- получение актуальных и оперативных данных о производственных процессах в реальном времени;
- снижение трудозатрат на подготовку производственной отчетности;
- повышение эффективности предприятия за счет прозрачности процессов.
- Стали доступны актуальные оперативные данные о работе предприятия с минимально возможным привлечением ручного ввода данных, а специалистов, ранее занятых этим, перевели на другие функции;
- Полностью автоматизировали баланс металлов, тем самым стало возможным ежесуточно контролировать процесс переработки и извлечения металлов;
- Производственная отчетность позволяет получать всю необходимую информацию для управления предприятием.
Подготовка к проекту
Производственные площадки компании «Мангазея Майнинг» находятся на расстоянии 600 - 800 км от Читы и друг от друга, руководство компании и ключевые специалисты находятся в Чите и Москве. Это создавало трудности для оперативного производственного учета и отчетности. С ростом компании и особенно вводом в эксплуатацию крупного месторождения Наседкино в 2021 году остро встал вопрос о создании эффективной системы управления.
Технический директор компании «Мангазея Майнинг» Клименко С.В. подчеркивает: «Одна из проблем новых предприятий в отрасли – наработка технологических процессов и опыта. С приходом в компанию новых специалистов, в том числе руководителей с других предприятий, каждый из них опирается на свой опыт и привносит его в работу предприятия. На его утверждение или переосмысление зачастую требуется много времени, что приводит к ошибкам, которые отражаются на производстве. Одна из задач автоматизированных систем управления – стандартизировать подходы и действия людей».
В ходе подготовки к проекту, на предпроектном этапе, специалисты компании провели аудит всех технологических и информационных потоков, построили карту потоков от производства до бухгалтерии и финансовой службы. Согласовали между всеми службами, какая информация, в каком формате, в какие сроки необходима, и утвердили метод расчета производительности, метод расчета КТГ, КИП и прочее методики.
Цели создания информационной системы предприятия были следующие:
- получение актуальных и оперативных данных о производственных процессах в реальном времени;
- снижение трудозатрат на подготовку производственной отчетности;
- повышение эффективности предприятия за счет прозрачности процессов.
Выбор информационной системы и подрядчика
Для производства специалисты компании «Мангазея Майнинг» выбрали систему «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет», разработанную компанией «Синерго». Ее же выбрали подрядчиком по внедрению системы. Проект шел под управлением и с непосредственным участием дочерней ИТ-компании «М Тех». Сергей Клименко, технический директор компании «Мангазея Майнинг», отмечает основные плюсы выбранной информационный системы:
- проработанный функционал производственного учета;
- большое количество отчетов;
- готовые инструменты для интеграции с внешними автоматизированными системами;
- выделение производственного учета в отдельную подсистему, что повышает доступность, быстродействие и оперативность обновлений;
- главное отличие от систем на базе «Умного карьера» – в систему «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет» вносится план.
Кроме того, у компании «Синерго» на тот момент было уже более 50 успешных проектов в горнодобывающей отрасли, проект в золотодобывающей компании, а также сильная команда методологов, которая глубоко понимала специфику деятельности горнодобывающего предприятия и особенности системы.
Разработка концептуального дизайна системы
Первый этап проекта – концептуальный дизайн системы и процессов, которые она должна охватить. Для этого планируемый функционал был разделен на блоки: горные работы, переработка, учёт ГСМ. Была проделана большая работа, сделано около 6 версий концептуального дизайна, а итоговое описание заняло 365 страниц. Технический директор компании «Мангазея Майнинг Клименко С.В. так описывает процесс работы:
«Первоначально пошли по стандартному пути, специалисты «Синерго» сделали опросник, провели собеседования и после этого подготовили первый вариант концепции. Но мы ее не приняли, нам нужно было более бизнес-ориентированное описание. После этого, мы построили эту работу по-другому: структуру и начало разделов описывал я, далее коллеги из «Синерго» оперативно предлагали и описывали конкретные решения, а затем, команда специалистов компании «Мангазея Майнинг» в роли редакторов и архитекторов, проверяла и дорабатывала решения. Часто мы подправляли немного, около 10-15%, но иногда мы кардинально меняли предлагаемые проектные решения.
Надо сказать, что специалисты компании «Синерго» показали себя с лучшей стороны, как «закаленные» и подготовленные к такой непростой работе «бойцы». У команды со стороны «Синерго» был опыт работы с золотодобывающими предприятиями, они хорошо понимали, что мы говорим. Но у каждого предприятия своя специфика и были жаркие споры, как реализовывать тот или иной процесс или операцию, как предлагает лучшая практика, зашитая в систему, или как нам кажется правильным. Отмечу, ни я, ни наши специалисты в тот момент еще не знали возможности и логику системы «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет», мы узнавали ее в процессе работы».
Константин Давкаев, директор компании «Синерго» и руководитель проекта от подрядчика вспоминает:
Были ли ситуации, когда логика работы системы повлияла на мышление специалистов «Мангазея Майнинг»? Были, подтверждает Сергей Клименко: «Например, когда человек говорит «геологоразведочные работы», что он имеет в виду? Наши горняки под этим имели в виду одно, а система – гораздо более широкий объем работ. Мы об этом спорили со специалистами «Синерго», но изменить логику системы уже было нельзя. И постепенно наши специалисты привыкли к той трактовке, которую предлагала система».
Особенности хода проекта – сроки и итерации
Одна из особенностей проекта – очень сжатые сроки. Информационная система и компания-исполнитель были выбраны в начале сентября 2021 года, а уже в июне 2022 года первый блок системы в области оперативного учета перешел в промышленную эксплуатацию.
Основные этапы проекта:
- Сентябрь-октябрь 2021 года – разработка концептуального дизайна системы. Концептуальное проектирование удалось сделать за два месяца и это очень короткий срок для такого объема работы.
- Ноябрь 2021 - март 2022 года – доработка и настройка системы «1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет».
- Апрель 2022 года – ввод в опытно-промышленную эксплуатацию в части блока управления геологоразведочными и горными работами.
- Июнь 2022 – ввод в промышленную эксплуатацию блоков управления геологоразведочными и горными работами и управления переработкой продукции.
- 1 июля 2022 года – ввод в промышленную эксплуатацию всего первоначально намеченного контура системы.
Однако без трудностей не обошлось. Первоначально планировалось, что система будет готова к 1 декабря. Но подготовленный вариант не удовлетворял всем требованиям, был, как выразился Сергей Клименко, «сырым». Почему так произошло?
«Изначально на проект было отведено крайне мало времени, были поставлены жесткие сроки запуска с января 2022 года, фактически без опытной эксплуатации, – комментирует ситуацию Константин Давкаев. – Проектирование шло не просто, было много версий реализации процессов, возникли существенные отклонения от типового функционала системы. В результате на реализацию разработанных процессов и требований в системе осталось два месяца. Такой подход не конструктивен, за два месяца это сделать объективно невозможно.
К началу декабря была готова первая версия системы, однако, она скорее представляла собой MVP, минимально ценный продукт. Мы сделали что могли, но я понимал, что в декабре 2022 года мы систему не запустим. Это одна из основных проблем многих клиентов – завышенные ожидания по срокам. Но всегда есть реализация специфических требований компании, организационные проблемы и информационная безопасность. Все это привело к необходимости сдвига сроков проекта. Это было объективно необходимо».
Срок сдачи системы перенесли на 1 марта, компания «Синерго» выделила на проект дополнительных специалистов и работы продолжились. «В декабре мы показали, что сделали, провели обучение специалистов и собрали дополнительно целый пласт новой информации, – вспоминает Константин Давкаев. – Это был очень важный этап, мы поняли, что сделали не так и в результате существенно переработали «движок» по запасам и учету металлов (кстати, определенные улучшения идут до сих пор). Фактически только после показа MVP-версии системы мы смогли детально понять требования заказчика».
Вторая версия системы уже значительно точнее закрывала требования и целевые процессы компании. «Однако и ее потом пришлось дорабатывать, – вспоминает Сергей Клименко. – Мы настойчиво «критиковали» систему, формулировали много уточнений требований, пока система не была доведена до нужного нам уровня».
Опытно-промышленная эксплуатация системы длилась два месяца и к июню основной функционал системы был готов к промышленной эксплуатации. За исключением блока, обеспечивающего баланс металлов, этот ключевой для «Мангазея Майнинг» функционал потребовал дополнительной разработки и был запущен на месяц позже. После этого был еще запущен блок отчетности.
Константин Давкаев резюмирует полученный опыт: «По сути, в проекте шел итеративный процесс, причем обоюдный. Была итерация, MVP-версия системы и к ней надо так и относиться. Мы сопоставляем с реальностью наши подходы и продолжаем разговор о том, какая в итоге нужна система. Не только мы получаем важнейший источник данных, но и заказчики более точно понимают целевой образ системы. Как бы быстро не хотелось внедрить систему, как бы не казалось, что это можно сделать быстрее, разумный срок такого проекта – год. «Давайте быстренько, за два месяца» – это неправильный подход, он приводит к проблемам для обоих сторон. Мы выстраиваем стройную систему процессов и обмена информацией, собираем все потоки данных в единую систему. И объективно необходимо время, чтобы все сделать качественно и продуманно».
Продолжение статьи читайте в части 2.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь