Мария Шантаренкова

Редактор, специалист в области PR. Работала менеджером по маркетингу и PR компании ALP Group. С 2003 по 2014 г. была выпускающим редактором журнала Intelligent Enterprise.

Что такое русская модель управления? Есть ли она вообще? Этот вопрос актуален особенно сейчас, когда развитые страны начинают перекрывать России доступ технологиям, методам и идеям, а российский менеджмент и государство начинают понимать, что жить придется все-таки своим умом. Ответить на этот вопрос попытался Александр Прохоров в книге «Русская модель управления». В чем особенности русской модели управления? Чем она отличается от других наиболее распространенных и адекватных известных моделей управления?

Чередование двух режимов управления

Ключевая особенность русской модели управления, описанная Александром Прохоровым — это чередование двух противоположных режимов: стабильного/застойного и нестабильного/аварийно-мобилизационного.

В стабильной фазе жизни общества возникает стабильный/застойный режим управления.

Примеры такого стабильного периода легко найти в истории: время первых Романовых после смутного времени, долгое спокойствие при Николае I или Александре III, затяжной брежневский застой. В периоды стабильности правила игры не меняются и предприятия, в основном, растут количественно — увеличиваются производства, расширяются территории, развиваются уже известные направления. Строятся заводы, богатеет население, растет урожай, накапливается имущество, но ничего нового не происходит. В эти периоды страна росла количественно, инновации и новые изобретения были нужны редко, иногда даже не поощрялись. Зачем, если и так нормально живем?

В нестабильные годы русская управленческая система переходит в другой режим управления — аварийно-мобилизационный.

Примеры нестабильных периодов (Прохоров называл их кризисными, но мы не будем использовать этот термин, из-за его размытости и неоднозначности) легко найти в истории: реформы Ивана Грозного или Петра I, смутное время, революционный период 1914 — 1920 годов, индустриализация и коллективизация в СССР, реорганизация экономики страны в 90-е. В каждый нестабильный период осваиваются новые технологии, реформируются структуры, меняются акционеры и начальство, в предельно сжатые сроки внедряются инновации и выстраиваются новые производственные цепочки. В это время управленцы демонстрируют удивительную способность быстро «переключаться» и запускать масштабные перемены. И даже войны, уже почти проигранные, выигрываются в последний момент, как не раз было в Российской истории.

Такая цикличность заметна и на уровне компаний: организации проходят периоды стабильного, неспешного роста, а затем резко реформируются — меняют команды, вводят новые стандарты, осваивают непривычные рынки. В каждом жизненном цикле фирмы, как и у отдельного человека, можно распознать эти «волны»: периоды работы по привычным правилам сменяются короткими «рывками», когда за квартал делается больше, чем за весь предшествующий год. Например, российские стройки — основная часть работ скапливается и выполняется в последние месяцы перед сдачей проекта. Другой пример — студенты: весь семестр привычная «расслабленная» рутина, а к сессии — гигантские усилия и результат.

Для русской управленческой модели переход к аварийно-мобилизационному управлению — это не экзотика, а очень привычный способ выживания и резкого развития. Переход от стабильности к авралу и обратно воспринимается не как что-то исключительное, а как норма жизни команды, бизнеса и страны.

Черты стабильного/застойного режима управления

Стабильный/застойный режим управления в русской управленческой модели имеет свою ярко выраженную логику.

Основная цель стабильного/застойного режима управления – накопление сил, в том числе и материальных, рост уровня жизни, «заживление» дыр, которые образовались в авариной-мобилизационный период.

Почти всегда во времена стабильности ощутимо растет уровень жизни большинства населения. Материальное благополучие быстро становится привычным и когда вскоре начинаются реформы или потрясения, люди начинают с ностальгией вспоминать прежнее спокойствие. Прохоров приводит пример, что при Петре I, когда налоги подскочили раз в пять, россияне долго ещё поминали «золотое время» при предыдущих Романовых. В 1920-е годы большевики удивлялись, почему их современники с тоской вспоминали «старый порядок» при Николае II.

В такие годы вся система становится предельно устойчивой, любые преобразования сводятся к мелким косметическим реформам — сколько бы государство ни хотело что-то принципиально поменять, реальных изменений ждать не приходится. Если провести реформу ведомства — например, милиции — в стабильные времена, все закончится переименованием, сменой вывесок и форм, но сути никто не затронет. Старые практики, вроде фиктивной отчетности о преступлениях, вместо реальной борьбы с преступностью, или — шире — коррупции, продолжают жить своей жизнью. Знакомо?

В стабильный период ничего изменить нереально, не выйдет. И так пока не наступит нестабильный период. Даже самые искренние намерения — сломать старые схемы, искоренить бюрократизм, сделать работу эффективнее — в этом режиме управления наталкиваются на стену: система поддерживает привычную инертность.

Инерция стабильного/застойного режима управления, и, сколько бы изменений ни было на бумаге, высокая устойчивость, — всегда превалировали в долгие периоды внутреннего спокойствия.

Второе — в стабильный период подавляются все формы конкуренции, не только в экономике и политике, но даже в эстетике. Примером служит зрелый брежневский СССР, где любую новую инициативу в прессе или литературе одобрял лично второй человек в партии, все СМИ редактировались по единому шаблону, конкуренция исчезала и считалась отклонением от нормы.

Третье — смягчение наказаний: за ошибки практически не наказывают, за неэффективную работу редко увольняют. Вспомните советскую школу конца 1970-х: учителя не оставляли на второй год, даже двойки боялись ставить, а любой ученик всегда мог рассчитывать на то, что его все-равно переведут. В государственном управлении 2000-х можно увидеть аналогичное, пишет Прохоров: после крупных инфраструктурных аварий министры обычно сохраняли свои должности, вопреки ожиданиям ответственного общества.

Подавление конкуренции и смягчение наказаний формируют атмосферу расслабленности, предсказуемости и, в конечном счете работают на сохранение стабильного/застойного периода.

Четвертое — застой в кадровой политике, начальники ведь не меняются и с каждым годом все стареют. В годы застоя Политбюро КПСС представляло собой собрание долгожителей, многие из которых уже просто физически не могли руководить. А если заглянуть глубже в историю — в XVII век, до реформ Петра, — то Прохоров приводит такой пример: высшие посты в Боярской Думе доставались самым старшим по роду вне зависимости от активности или способности принимать решения. Их роль сводилась к ритуальному присутствию, реальные изменения были невозможны, как пишет Прохоров, «они простейший приговор не могли сформулировать».

Пятая черта стабильного/застойного режима управления — деидеологизация общества. Даже если существует официальная идеология, она постепенно теряет вес. При позднем Брежневе лозунги уже почти ни для кого не были значимы, а любые попытки найти в стране «главную» идею разбивались о равнодушие общества.

Черты нестабильного/аварийно-мобилизационного режима управления

В нестабильные годы система переходит в аварийно-мобилизационный режим управления. Для него характерны прямо противоположные черты.

Основная цель нестабильного/аварийно-мобилизационного режима управления – резкое и жесткое проведение перемен, для разрешения накопившихся в обществе противоречий или в ответ на резкое изменений внешних условий.

Именно в аварийно-мобилизационном режиме управления в обществе и экономике расцветает конкуренция во всех ее проявлениях. Во времена индустриализации предприятия сражались за бюджеты и ресурсы — лучшие получали финансирование, а более слабые лишались поддержки. Менеджеры, директора фабрик и институтов буквально боролись за выживание — невыполнение плана нередко каралось сурово, порой даже смертельно. Эта жесткая конкуренция абсолютно необходима для проведения изменений.

Естественно, резко усиливается и персональная конкуренция среди руководителей. При Петре Первом и Иване Грозном конкуренция среди руководителей и чиновников была отчаянной. Сталин умело использовал технологии, чтобы заставлять людей конкурировать, стравливая их друг с другом. Прохоров приводит такой пример: если в одной отрасли две группы начальников писали друг на друга доносы, он ставил их работать вместе в одном учреждении, одного начальником, другого заместителем, вынуждая контролировать друг друга. Это создавало напряжённые, но продуктивные отношения — не победите вместе, проиграете оба. Конкуренция вела к омолаживанию состава правительства, например, при Сталине значительная часть наркомов была моложе 40 лет.

Второе— увеличение строгости наказаний и масштаба поощрений. Во времена Ивана Грозного был один вид наказания – пытка, различались лишь ее сила, у Петра была жестокая дисциплина с смертной казнью, в сталинские годы были репрессии, в 90-е руководители тоже сменялись быстро. Но есть много примеров, когда просто за лояльность люди получали огромные богатства: при опричнине люди быстро строили карьеру, получали земли и богатства, а в 90-е — предприниматели получали крупные предприятия и нефтяные месторождения.

Новый режим управления требует новых управленческих кадров, так как управленцы, засидевшиеся в стабильном режиме управления, как правило, просто не способны проводить изменения. Третья черта аварийно-мобилизационного режима управления — появление социальных лифтов.

Социальный лифт — это одна из самых заметных черт нестабильного/аварийно-мобилизационного режима управления, именно за счет него происходит приток новой «управленческой крови», которая меняет экономику и общество.

Прохоров приводит такие примеры: Иван Грозный, заметив, что боярская дума бесполезна и реформы с ней не сделать, создал как-бы президиум думы — так называемую «ближнюю думу», куда набрал людей по своему личному выбору (разогнать боярскую думу он не мог, это вековой обычай, а тут традиции нет, он набрал тех, кого хотел). И, в результате, можно было через ближнюю думу прорваться к власти. Но Ивану Грозному нужно было больше доверенных людей, и он сделал невиданный в истории, в мировой истории социальный лифт — объявил опричнину. Любой крестьянин или не купец мог дать опричную клятву и с этого момента автоматически получал прямой доступ к телу государя (в истории России подобных примеров почти не было). Представьте, он никем был вчера, а сегодня «челом бьет государю»!

Аналогично, в эпоху Петра именно из низов появлялись ключевые реформаторы. Еще яркий пример, который приводит Прохоров: кто были вот эти «птенцы гнезда Петрова», кто проводил реформу Петра? Кто такой Александр Меншиков, самый богатый в государстве человек и главный чиновник? Он был незаконнорожденным сыном конюха, то есть никем, был неграмотный, но стал влиятельнейшим человеком и даже членом Британской академии наук (сам Ньютон его принимал в Академию наук). Аналогично и в советское время произошло массовое обновление кадров, когда из рабочих и крестьян формировался новый управленческий класс.

Четвертая черта —огромный перерасход ресурсов. В нестабильные периоды, когда происходят огромные изменения в экономике и обществе, об экономии никто просто не думает. Становится не важно сколько ресурсов мы потратим, ведь главное – сами изменения, а возможно, и выживание.

Аварийно-мобилизационный режим управления нацелен не на минимизацию затрат, а на достижение результата любой ценой. Он крайне расточителен, неэффективен и всегда сопровождается колоссальными затратами денег, времени, человеческих жизней и, иногда, территорий.

Пятая черта этого режима управления — рост роли идеологии. Как в эпоху Ивана Грозного с концепцией «Москва — Третий Рим», так в периоды сталинских реформ и ельцинских перемен идеология служила объединяющим началом и мобилизующим фактором. В 90-е годы многие считали борьбу за рыночные реформы и демократию вопросом чести и будущего страны.

***

Управление в аварийно-мобилизационном режиме не нацелено на минимизацию затрат, а на достижение результата любой ценой. Оно неэффективно, но результативно. Но насколько достигается это результат? К чему приводит авральная работа? И какая идеология, менталитет и мышление поддерживают эти два режима управления? Мы поговорим в следующих статьях цикла.

 


Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.