13 марта 2015

Открытия года: концепция и практики DSM, «Антихрупкость» и «Стратегическое сафари»

Профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково». Организовывал проектное управление в компаниях, лидерах российского рынка: ТНК-ВР, Альфа-групп, X5 Retail group и НИПК «Электрон». Отвечал за построение комплексной системы управления знаниями Оргкомитета Сочи 2014, член экспертной сети МОК. Один из разработчиков российских стандартов проектного и портфельного управления.

В этом году я открыл для себя концепцию и практику DSM (Design Structure Matrix) — матрицу структуры конструкции (дизайна). Это компактный и наглядный способ представления структуры модулей (и не только модулей, но и любых компонент) некоторой сложной системы.

Любое предприятие — это сложная система, состоящая из множества компонент. DSM используется в качестве инструмента проектирования, анализа и управления сложными системами. Он позволяет моделировать, визуализировать и анализировать зависимости между компонентами системы (то есть архитектуру системы) и в результате демонстрирует возможности ее улучшения. Преимущества DSM – компактный формат, визуальный характер, интуитивно понятное представление, мощные аналитические возможности и гибкость.1

Термин Design Structure Matrix ввел Дон Стюарт2в 1981 году. Однако аналогичные методы использовались с 1960 года. До недавнего времени методы DSM служили, в основном, для управления проектами проектирования и создания инженерных объектов. Они позволяют отразить в представлении проекта обратные связи и циклические задачи, что очень важно для большинства проектов создания инженерных систем.

Часто методы DSM применяют при разработке программного обеспечения.  Однако система, которую можно описать методами DSM, может быть различной природы, например, предприятие или рынок. Сегодня методы DSM все чаще применяются для решения сложных проблем в здравоохранении, финансах, государственной политике и социальных системах. На мой взгляд, DSM и аналогичные методы будут все шире использоваться при описании предприятий.

Книги года

Книгой года для меня, безусловно, стали «Антихрупкость» Насима Талеба и «Стартегическое сафари» (коллектив авторов с нежно любимым мною Генри Минцбергом во главе). Первая книга является продолжением линии, которую Талеб начал в бестселлере «Черный лебедь» — об ограниченности нашего представления о рисках и практически полной неспособности управлять ими как в бизнесе, так и в личной жизни. При всех достоинствах «Черного лебедя» у него есть один существенный недостаток: отсутствие позитивной части и ответа на вопрос, что же все-таки делать с этой ограниченностью. «Антихрупкость» дает ответ! Автор предлагает необычный взгляд на то, как надо жить. Процитирую Талеба:

«Куда легче понять, хрупка вещь или нет, чем предсказать события, которые могут ей повредить. Хрупкость можно измерить; риск неизмерим (за пределами казино и голов людей, именующих себя «специалистами по риску»). Отсюда следует решение проблемы, которую я назвал «проблемой черных лебедей». Ее суть — в невозможности рассчитать риск последовательности редких событий и предсказать их наступление. Понять, как сделаться нечувствительным к повреждению от переменчивости, легко; предсказать событие, которое приведет к повреждению, намного сложнее. Вот почему эта книга предлагает поставить с ног на голову сложившиеся у нас представления о предсказаниях, прогнозировании и управлении риском».

Кому-то этот взгляд покажется тривиальным, поскольку они и так живут таким образом («всю жизнь говорил прозой и не знал об этом»). Я уверен, что в нашей стране таких людей все-таки меньшинство. Но даже им будет полезно прочитать этот, говоря по существу, философский трактат, который «нашпигован» историями и примерами из жизни, а также серьезными, забавными и порой провокационными заявлениями.

«Стратегическое сафари» — это обзор всех многочисленных подходов к разработке стратегии организации, которые придуманы с давних времен (60-х годов XX века) и до наших дней. В книге описаны 10 основных школ стратегического менеджмента, дано детальное описание особенностей этих школ и критическое осмысление каждой из них. Как было написано в одном обзоре:

«Даже если вы прочтете сотню книг о корпоративной стратегии, вы вряд ли найдете среди них одну, которая сравнилась бы по информативности и простоте изложения с этой. Разумеется, никто не станет изучать методы построения корпоративных стратегий ради развлечения, и тем не менее авторы вплотную подошли к тому, чтобы превратить этот процесс в истинное удовольствие».

***

Наконец самое важное, чему научил год, это то, что теория Сергея Переслегина о фазовом кризисе, похоже, все-таки верна, и весь мир упорно движется3 к кризису. Приведу только одну цитату:

«В случае фазового экономического кризиса любые действия, направленные на повышение эффективности экономики, ускоряют кризис, и формально оптимальной стратегией является полное бездействие. Эта стратегия, впрочем, также не спасает: раньше или позже, но текущая система хозяйственных деятельностей перестает поддерживать существование социосистемы».

К сожалению, весьма адекватное описание действительности…

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.