Мария Шантаренкова

Редактор, специалист в области PR. Работала менеджером по маркетингу и PR компании ALP Group. С 2003 по 2014 г. была выпускающим редактором журнала Intelligent Enterprise.

Использование любых технологий наряду с положительным эффектом влечёт за собой возникновение неопределённости и связанных с этими технологиями рисков. ИТ не исключение. Широкое применение ИТ как в системах управления компаниями, так и в технологических процессах привело к тому, что риски, связанные с ИТ, стали важной частью всех бизнес-рисков организации. Если происходят какие-то нежелательные события, без управления ИТ-рисками организацию ждут перерасход ресурсов и избыточное финансирование. В результате это приводит к прямым потерям и, возможно, к отказу от использования технологий, которые кажутся слишком новаторскими и недостаточно проверенными. А значит, всё закончится упущенными коммерческими возможностями. В этой части статьи мы расскажем о системе и процессе управления рисками, а также об управлении ИТ-рисками.

Система управления рисками

Современный подход к управлению рисками рассматривает эту деятельность как непрерывный процесс, в котором риски регулярно выявляют и анализируют, измеряют, ищут способы работы с ними и оценивают эффективность уже принятых мер. Сам процесс управления рисками несложен и сводится к следующему простому алгоритму:

  • идентификация рисков: анализ ситуации, выявление причин, построение карты рисков, их детальное описание;
  • анализ сценариев дальнейшего развития ситуации и определение уровней рисков;
  • проведение мероприятий по снижению уровней рисков.

Но одного процесса недостаточно; современный подход к управлению предполагает, что перед запуском процесса управления рисками необходимо определить принципы и сформировать концепцию, то есть определить рамки, в которых происходит управление рисками. Поэтому в общем виде система управления рисками состоит из трёх основных уровней (рис. 2).

Стратегический уровень — выработка принципов управления рисками. На этом уровне определяют рамки управления рисками, формируют культуру управления рисками и проактивной оценки рисков перед принятием решений, постоянно изучают и анализируют влияние рисков на текущее и будущее состояние организации, определяют приемлемые уровни рисков, а также принципы управления изменениями и противодействия рискам. Кроме того, на данном этапе определяется уровень рисков, которые организация готова принять, то есть толерантность к риску. Читайте также про схемы работы эквайринга.

Тактический уровень — система управления рисками. На этом уровне происходит общее руководство процессами управления рисками, их создание и постоянное совершенствование, а также выбор конкретных методов управления ИТ-рисками. Чтобы обеспечить эффективность управления рисками, топ-менеджмент организации должен:

  • определить и утвердить концепцию (политику) управления рисками;
  • определить показатели эффективности управления рисками, соответствующие показателям эффективности организации;
  • распределить ответственность и обязанности за процессы управления рисками на всех уровнях организации;
  • распределить ресурсы, необходимые для управления рисками;
  • сформировать культуру управления рисками в рамках всей организации.

На этом уровне принимаются концепция (или политика) и план управления рисками.

Только процесса управления рисками недостаточно. Современный подход к управлению предполагает, что перед запуском процесса управления рисками необходимо определить принципы и рамки, в которых происходит управление рисками.

Концепция управления рисками — формализация решений высшего руководства предприятия об общих намерениях, основных принципах и направлениях деятельности в области управления рисками. Концепция управления рисками должна в полной мере отражать цели и приоритеты организации в области риск-менеджмента и фиксировать обязательства по постоянному управлению рисками и улучшению этой деятельности.
В общем случае концепция управления рисками должна:

  • описывать связи между целями организации и политиками, в том числе концепцией управления рисками;
  • описывать ответственность и обязанности по обработке рисков, а также правила оповещения и передачи на соответствующие уровни управления;
  • описывать то, каким образом риски будут уменьшаться, включая механизмы быстрого реагирования на изменение рисков;
  • описывать ключевые цели и показатели процессов управления рисками для их мониторинга, способы измерения эффективности управления рисками;
  • описывать правила разрешения конфликта интересов.

План управления рисками — краткое схематичное описание деятельности и мероприятий в области управления рисками, определение основных отвественных и ресурсов, применяемых для управления рисками.

Кроме того, необходимо продвигать культуру осведомленности о рисках и работы с ними, расширяя возможности предприятия по управлению рисками. Эта деятельность также относится к тактическому уровню.

Оперативный уровнь — процесс управления рисками. Здесь происходит основная работа с рисками: идентификация, анализ, определение степени влияния и выработки мер реагирования, а также мониторинг ключевых целей и показателей процессов управления рисками. Риски оценивают с двух точек зрения — вероятность возникновения и степень влияния. На протяжении всего процесса менеджеры коммуницируют с заинтересованными сторонами, анализируют риск и применяют инструменты управления, которые уменьшают вероятность и последствия риска. Кроме того, анализируют причины отклонений от целевых показателей, инициируют корректирующие меры по устранению этих причин и информируют руководство компании о рисках.

Cогласно стандарту FERMA 2002 система управления рисками строится несколько проще (рис. 3). В ней стратегический (выработка принципов управления рисками) и тактический (работа с системой управления рисками) уровни вынесены за рамки, но присутствуют все основные элементы процесса управления рисками.

Не так важно какого подхода вы будете придерживаться в реальной работе. Главное — системный подход к управлению рисками. Практика управления рисками в тех или иных областях может развиваться на предприятии в течение длительного времени, однако только постановка процессов управления рисками в рамках комплексной системы гарантирует системный эффект, чтобы все риски предприятия обрабатывались эффективно, рационально и последовательно.


Схема управления рисками согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство».

Рис. 2. Схема управления рисками согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» 1.

Управление рисками возможно отнюдь не в любой ситуации. Управлять рисками можно только в том случае, если существует определённый уровень прогнозируемости событий и внутренних условий деятельности организации. В противном случае невозможно обоснованно оценить вероятность наступления рискового события и его последствия.

Система управления рисками по стандарту FERMA 2002.

Рис. 3. Система управления рисками по стандарту FERMA 2002.

Ограничения управления рисками

Управление рисками возможно отнюдь не в любой ситуации. Исходя из определения риска, управлять им можно только в том случае, если в компании существует:

  • культура принятия неопределённости и готовность к частичному управлению ею;
  • прогнозируемость (пусть и неполная) внешних и внутренних событий, влияющих на деятельность, которая даёт возможность обоснованно оценить вероятность наступления рискового события;
  • прогнозируемость (пусть и частичная) внутренних условий деятельности организации (контекста риска), которая даёт возможность обоснованно оценить величину возможных негативных последствий;
  • возможность противодействия рисками, наличие времени и ресурсов, которые можно задействовать в управлении рисками.

Такие условия складываются не всегда: не всегда можно более-менее обоснованно определить величину возможных негативных последствий и уж тем более совсем не всегда есть время и ресурсы для противодействия рискам. В этих случаях управление рисками теряет смысл и должно быть заменено другими подходами, например, управлением в кризисной ситуации.

Система управления ИТ-рисками

Подходы управления рисками можно применить к целой организации, к её площадкам и уровням, равно как и к определённым функциям, проектам и видам деятельности, включая ИТ-деятельность. Существуют нормативные акты, которые прямо предписывают компаниям управлять ИТ-рисками 2. Аналогично определению риска можно сказать:

ИТ-риск — это вероятность возникновения события, связанного с применением информационных технологий, которое окажет отрицательное воздействие на достижение поставленных целей.

Для постановки системы управления ИТ-рисками целесообразно воспользоваться стандартом COBIT: инструкциями COBIT по аудиту ИТ-процесса «Оценка рисков», рекомендациями Risk Analysis Framework (COBIT) 3. Для оценки ИТ-рисков, разработки мер реагирования на риски, расчёта приемлемого остаточного риска полезно опираться на подходящую методику управления ИТ-рисками. Существует несколько методологий управления ИТ-рисками, из которых следует упомянуть OCTAVE и CRAMM.

  1. Методология OCTAVE (Operationally Critical Threat, Asset and Vulnerability Evaluation) разработана в Институте программной инженерии при Университете Карнеги — Меллона. Её особенность — активное вовлечение владельцев информации в процесс определения критичных информационных активов и ассоциированных с ними рисков. Методология OCTAVE гибкая, её можно адаптировать под потребности конкретного предприятия.
  2. Методология CRAMM (CCTA Risk Analysis and Management Method) разработана Central Computer and Telecommunications Agency (Великобритания). Её сильная сторона — идентификация элементов ИТ-риска: материальных и нематериальных активов, их ценности, угроз, мер безопасности, величины потенциального ущерба и вероятности реализации рискового события.

К сожалению, вопрос выбора методологии управления ИТ-рисками в каждом конкретном случае — дело сложное, его нельзя свести к кратким советам.

Ожидаемые результаты деятельности по управлению ИТ-рисками как составной части комплексной системы управления ИТ:

  • снижение числа инцидентов, связанных с ИТ;
  • рост доли ИТ-услуг, предоставляемых в соотвествии с чётко утверждёнными SLA;
  • повышение уровня непрерывности деятельности организации;
  • повышение удовлетворённости бизнеса работой ИТ-департамента.

* * *

В следующей части статьи мы перейдём к описанию опыта управления рисками в ходе ИТ-проекта внедрения комплексной системы управления.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.