Бизнесу в целом удалось справиться с последствиями вынужденного массового перехода на удаленную работу. Переход оказался не таким уж и страшным, несмотря на изначальный скептицизм. Согласно опросу Upwork 1500 HR-менеджеров более половины (56%) ответили, что он прошел лучше, чем можно было ожидать, а более трети (35%), что он прошел в соответствии с ожиданиями. И только десятая часть заявила, что все оказалось хуже даже пессимистических прогнозов. Главными проблемами оказались технические вопросы (их отметили 36% респондентов) и отвлекающие факторы при работе дома (32%). Эти затруднения, очевидно, могут быть преодолены с накоплением опыта в организации удаленной работы.
Сравнение с ожиданиями дает лишь относительную оценку — в конце концов, все могло оказаться не настолько плохо, как предполагали, но тем не менее фактические результаты могли быть неудовлетворительными. Если судить по косвенным данным — 25% респондентов сообщают о том, что «все прошло намного лучше ожиданий», — вряд ли они так ответили, если они были не удовлетворены работой удаленных сотрудников. Это подтверждается и прямыми оценками — 32% специалистов по найму отмечают повышение продуктивности (и лишь 22,5% снижение). В качестве главных преимуществ 40% респондентов называют экономию времени на поездках в офис, сокращение числа ненужных встреч и отвлекающих факторов при работе в офисе.
Опыт зарубежных компаний
Эффект перехода на удаленную работу позитивно сказывается на общей продуктивности. По данным опроса BSG 12 тыс. сотрудников компаний из Германии, Индии и США большинство респондентов считают, что их продуктивность осталась на прежнем уровне или даже повысилась. Самое примечательное в приводимых результатах то, что они касаются в равной мере как тех, кто остался работать дома, так и тех, кто продолжал приходить в офис. Более того, для повышения общей результативности вовсе не обязательно, чтобы все удаленные сотрудники работали эффективнее — зачастую достаточно, если лучше станет работать только часть.
По данным исследования компании Prodoscore (специализируется на оценке эффективности работы сотрудников при использовании кол-центров, CRM-систем и офисных пакетов) в марте-апреле продуктивность 30 тыс. сотрудников ее клиентов выросла на 47% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Как показывают собранные данные, наиболее продуктивными днями являются вторник, среда, четверг (в приведенном порядке), а наиболее продуктивным временем период с 10:30 до 15:00. При этом типичный рабочий день начинается в 8:32 утра и заканчивается в 17:38.
Влияние на эффективность зависит от задач, которые решает сотрудник. 75% респондентов в опросе BSG заявили, что в первые несколько месяце пандемии они сохранили или повысили свою продуктивность при выполнении индивидуальных задач (анализ данных, подготовка презентаций, административные задачи и т.п.). В случае совместных задач (обмен информацией с коллегами, работа в команде, общение с клиентами и т.д.) цифры ниже, но тем не менее более половины респондентов — 51% — смогли с ними успешно справиться.
Совместная работа особенно проблематична для тех, кто работает удаленно первый месяц. Они чаще сообщают о медленных и неэффективных процессах и коммуникациях, из-за которых снижается скорость работы и производительность. По данным Slack о падении продуктивности сообщает около трети новичков, тогда как среди «ветеранов» удаленной работы таких только 13%. Большинство (60%) последних находят удаленную работу более производительной. Это дает основания полагать, что с накоплением опыта удается справляться с негативными факторами, даже в таких экстремальных обстоятельствах, как в нынешней ситуации.
В целом позитивные результаты вынужденного натурного эксперимента привели к росту оптимизма относительно перспектив удаленной работы. По данным Upwork до пандемии более половины (54%) HR-менеджеров полагали, что и через пять лет все сотрудники будут продолжать работать в офисе, теперь же таких заметно меньше половины — 42%. В целом же кадровики ожидают удвоения доли сотрудников, которые будут работать полностью или частично удаленно в ближайшее пятилетие.
Такой всплеск энтузиазма может смениться повторным охлаждением. Все-таки полгода достаточно небольшой срок для объективной оценки долгосрочного влияния удаленной работы. Повышение эффективности может объясняться бешеным темпом работы в условиях кризиса. Многие просто стали работать намного дольше. Так, например, по данным Eurofound 27% сотрудникам приходится дома трудиться в свое свободное время, чтобы справиться с поставленными задачами.
Особенности национальной удалёнки
Эффективность работы имеет региональные и, можно предположить, национальные особенности. Так, по данным исследования Deutsche Bank наиболее пострадавших от COVID-19 стран, сотрудники в США полагают свою работу более продуктивной, чем до пандемии, тогда как в Европе — менее продуктивной.
Резкий контраст с большинством западных исследований представляют данные «Аналитического центра НАФИ» о влиянии удаленной работы на российский бизнес. Из 1500 тыс. респондентов 82% заявили о снижении эффективности работы сотрудников, причем треть говорят о резком падении этого показателя. И только 14% предпринимателей указали, что продуктивность не изменилась, но никто не отметил ее повышения.
Такие экстремальные результаты могут быть объяснены несколькими причинами. Во-первых, опрос проводился в середине апреле, в первый месяц вынужденного перехода на удаленный режим работы, к которому многие компании оказались не готовы ни технически, ни организационно. Во-вторых, в опросе принимали участие по преимуществу владельцы и первые лица компаний малого и среднего бизнеса, которые, как показывает и международный опыт, в принципе хуже справляются с переходом на удаленную работу, чем крупные предприятия (за исключением высокотехнологичных отраслей).
Исследование проводилось среди представителей всех основных отраслей российской экономики, а это преимущественно отрасли с преобладанием, «синих воротничков», т.е. работников физического труда. На таких предприятиях удаленная работа в принципе менее эффективна. Так, согласно проведенному The Conference Board исследованию американских компании 44% таких предприятий сообщают о снижении продуктивности и лишь 21% о повышении (для компаний с доминированием работников умственно труда эти цифры 32% и 27% соответственно).
Кроме того, менеджеры обычно более скептически оценивают продуктивность удаленной работы, чем сотрудники. Так, например, согласно результатам внутреннего опроса «Банка Зенит» лишь 10% руководителей подразделений считают, что продуктивность их команды выросла, тогда как среди сотрудников такого мнения придерживается 27% (большинство и тех и других нейтрально оценивают влияние удаленной работы). В среднем по мнению руководителей эффективность несколько упала (-6,5%), а по мнению сотрудников незначительно выросла (+1,4%).
Кто наладил процессы заранее, проблем не испытывали. В «Билайн» в рамках программы BeeFree, которая действует с 2016 года, около двух третей сотрудников делят время между работой в офисе и дома. При этом 97% руководителей отмечают, что эффективность работы по крайней мере не снизилась. Те компании, в которых сотрудники работали дома и раньше, нередко даже сообщают о приросте продуктивности во время пандемии. По данным The Conference Board об этом заявляют 37% американских компаний, у которых было 10% и более удаленных сотрудников.
Компенсацией же для тех руководителей, кого беспокоит мнимое или реальное падение продуктивности при сохранении удаленного режима работы, может служить значительная экономия на офисных площадях и других затратах. Так, в 2019 году благодаря BeeFree «Билайн» на четверть сократил затраты на аренду административных офисов. А по данным зарубежных исследований наниматель экономит в среднем 11 тыс. долларов на каждом сотруднике, который работает удаленно половину своего рабочего времени.
Назад в офис? Причины и ожидания
98% (еще раз прописью — девяносто восемь процентов!) всех работающих хотели бы в дальнейшем иметь возможность работать удаленно хотя бы часть времени, согласно данным Всемирного экономического форума. Пока это невозможно даже теоретически — по данным американского Национального бюро экономических исследований только 40% всех рабочих мест можно перевести на удалёнку. К тому же, как показывают опросы, те, кто ее опробовал на собственном опыте, не столь единодушны в своих намерениях.
Согласно недавнему исследованию Hibob:
- свыше трети сотрудников (36%) хотели бы продолжать работать в офисе;
- только 21% всех респондентов согласны работать все время удаленно;
- 43% хотели бы иметь возможность работать в офисе на день или два неделю.
Желание вернуться назад в офис не зависит от того, насколько продуктивно сотрудник работает дома — половина тех, кто предпочел бы в дальнейшем работать в офисе, вполне справляется со своими задачами в удаленном режиме, тогда как другая половина — не справляется. Вместе с тем оценка эффективности сотрудником собственной работы коррелирует с желанием иметь возможность работать дома.
Есть множество причин, почему сотрудники хотят вернуться:
- чувство оторванности от работы;
- отсутствие личных контактов;
- социальные связи;
- проблемы психического здоровья.
Основной проблемой, с которой они сталкивались — чувство оторванности от работы. Без регулярной смены местонахождения и определенных рабочих часов многим людям труднее четко разделить свое личное и профессиональное время. Даже высокопроизводительные сотрудники испытывают трудности с поддержанием обычного рабочего распорядка. Неудивительно, что почти половина из них (46%) хотят назад в офис, чтобы вернуться к привычному рабочему ритму. Восстановление баланса работы и личной жизни является главным аргументом в пользу офиса для большинства низкопроизводительных сотрудников (63%).
Отсутствие личных контактов представляет проблемой для многих людей. 35% высоко продуктивных сотрудников назвали нехватку общения с коллегами среди причин возвращения в офис. Кроме того, многие обеспокоены тем, что их профессиональные усилия останутся не замечены из-за отсутствия контактов в офисе. По данным Gallup если сотрудники не работают в одном помещении с их менеджером, то они на 10 процентных пунктов реже считают, что их по достоинству оценивают на работе, и на 10 процентных пунктов чаще полагают, что им никто не уделяет внимания.
Социальные связи оказывают огромную влияние на продуктивность. Согласно Gallup производительность тех, кто отдает абсолютное предпочтение личному взаимодействию, снижается в среднем на 17%. В то же время, по данным BSG тем, кто удовлетворен уровнем контактов с коллегами, в два-три раза чаще удалось сохранить или повысить продуктивность при выполнении совместных задач, чем тем, кто им не доволен.
Около четверти всех удаленных работников (27%) столкнулись с проблемами психического здоровья — это в два раза больше тех, кто сообщал о нарушениях физического здоровья. Как заключают эксперты проводившей опрос компании Lewis Silkin, это может означать, что психологические проблемы проявляются раньше, чем физические, и ставит вопрос о цене поддержания высокой продуктивности при удаленной работе.
Однако, возврат в офисы также чреват повышенным риском для здоровья. Прежде всего это касается использования общественного транспорта. И здесь сотрудники ожидают, что работодатели предоставят им более гибкий график работы, как при удаленной работе, чтобы они могли добираться до офиса не в часы пик. Кроме того, согласно Harris Poll они ожидают принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности непосредственно на рабочем месте:
- 79% ожидают, что работодатель предоставит дезинфицирующие средства;
- 54%, что он потребует от сотрудников носить маски / перчатки в офисе;
- 45%, что рабочие места будут располагаться на расстоянии не менее 2-2,5 друг от друга;
- 38%, что у сотрудников станут проверять температуру по прибытии на работу.
Многие, кроме того, считают, что практику удаленных совещаний через Zoom и подобные программы надо сохранить и дальше, чтобы минимизировать риски. Так что офис будет еще менее привлекательным местом, чем прежде — особенно для тех, кто попробовал вольницу удаленной работы.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь