среднедневной выручки к количеству чеков за день) для магазинов одного формата, но расположенных в областном центре и «в глубинке».
- Разумность. Каждый показатель должен нести смысл и являться базой для анализа. Например, показатель, рассчитываемый как отношение суммы расходов на содержание административного аппарата к общей массе прибыли, формально удовлетворяет всем вышеперечисленным признакам:
- количественно измерен;
- может быть нормирован и представлен графически;
- показывает динамику и т. д.
Однако в чем его смысл, и что он показывает? Тем не менее, на практике при разработке системы ключевых показателей подобные казусы случаются.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь