Сегодня мы уже имеем существенный пласт новых (трансформированных) правовых норм, которые наглядно подтверждают тот факт, что наша жизнь больше не будет прежней. Среди юристов появилась циничная шутка о развитии нового вида права – некое «ковидное» право, которое грубо нарушает привычные правовые принципы и стандарты. Некоторые считают, что принятые нормы вообще нельзя назвать правом. Однако оставим этот непростой вопрос для теоретических дискуссий юристов. В настоящей статье речь пойдет о практических аспектах привлечения к административной ответственности по новым «ковидным» нормам на примере наиболее пострадавшего региона – города Москва.
Режим повышенной готовности
Много лет назад в России был принят Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон №68-ФЗ). В нем определено понятие «чрезвычайная ситуация (ЧС)», возникновение которой влечет за собой серьезные правовые последствия. Вспомним, например, о форс-мажоре – нарушении прав и неисполнении обязанностей вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Однако термин «режим повышенной готовности», который применяется сейчас во всех «ковидных» нормах, Законом №68-ФЗ прямо не определен, но используется. Так или иначе, из норм Закона №68-ФЗ следует, что «режим повышенной готовности» вводится только для органов государственной власти.
В свою очередь публичное право в указанном «ковидном» режиме не позволяет органам государственной власти субъекта РФ ограничивать права и свободы граждан или бизнеса своим решением (например, указом губернатора или мэра). Это недопустимо потому, что согласно Конституции РФ (ст. 56, 88, 102) ограничение прав и свобод возможно только в связи с введением чрезвычайного положения (ЧП) на определенной территории или в целом по стране. Правом на введение ЧП обладает только Президент РФ с одобрения Совета Федерации. Всем известно, что соответствующего указа Президента РФ не было. Указы Президента РФ, которыми были введены и продлевались так называемые «нерабочие дни», на самом деле ЧП в стране не вводят (указы Президента РФ от 02.04.2020 №239 и от 28.04.2020 №294).
Тем не менее, мы наблюдаем повсеместное привлечение лиц к административной ответственности за совершение различных «ковидных» правонарушений.
Основные «ковидные» нормы Москвы
Документы, на которые в основном ориентируется город Москва в своих ограничениях и административных наказаниях, следующие:
- указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» с изменениями от 10, 14, 16, 19, 23, 25, 26, 27, 29, 31 марта, 2, 4, 9, 10, 18, 21, 28, 30 апреля, 7 мая 2020 (далее – Указ №12-УМ);
- указ Мэра Москвы от 04.04.2020 № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в г. Москве», с изменениями от 29 апреля, 7, 12 мая 2020 г. (далее – Указ №40-УМ);
- указ мэра Москвы от 11.04.2020 №43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории г. Москвы в период действия режима повышенной готовности в г. Москве» с изменениями от 18, 21, 29 апреля, 7, 12 мая 2020 г. (далее – Указ №43-УМ);
- Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21.11.2007 №45), а именно нормы, которые были внесены Законом г. Москвы от 01.04.2020 №6 (далее – КоАП Москвы).
В той или иной степени, уже все знакомы с ограничениями, установленными указанными документами. Напомним лишь, что процедура привлечения лица к административной ответственности (по общему правилу) начинается с составления протокола о фиксации правонарушения. Далее уполномоченный орган выносит постановление о привлечении лица к административной ответственности, как правило, в виде административного штрафа. Именно постановление уполномоченного органа является основанием для обращения этого лица в суд с целью оспорить незаконную с его точки зрения санкцию.
КоАП Москвы
Итак, в апреле 2020 года в КоАП Москвы появилась новая статья 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы». Указанная статья предусматривает следующие составы административных правонарушений:
Часть 1 для бизнеса: неисполнение требований о временной приостановке: проведения мероприятий с очным присутствием граждан; работы объектов розничной торговли; работы организаций (предприятий) общественного питания; оказания услуг с посещением гражданами таких объектов и организаций. Размер штрафа: на должностных лиц – от 30 тыс. руб. до 40тыс.руб.; на юридических лиц – от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
Часть 2 для граждан: невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции. Размер штрафа: 4 тыс. руб.
Часть 3 для всех лиц: повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи. Размер штрафа: на граждан – 5тыс. руб.; на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.
Часть 4 для граждан: совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи, с использованием транспортного средства. Размер штрафа: 5 тыс. руб.
Очевидно, что указанные составы довольно размытые и под них можно подвести практически любое действие гражданина или должностного лица. Средства массовой информации сегодня много пишут о том, что используемые в столице инструменты (например, электронное приложение «Социальный мониторинг») несовершенны, а процедуры привлечения к ответственности носят необоснованный, часто карательный характер. Так, жители Москвы многократно получали электронные уведомления с требованием об оплате «ковидного» административного штрафа в размере 4тыс. руб. (за каждый факт нарушения) без ссылки на протокол или постановление. Но в последнее время все-таки начали появляться постановления Главного контрольного управления г. Москвы. Кому же на самом деле принадлежат полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории в Москве и составлять постановления о привлечении к административной ответственности?
Кто уполномочен рассматривать «ковидные» дела
Как следует из новой редакции ст. 16.3 КоАП Москвы уполномоченным органом по рассмотрению «ковидных» дел (части 1-3 ст. 3.18.1) может быть: орган исполнительной власти г. Москвы в сфере благоустройства либо его инспектор (п. 4) и орган исполнительной власти г. Москвы в финансово-бюджетной сфере (п. 14). Одна из статей КоАП Москвы (ст. 16.6) даже поменяла свое название, из нее была изъята фраза «в области благоустройства». В результате статья приобрела более общий характер. Таким образом, наименование уполномоченного органа в «ковидной сфере» из КоАП Москвы явно не следует. При этом, судебная практика города Москвы, которая могла бы прояснить вопрос об уполномоченном органе, в публичном доступе и базах правовых систем пока отсутствует.
Если же «ковидное» правонарушение совершается гражданином с использованием транспортного средства (ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП Москвы), то постановление выносит уполномоченный орган в области транспорта и дорожного движения (п. 3 ч. 9 и п .26 ст. 16.3 КоАП Москвы). При этом согласно ч. 4 ст. 16.6 КоАП Москвы применяется задержание транспортного средства.
Статья 16. 5 КоАП Москвы (п. 3 ч. 1.1) также поясняет, что полномочиями составлять протоколы (не постановления) об административном правонарушении по «ковидной» ст. 3.18.1 КоАП Москвы обладают должностные лица органов внутренних дел (полиции, в том числе полиции на транспорте).
Кроме того, в КоАП Москвы внесена новая норма ст. 16.6 (ч. 1.1), согласно которой в случае фиксации любых административных правонарушений, подпадающих под ст. 3.18.1 КоАП Москвы, посредством различных технических средств (буквально – видеокамер слежения), такие дела рассматриваются в «упрощенном» порядке по ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ. Обычно такой порядок применяют в отношении владельцев транспортных средств. Порядок предполагает, что протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия виновного лица. Тем не менее, постановление должно быть направлено нарушителю в установленном законом порядке (почтой или в электронной форме) для того, чтобы у нарушителя была возможность обжаловать санкцию в суде в случае несогласия.
КоАП РФ
Одновременно в КоАП РФ также есть нормы, предусматривающие административную ответственность за «ковидные» правонарушения, которые потенциально могут использоваться административными органами Москвы. Главными «ковидными» нормами КоАП РФ являются ст. 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и ст. 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает следующие составы административных правонарушений:
- Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Размер штрафа: на граждан – от 100 до 500 руб.; на должностных лиц и ИП – от 500 до 1тыс.руб.; на юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб.; возможно приостановление предпринимательской деятельности.
- Те же действия (бездействие), совершенные в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период карантина, либо невыполнение законного предписания (постановления) или требования контролирующего органа. Размер штрафа: на граждан – от 15 до 40 тыс. руб.; на должностных лиц и ИП – от 50 до 150 тыс. руб.; на юридических лиц – от 200 до 500 тыс. руб.; возможно приостановление деятельности.
- Действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, в случае отсутствия признаков уголовного преступления. Размер штрафа: на граждан – от 150 до 300 тыс. руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. руб.; на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.; возможно приостановление деятельности.
Статья 20.6.1 КоАП РФ:
- Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 Кодекса). Размер штрафа: на граждан – от 1 до 30 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. руб.; на ИП – от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб.
- Те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 Кодекса), в случае отсутствия признаков уголовного преступления. Размер штрафа: на граждан – от 15 до 50 тыс. руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. руб.; на ИП и юридических лиц – от 500 до 1 млн руб.; возможно приостановление деятельности.
Итак, мы имеем два уровня «ковидных» норм и, соответственно, административных правонарушений – федеральный и субъекта РФ.
Например, субъект РФ не может вводить норму о задержании транспортного средства (ч. 4 ст. 16.6 КоАП Москвы), которой нет в КоАП РФ.
Судебную практику об обжаловании московских постановлений нам еще предстоит увидеть. Но сегодня мы уже знаем результаты рассмотрения административных исков о законности принятых в Москве «ковидных» норм. Так, суд встал на сторону исполнительной власти г. Москвы, признав законность ее действий (решение Мосгорсуда от 28.04.2020 по делу № 3а-3877/2020). Кроме того, в процессе рассмотрения в Мосгорсуде находятся административные иски (дело №3а-3878/2020) об оспаривании норм КоАП Москвы, позволяющих штрафовать заочно, получая информацию о правонарушении с помощью видеокамер слежения (п. 1 ст. 16.6 КоАП Москвы).
Также в апреле 2020 года был опубликован «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020). Документ, в частности, разъясняет отдельные положения привлечения к «ковидной» административной ответственности на основании КоАП РФ.
Итак, «ковидные» административные штрафы в Москве сегодня назначаются по следующей процедуре:
- В общем порядке протокол об административном правонарушении составляет полиция.
- Если правонарушение зафиксировано видеокамерой, протокол не составляется.
- Постановление о привлечении к административной ответственности по большинству дел выносит Главное контрольное управление г. Москвы.
- Постановление о привлечении к административной ответственности в обязательном порядке должно быть направлено правонарушителю.
- Правонарушитель имеет право обжаловать административный штраф в судебном порядке (физическое лицо обращается в райононый суд; ИП и юридическое лицо – в арбитражный суд).
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь