Андрей Грибков

Генеральный директор группы компаний «Раздолье». Более 20 лет занимается автоматизацией производственных предприятий, в том числе и работающих с гособоронзаказами, а также внедрением и сопровождением бизнес приложений на базе платформы «1С:Предприятие».

В век информационных технологий мы постоянно сталкиваемся с изменениями. Так, с начала этого года повысилась ставка НДС до 20%, стали обязательными маркировка товаров и подключение онлайн-касс, изменения коснулись и отчётности. С ноября 2018 года предприятия, выполняющие гособоронзаказ, должны ежемесячно предоставлять отчёт об исполнении этих контрактов. В этом же ключе можно рассматривать то, что Федеральная антимонопольная служба взяла курс на усиление контроля за предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Связано это с тем, что предоставление отчётности по новым правилам и в указанный срок стало для предприятий ощутимой проблемой.
Статья подготовлена совместно с Верой Пикурен, экспертом ВЦ «Раздолье» по автоматизации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В ближайшее время, как говорится в сообщении Федеральной антимонопольной службы, её представители планируют масштабные проверки по меньшей мере на 46 заводах. К этому ФАС подтолкнули многочисленные обращения Министерства обороны Российской Федерации, которое жаловалось на несвоевременное предоставление информации для расчёта цен на вооружение.

Такая ситуация, отчасти, сложилась из-за законодательных нововведений. В частности, с ноября 2018 года все организации, выполняющие гособоронзаказ (ГОЗ), в которых созданы Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, обязаны ежемесячно предоставлять в Министерство обороны отчёт об исполнении контрактов ГОЗ. Соответствующий приказ за номером 554 подписал 8 октября 2018 года глава российского военного ведомства Сергей Шойгу. Отчёт об исполнении контрактов ГОЗ является продолжением общей политики государства по ужесточению контроля за расходованием средств, которые выделяются для выполнения госконтрактов.

Однако, учитывая то, что длительность исполнения многих военных заказов превышает один год, предоставление отчётности по новым правилам и в указанный срок стало для предприятий ощутимой проблемой.

Основное требование нормативно-правовых актов — полностью прозрачный комплексный учёт затрат и денежных средств в разрезе каждого государственного оборонного заказа.

Раздельный учёт затрат и организация учёта по заказам

Работа над гособоронзаказом достаточно жёстко регламентируется действующим законодательством:

  • Приказ Минпромэнерго России №200 от 23.08.2006 "Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу" (200-й приказ),
  • Закон от 29.12.2012 №275 "О государственном оборонном заказе" (275-ФЗ), Постановления Правительства РФ №47 от 19.01.1998 "О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" ("47-е постановление").

Основное требование этих нормативно-правовых актов — полностью прозрачный комплексный учёт затрат и денежных средств в разрезе каждого государственного оборонного заказа. При заключении контракта предприятие-исполнитель должно предоставить заказчику конечную смету затрат по проекту и в дальнейшем придерживаться установленных сумм. Все затраты, прямые и косвенные, должны быть чётко отслеживаемы и объяснимы.

Таким образом, для всех предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа тема раздельного учёта затрат и организации сквозного учёта по контрактам особенно актуальна. Помимо выполнения законодательных требований раздельный учёт по контрактам позволяет предприятиям в ходе выполнения контрактов государственного оборонного заказа диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.

Учитывая длительность исполнения многих военных заказов, предоставление отчётности по новым правилам и в указанный срок стало для предприятий ощутимой проблемой.

Инструменты раздельного учёта затрат

Фирма «1С» предусмотрела ведение автоматической отчётности по гособоронзаказу в нескольких своих прикладных решениях, в том числе «1С:Управление производственным предприятием» и «1С:ERP Управление предприятием 2». Давайте немного более конкретно остановимся на методике автоматического заполнения отчёта в системе «1С:ERP Управление предприятием 2».

В этой информационной системе реализованы механизмы полноценного раздельного учёта по контрактам. Это означает, что каждая хозяйственная операция, например, закупка материалов или оплата денег с банковского счёта, может быть отделена в учёте от других операций и показана в отчётах отдельно. Такой учёт реализован с помощью справочника «Направления деятельности», который предназначен для различных целей. Например, можно разделить различные виды бизнеса и получить по ним отдельный управленческий баланс. А для предприятий, выполняющих госконтракты, справочник «направления деятельности» используется для учёта в разрезе самих контрактов.

В системе «1С:ERP Управление предприятием 2» отчёт «Исполнение контрактов ГОЗ», может быть заполнен сразу по всем контрактам или с возможностью сортировки по конкретным позициям. При выгрузке осуществляется его проверка на корректность: проверяются формальные данные, такие как расчётный счёт, ИНН и т. д. Чтобы проверить отчёт именно на логику заполнения, необходимо воспользоваться вкладкой «Исполнение контрактов ГОЗ», там же можно вывести и проанализировать обороты по каждой ячейке, чтобы понять из чего сложилась сумма.

Своевременно и в полной мере удовлетворить требования законодательства о гособоронзаказе, можно благодаря полной автоматизации учёта в соответствии со всем комплексом учёта таких работ.

Кроме того, предприятие-исполнитель не может произвольно распоряжаться деньгами, которые были получены для выполнения государственного контракта, и может их использовать только для оплаты материалов и услуг, зарплаты и налогов, которые входят в состав работ по этому контракту. Поэтому помимо раздельного учёта, нужно чётко контролировать использование денежных средств в разрезе контрактов. Отчёт об исполнении ГОЗ очень хорошо отражает баланс по каждому контракту: потрачены ли средства на его выполнение или деньги выводятся для других целей.

Отчётность по исполнению ГОЗ — ежемесячно

Очевидно, что работа с государственными оборонными заказами, начиная с регистрации и заканчивая подписанием акта приёма-сдачи работ, требует предельной внимательности к деталям и скрупулёзного изучения всевозможных нюансов. Кроме того, формирование отчёта об исполнении государственного контракта теперь ежемесячная процедура, поэтому в настоящее время к этим факторам добавился такой показатель как скорость.

Выполнить все эти условия своевременно и удовлетворить требования законодательства о гособоронзаказе в полной мере, можно благодаря полной автоматизации учёта в соответствии со всем комплексом учёта таких работ. Поэтому в новых условиях стало ещё более очевидно, что полноценно реализовать контроль за исполнением государственных оборонных заказов на предприятии ОПК, можно только с помощью современных программных продуктов, в частности, программных продуктов «1С».

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.