События и процессы
Общепринятого перевода термина Event Driven Business на русский пока нет, хотя можно попытаться перевести его на русский, например, как «событийно ориентированный бизнес». Из самого название понятно, что речь идёт об управлении на основе событий (ожидаемых или не планируемых ситуациях, требующих оперативной реакции), и уже здесь возникают разночтения. Самая радикальная трактовка «событийной ориентированности» — мы забываем про корпоративную отчётность в любой форме, про стабильные бизнес-процессы и их оптимизацию и сосредотачиваемся исключительно на обработке текущих бизнес-событий. Думается, её надо сразу отбросить, тем более что в серьёзных публикациях эта мысль не развивается.
Более популярен и продуман другой подход. Бизнес-процессы остаются и запускаются в некоторой точке, как и ранее. Но при этом мы допускаем, что на пути их выполнения обязательно встанет ряд плохо или вовсе непрогнозируемых ограничений. На каждое из них надо будет реагировать, и чем процесс закончится заранее неизвестно никому. Такие процессы часто сравнивают с небезызвестным броуновским движением частиц. Каждая частица начинает свой путь в исходной точке, но из-за непрерывного столкновения с другими закон её движения вообще не может рассматриваться как детерминированный. Но если частиц много, следить за ситуацией в целом нам вполне по силам.
В бизнесе характерным примером является страховая индустрия. Там вынуждены инициировать процесс урегулирования убытков, заранее не зная, как поведёт себя как клиент, так и ответчик: выдвинут дополнительные требования, обратятся в суд и т. д. Изначально может быть неизвестна сумма убытка, влияющие на неё факторы и даже методика её расчёта. Но бизнес-процесс при этом запущен и иначе никак не может быть. Проблемы того же рода возникают в медицине экстренных ситуаций, когда принимая пострадавшего, мы опять-таки обязаны инициировать процесс, очень приблизительно представляя себя, чем будем лечить человека и с какими проблемами на этом пути мы столкнёмся. Помощь человеку, конечно, превыше всего, но оптимизировать процессы, пусть и со слабо предсказуемым ходом, необходимо и в этом случае.
Системы управления правилами
Подобные бизнес-сценарии традиционно ассоциировались с определёнными шаблонами автоматизации. Наряду с известными системами класса BPM, ответственными за автоматизацию процесса, в ландшафт информационной поддержки подобных сценариев тесно вплетались куда менее знакомые широкому пользователю продукты категории BRMS (Business Rules Management Systems). Они как раз и призваны оперативно реализовывать правила (rules) реакции на события и тем самым организовывать если не классическое управление, то по крайней мере отслеживание того самого «броуновского движения», сопровождающего конкретный процесс.
Параллельно этому номенклатурные справочники соответствующих организаций наряду с такими разделами как продукция, услуги, комплектующие, заказчики, поставщики начинают пополняться описанием своего рода атомарных операций реакции на все потенциально возможные события. Они, в свою очередь, снабжаются разного рода измеримыми показателями — прежде всего стоимостными и временными. Надо сказать, что подобный подход в некоторых компаниях страхового бизнеса декларировался и в России.
Популярность Event Driven Business
И всё же предприятий, основной профиль деятельности которых связан с постоянным исполнением бизнес-процессов с высокой степенью неопределённости, не так уж и много. Почему же заветное словосочетание Event Driven Business стало набирать популярность в последнее время? И не сваливается ли оно как снег на голову, полностью руша традиционные каноны? Есть надежда, что всё-таки нет.
Во-первых, традиционные процессы, ещё раз повторим, остаются со всей привычной инфраструктурой управления и ИТ-поддержки. Во-вторых, менеджмент в условиях неопределённости является, если не полностью сложившейся, то уже привычной дисциплиной. Просто он не всегда связывался с концепцией Event Driven. Например, методы оперативного цехового планирования и диспетчирования производства (Advanced Planning and Scheduling), реализующие возможности «втиснуть» внезапно поступивший важный заказ в уже свёрстанный план, ориентированы как раз на то, чтобы расшить подобные неопределённости. Их имплементация уже далеко не в диковинку, в том числе и на российском рынке. Подобные примеры есть и в непроизводственных отраслях.
Более широкому распространению обсуждаемой нами концепции способствует также идеология больших данных. Данных может быть действительно много или не очень, но в любом случае собирать их теперь принято чаше. А вместе с этим компании постепенно привыкают к тому, что контролировать ход процессов вполне можно на уровне развития ситуации в целом, а не следя за отдельными объектами (броуновскими частицами) даже в том случае, когда данных об этих объектах, казалось бы, вполне хватает.
Наконец, значительную роль здесь могут играть корпоративные ИТ. По целому ряду причин в ИТ-архитектуре современных предприятий признаётся эффективным использовать так называемые событийно ориентированные приложения (Event Driven Applications). Тема, связанная с их появлением, совершенно отдельная и напрямую не связана с Event Driven Business. Однако базовые идеи там те же самые. Каждый элемент экосистемы может сам публиковать события, а также подписываться на события, публикуемые другими компонентами, обеспечивая реакцию на них. Таким образом, из ИТ бизнес также может черпать нужные ему идеи для развития в направлении Event Driven Business.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь