ВОПРОС — ОТВЕТ
Прочитали статью Мицкевича Владимира «НСИ: справочники — разные, система — единая» и нашли ее интересной и полезной. В ней обозначена актуальная проблема ведения нормативно-справочной информации (НСИ) и предложены пути ее решения, рассматривая ситуацию с разных сторон (бухгалтерия, производства и т.д.), что позволяет учесть все тонкости и нюансы. В связи с этим, мы хотели бы узнать мнение автора на ситуацию, сложившуюся на нашем предприятии.
На определенные виды покупных комплектующих изделий (ПКИ) иногда приходят новые ТУ (технические условия), в которых изменяется наименование, а сама номенклатура, по сути, остается прежней. Например: 590КН5 бК0.347.000ТУ7 меняется на 590КН5 бК0.347.000-07ТУ.
В связи с этим должна быть произведена корректировка имеющейся конструкторской документации (КД); специалисты отдела снабжения должны начать заказывать ПКИ уже с новым наименованием.
Проведение изменения в бумажном экземпляре КД (составах изделий) осуществляется не оперативно, этапами, поскольку изменяемая номенклатура может находиться в КД разных подразделений-разработчиков. Следовательно, обеспечить одновременное выполнение корректировки КД проблематично. Часто этот процесс сильно растягивается во времени.
ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ
Как лучше проводить эти изменения в справочнике «Номенклатура»:
- Путем создания нового объекта? Тогда что делать с остатками ПКИ и справочником «Спецификации номенклатуры»? В одних спецификациях изменять этот элемент по мере корректировки бумажных оригиналов КД, а в других нет? Тогда как осуществлять планирование закупки этого ПКИ (производится на основании электронных составов изделий), ведь в справочнике это разные объекты, а фактически — одно и то же? Получится, что необходимо закупить ПКИ со старым и новым наименованием одновременно.
- Путем изменения наименования у существующего элемента? И в какой промежуток времени это должно быть осуществлено?
а). В момент получения обновленного ТУ? Тогда в электронном составе сразу же будет отображаться проведенное изменение, что приведет к несоответствию той части электронных экземпляров КД, у которых не были произведены соответствующие изменения в их бумажных оригиналах.
б). После проведения изменения во всех оригиналах КД?
Аналогичная ситуация как и в а), только несоответствие будет с теми экземплярами, в которых уже провели изменение.
Плюсом варианта а) и, соответственно, минусом варианта б) является то, что не нарушается работа специалистов снабжения, т.е. заказ ПКИ будет осуществляться по верным наименованиям.
ОТВЕТ
Скорее всего, изменение ТУ — это не только изменение наименования, особенно у ПКИ. Это некое изменение свойства комплектующей. В комплексном решении «1С:Управление производственным предприятием» (УПП) изменение свойства номенклатурной позиции может выражаться либо созданием новой номенклатурной позиции (если это свойство очень значительно), либо изменением значения свойства в одной из характеристик номенклатурной позиции (это видится мне наиболее предпочтительным, но надо смотреть на структуру и особенности учета, тут много нюансов).
После внесения изменения одним из вышеприведенных способом необходимо найти все спецификации, в которых ПКИ со старым свойством присутствует в качестве комплектующей (например, с помощью групповой обработки справочников и документов). Для всех этих спецификаций сделать новые версии. В этих версиях вставить ПКИ с новым значением свойства. Эти созданные спецификации сделать основными и активными. Соответственно, потребность, начиная с даты сохранения этих спецификаций, будет считаться в ПКИ с новым свойством.
ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ
Создание новой номенклатуры или создание еще одной характеристики действующей номенклатуры в случае изменения ТУ понятны. Поиск и корректировка спецификаций также не представляют никаких проблем. Однако не понятно, что же все-таки делать с остатками старой номенклатуры, ведь при планировании мы получим полную потребность в номенклатуре (введенной по новому ТУ) без учета остатков старой на складе. Это не верно, т.к. фактически номенклатура та же самая (или, в нашем случае, является аналогом новой) и следует учесть уже имеющиеся запасы.
ОТВЕТ
На счет той же самой номенклатуры — это нюанс. Если принимать логику, которой я следую в своих ответах, то прежняя номенклатура остается в прежних спецификациях, которые остаются активными, но ровно до той даты, когда сделана новая версия. Поэтому все прежние заказы на производство будут идти с прежними спецификациями и требовать к своему обеспечению прежние номенклатурные позиции. Можно, конечно, еще дополнительно задействовать механизм аналогов (заполнить регистр «аналоги номенклатуры»), если для вашего случая справедливо, что вновь введенные номенклатуры могут быть без всяких оговорок заменены на остатки прежних. Все зависит от того, какие данные вы будете использовать для расчета потребностей. Типовые механизмы, встроенные в УПП, достаточно консервативны и могут позволить рассчитать потребность по алгоритмам, которые, конечно же, не учитывают всех нюансов конкретной настройки заполнения и использования справочников (номенклатура, характеристики, версии, аналоги).
Например, типовой алгоритм расчета потребности использует данные из самой свежей версии спецификации (или из табличных частей заказов на производство). Аналоги — пока не использует. Это правильно, т.к., например, аналоги - вещь не однозначная: какие-то их них надо учитывать безусловно (полная аналогия), а какие-то с оговорками (для каких-то техпроцессов — безусловно, а для остальных — только справочно и в крайнем случае, поскольку уменьшается надежность конечного изделия). А ведь эти оговорки надо внести в систему, а потом заложить в алгоритм расчета потребности. Фактически по настройке и внесению НСИ программный комплекс «1С:Управление производственным предприятием» дает большую и глубокую гибкость. А правильное использование имеющихся механизмов в других функциях — это, как правило, доработка. Так, например, расчет потребностей у каждого заказчика программируется свой.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь