«Управляем предприятием»: Что стало катализатором процесса импортозамещения на Вашем предприятии?
Владимир Ишков: 5 мая 2022 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 250 о дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности в Российской Федерации, в связи с чем Правительство Российской Федерации разработало соответствующие нормативные акты о постепенном переходе на отечественные решения как на пользовательских компьютерах, так и на серверах — включая операционные системы и серверное ПО. В соответствии с этим указом мы немедленно приступили к работе по обеспечению информационной безопасности. Задача оказалась очень объёмной и сложной, так как затрагивала не только рабочие места, но и серверные мощности. На нашем предприятии трудится более 10 тысяч специалистов. И до процессов импортозамещения более чем на 2 тысячах рабочих мест стояло ПО недружественных нам западных производителей. Еще с 2003 года СПб ГУП «Пассажиравтотранс» работал на продуктах фирмы «1С», поэтому выбор в пользу ее систем для нас очевиден. Первоочередной задачей стала замена рабочих станций с импортных на отечественные, а также перевод серверов и СУБД, то есть всей инфраструктуры вокруг систем «1С», на отечественное ПО.
СПб ГУП «Пассажиравтотранс» – один из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом на Северо-Западе России. Предприятие обслуживает 119 городских маршрута. На линию выходят 1812 автобусов большого и особо большого класса. В структуру предприятия входят семь автобусных парков, учебный комбинат, медико-санитарная часть № 70. Персонал насчитывает более 10 800 человек. Ежегодно автобусы перевозят более 330 млн. пассажиров.
— Приведите, пожалуйста, основные характеристики ИТ-ландшафта СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
— В единую информационную систему предприятия интегрированы две системы: «1С:ERP Управление предприятием», в которой работают 2200 пользователей, и «1С:Документооборот» на 1250 пользователей. Большинство пользователей работает в обеих системах. Реализована бесшовная интеграция «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Документооборот», при согласовании документа в системе «1С:ERP Управление предприятием» открывается окно «1С:Документооборот». Наша информационная система также связана с госструктурами. Например, жалобы и предложения граждан из государственных информационных систем автоматически поступают в систему «1С:Документооборот». А вся служебная информация идёт через взаимодействие с государственными информационными системами Санкт-Петербурга.
Также частично реализованы «дашборды» руководителей. Они позволяют оперативно отследить исполнение государственного контракта — выпуск транспортных средств на линию, нарушения трудовой дисциплины, жалобы пассажиров, ДТП, штрафы, техническое состояние автобусов. Практически 80% аналитики по предприятию представлено в полном и наглядном виде и ей активно пользуются генеральный директор, его заместители и директора автопарков.
— Каким образом вы выбирали отечественное ПО?
— Мы подготовили конкурсную документацию, провели анализ отечественного рынка и определили, какое ПО и от кого из российских производителей мы будем устанавливать. К ПО подобрали соответствующее аппаратное обеспечение, поскольку, к сожалению, не каждое оборудование совместимо с российским ПО. Задача была сложной, ведь при этом потребовалось учесть как планы развития нашего предприятия до 2022 года, так и текущее состояние нашей системы.
— Каковы были критерии выбора партнёра по внедрению?
— Мы организовали открытый конкурс. Основные критерии — минимальная цена при соответствии нашим требованиям, опыт работы в транспортной отрасли с предприятиями такого масштаба. Думаю, опыт работы с нашим предприятием с 2007 года позволил победить компании «СофтБаланс». Предприятие получило проверенного в работе подрядчика, который подтвердил свою эффективность при реализации предыдущих проектов.
— Как Вы реализовали проект перехода на отечественные системы? Каковы особенности проекта?
— Во-первых, мы действовали слаженной командой, которая состояла из ключевых сотрудников СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и «СофтБаланса». В процессе перевода рабочих мест с западного на отечественные ПО участвовало около 30 человек от нашего предприятия. На этапе миграции серверной части с нашей стороны участвовало 10 специалистов и подключились 4 сотрудника «СофтБаланса».
В ИТ-ландшафте предприятия обе системы «1С» ранее работали на MS SQL Server. Для того, чтобы оперативно перенести их на Tantor был собран тестовый стенд на 500 пользователей. Мы зафиксировали наиболее трудоёмкие операции, смоделировали высокую нагрузку — сжали 8-часовой рабочий день до 4 часов. Это было сделано для того, чтобы усилить нагрузку на систему вдвое. То есть, фактически, мы тестировали на стенде работу с 1000 пользователями. Кроме того, в ходе тестирования были выявлены узкие места в коде, например, там оставались неэффективные механизмы работы ещё с 2018 года. Наши партнёры из компании «СофтБаланс» их переписали и внедрили новый механизм управления правами – RLS. Повторное тестирование по методике Apdex показало требуемые результаты: открытие документа — до 2 секунд, проведение — до 4 секунд.
По времени процесс тестирования занял полтора месяца. Мы сознательно не стали его ускорять, ведь для нас главным приоритетом была надёжность работы системы.
— Как происходил сам переход, ведь ваше предприятие фактически работает в режиме 24/7?
— В СПб ГУП «Пассажиравтотранс» невозможно остановить систему даже на два-три часа — это критично. Например, выпуск автобусов начинается с 3 до 4 утра, продолжается в течение всего дня и заканчивается далеко за полночь. Формирование необходимой путевой документации необходимо в круглосуточном режиме. Если система не работает — автобусы могут выйти в рейс с задержкой.
Мы с нашими партнёрами из «СофтБаланс» использовали технологию «бесшовного перехода». Реализовано это было следующим образом. Пользователи продолжали работать в старой системе, в это время данные выгружались и конвертировались в новую систему. После переключения дополнительно дозагружались изменения, накопленные за время конвертации. Весь процесс занял более 8 часов, но пользователи не заметили перехода — он произошёл за одну ночь.
— Каковы основные итоги проекта? И его уроки?
— Мы максимально обеспечили информационную безопасность за счет перевода рабочих мест и серверного оборудования с западного на отечественное ПО. Российское ПО продемонстрировало высокую конкурентоспособность по сравнению с европейскими аналогами, при этом комфорт пользователей и уровень производительности систем не снизились. Теперь у нас всё работает стабильно и налажено взаимодействие с российскими разработчиками ПО. При сбоях в системе наш подрядчик «СофтБаланс» реагирует в течение 3–5 минут. Учитывая нашу круглосуточную работу, они организуют дежурство на месте в предприятии — это жизненно важно для автопредприятия при отсутствии удаленного доступа.
Главный итог — мы не просто выполнили Указ Президента, а получили современную, управляемую и безопасную ИТ-среду, которая стала фундаментом для дальнейшего цифрового развития. Мы считаем, что переход на отечественные технологии нашему предприятию стоило сделать раньше на 2–3 года, а в идеальном варианте – на 5 лет раньше. Кроме того, не стоит экономить на тестировании, благодаря двум циклам нагрузочного тестирования нам удалось избежать сбоев в новой системе.
— Что, на Ваш взгляд, тормозит процесс импортозамещения в России?
— Не все федеральные структуры перешли на российские решения, поэтому мы пока находимся на уровне примерно 90% импортозамещения. Также нужно снижать стоимость российского ПО и улучшать процесс взаимодействия с пользователями — создавать пользовательские интерфейсы, удобные отчёты, наглядные презентации.
— Что у Вас в ближайших планах?
— Уже сейчас мы начали переход на электронный путевой лист, причём по всем семи автопаркам. Плюс к тому, в этом году мы сделали упор на активное внедрение системы «1С:Документооборот» с тем, чтобы в следующем году максимально уйти от бумажного документооборота. В планах дальнейшее развитие системы «1С:ERP Управление предприятием»: расширение функционала в части расписаний, ремонтов и запчастей, анализу ДТП и страховых случаев, а также интеграция в единую информационную систему контура управленческого учёта.
— А какие дальние перспективы и мечты?
— Наши основные цели – снижение рутинных операций через роботизацию и искусственный интеллект. А мечта — «автопилот», геопозиционная оплата без дополнительного оборудования внутри салона, распознавание пассажира по лицу, оптимизация маршрутов в реальном времени».
Евгений Попов, начальник управления по эксплуатации и ремонту бортового оборудования СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
— Сегодня автобус укомплектован бортовой электроникой не меньше, чем современный дорогой легковой автомобиль. Для обеспечения нужд пассажиров используется целый ряд систем.
Во-первых — система навигации на базе российских спутников «ГЛОНАСС» для диспетчеризации «Автоматизированная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом» — АСУГПТ. Через неё пассажиры получают данные о движении автобуса на маршрутах Санкт-Петербурга. А предприятие имеет возможность контролировать расписание движения и управлять перевозками, например, если автобус вышел из строя, на его место направляется резервный. Важно отметить, что все терминалы спутниковой навигации — российского производства.
Очень важный элемент бортового оборудования – системы оплаты проезда на базе транспортных смарт-карт Санкт-Петербурга и бесконтактных банковских карт. Это и известный всем «Подорожник», и другие электронные проездные и льготные билеты. Мы были первыми в России и одними из первых в Европе, кто запустил оплату проезда бесконтактной банковской картой (совместно с «Газпромбанком»). Мы начали еще в 2018 году, а уже к 2019 году почти все маршруты были оснащены банковскими терминалами. Затем мы стали устанавливать в автобусы по два, а иногда по три таких банковских терминала. Мы это сделали раньше, чем в Москве, и практически одновременно с Лондоном. Платить можно и смартфоном, например с помощью платежной системы Mir Pay.
Далее, система информирования пассажиров. Мы заменили устаревшие маршрутные табло на полноцветные светодиодные с малым шагом пикселя. На автобусе три таких маршрутоуказателя – передний, боковой и задний – и пассажирам хорошо видно издалека номер маршрута и направление, куда автобус едет. В салоне также есть мультимедийные дисплеи: отображают текущую остановку, прогресс движения по маршруту, социальную рекламу и справочную информацию.
Кроме того, система подсчета пассажиров формирует данные о количестве вошедших и вышедших из автобуса людей на каждой остановке – это позволяет оптимизировать планирование выпуска автобусов на линию.
Наши ближайшие планы связаны с совершенствованием системы оплаты:
- с помощью распознавания лица, сейчас эта технология уже тестируется в метро, но для автобусов реализовать её сложнее из-за тряски и переменного освещения;
- с помощью BlueTooth-меток в салоне, когда смартфон фиксирует вход в зону и предлагает оплатить проезд;
- через геопозиционирование, когда трек автобуса и трек смартфона пассажира совпадают, система предлагает оплатить пассажиру свою поездку.
Наконец, специалисты в области прогнозирования и развития транспорта называют 2050 год рубежом, после которого половина наземного пассажирского транспорта станет беспилотным.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь