25 декабря 2024

Цифровая трансформация лидера российского образования

Часть 1. Цифровая трансформация и эффекты

Старший директор по цифровой трансформации ВШЭ

Современный мир переживает стремительную цифровую трансформацию во всех сферах и высшее образование не является исключением. Удобными цифровыми сервисами уже никого не удивить в ритейле, банкинге и многих других отраслях. Идет активное внедрение цифровых помощников на основе искусственного интеллекта. Государство тоже не отстает: многие имеют положительный опыт взаимодействия с порталом госуслуг, приложением Госключ и многими другими федеральными цифровыми сервисами. Все это позволяет быстрее, эффективнее и проще достигать результата как простым пользователям, так и корпоративным участникам рынка.

Высшее образование не стало исключением: процесс цифровой трансформации вузов ускоряется, ставя перед собой задачу формирования цифровых инструментов и сервисов, которые позволяют повысить эффективность и привлекательность вуза для преподавателей и студентов.

«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, ВШЭ) – национальный исследовательский университет мирового уровня с высокой степенью адаптации к современным цифровым технологиям, в первую очередь, в образовательной деятельности, и его опыт, на мой взгляд, будет интересен широкому кругу образовательных организаций, которые только присматриваются или даже уже начали процесс цифровизации/цифровой трансформации. Этим опытом с нами согласился поделиться Дмитрий Бондарь – старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ – национальный исследовательский университет, расположенный на четырех географических локациях (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь), первый в стране университет такого масштаба с онлайн-кампусом, лидер в области подготовки кадров для ИТ-отрасли и решения задач в области ИИ, входит в ведущие отечественные и международные рейтинги. В университете обучается почти 60 тысяч студентов, работает более 11 тысяч работников.

Управляем предприятием: Давайте начнем с того, что немного расскажем о Высшей школе экономики. В чем особенность ВШЭ?

Дмитрий Бондарь: ВШЭ — уникальный университет, основанный в 1992 году. Несмотря на свою молодость, мы прошли период экстенсивного роста. Наш университет является местом «первого выбора» талантливых абитуриентов и это определяет нашу стратегию. Мы ориентируемся на лучшую молодёжь, стремящуюся получить качественное образование, способную не просто качественно делать свою работу, а менять страну и мир в целях достижения задач стратегического развития.

Учиться у нас непросто. Мы требовательно подходим к процессу обучения, при этом позволяя студенту самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Наши студенты отличаются амбициозностью и умением быстро учиться. Конкурентная среда внутри университета стимулирует их к постоянному развитию и совершенствованию. По своему опыту работы с выпускниками разных вузов, я могу сказать, что даже если выпускник ВШЭ чего-то не знает, он быстро это освоит.

Мы активно развиваем онлайн-образование, предоставляя студентам возможность, независимо от места своего проживания, получать знания от лучших преподавателей. Для этого мы постоянно совершенствуем свои цифровые системы и сервисы, внедряем адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные продукты, развиваем партнерства с организациями высшего образования и индустриальными партнерами.

Это требует от нас быть в авангарде цифровой трансформации образования, быть цифровым лидером российской высшей школы.

Дмитрий Бондарь Фото 3.jpg

— Какие вы видите ключевые тенденции в образовании? Насколько, на ваш взгляд, цифровой мир меняет требования к подготовке ИТ- и не ИТ-специалистов?

— На наш взгляд, в современном образовании происходят значительные изменения, вызванные появлением огромных объёмов цифровых данных. Навыки работы с этими данными становятся необходимыми для студентов всех направлений подготовки. Элементы искусственного интеллекта всё шире применяются в различных сферах, и без понимания цифровых технологий сегодня сложно обойтись.

Подходы к работе существенно изменились: теперь многие профессии связаны с использованием компьютеров, приложений и онлайн-среды. Мы готовим студентов к такому формату работы, чтобы они были более конкурентоспособны на рынке труда. Навыки анализа трендов, сбора информации и умение делать выводы являются востребованными у работодателей. Поэтому мы уже несколько лет реализуем проект Data culture. Основная его цель – расширить цифровые компетенции студентов. Для освоения достаточного уровня компетенций выделены три обязательных блока: цифровая грамотность, алгоритмическое мышление и программирование, анализ данных и методы искусственного интеллекта.

— Теперь давайте поговорим о проекте цифровой трансформации ВШЭ. Как вы подходите к цифровизации вуза?

— Цифровая трансформация для нас – инструмент достижения целей и задач развития университета в условиях роста его масштаба, распределенного кампуса и сохранения требований к высокому качеству преподавания.

При этом, конечно, в эпоху цифровой трансформации мы догоняем цифровых лидеров, таких как банковская сфера и технологические компании. Они значительно продвинулись вперёд в направлении цифровой трансформации, и чтобы не остаться позади, нам приходится развиваться опережающими темпами, используя в т.ч. и их продукты и решения.

Банки и технологические компании могут служить для нас ориентиром. Они изменили свой подход и предоставляют множество услуг, выходящих за рамки своей традиционной деятельности. Такие организации превратились в многофункциональные сервисные структуры, предлагающие широкий спектр решений для клиентов.

В результате мы ожидаем повышения конкуренции в сфере технологий образования с приходом, так называемых, Эдтех игроков. Эти компании предлагают современные образовательные сервисы и продукты, что повышает планку требований и ожиданий на рынке.

Чтобы стать цифровым лидером в образовании, мы ориентируемся на следующие основные принципы цифровой трансформации:

  • ориентация на клиента и персонализация предложений;
  • бизнес-подход к деятельности, ориентированность каждого члена команды на общий результат;
  • короткий срок внедрения изменений и выпуска новых продуктов (гибкость);
  • организационная зрелось, при которой все принимаемые решения соответствуют стратегическим целям;
  • моделирование бизнес-процессов на основе данных;
  • защита персональной информации пользователей.

— Чтобы достигнуть уровня цифровизации банков и технологических компаний вам потребуется, условно говоря, совершить «цифровой прыжок»?

— К активной цифровой трансформации университета мы приступили в 2019 году. Она направлена не на достижение показателей банков и технологических компаний, а на повышение эффективности работы университета, создание новых возможностей качественного развития и инструментов для студентов, преподавателей и научных сотрудников.

Все это возможно только в согласованном изменении организационных и технологических аспектов деятельности. Целевые показатели развития стимулируют цифровизацию, которая, в свою очередь, приводит к улучшению ключевых бизнес-показателей и трансформации самих процессов. Таким образом, цифровая трансформация и стратегические цели становятся взаимными драйверами роста, усиливая и ускоряя развитие друг друга.

Стоит сказать, что нет одинакового рецепта для каждого. В нашей стратегии мы придерживаемся человекоцентричного подхода. Когда мы создаём свои сервисы, мы отталкиваемся от пользовательской цели. Для нас эти процессы могут быть удобны и эффективны, а для пользователей это не всегда так. И нашей парадигмой становится не упрощение тех или иных точек процессов, а взгляд на них со стороны пользователя. Мы сейчас часть услуг модернизируем именно с этой точки зрения.

Например, у нас существует множество процессов и сервисов, связанных с получением образования. И сейчас наша цель – сделать этот объем сервисов прозрачным и доступным для студента, преподавателя и менеджера учебного процесса, предоставить ему возможность сконцентрироваться на получении образования, а не решать административные проблемы.

— Расскажите более конкретно о том, как шла и идет цифровизация ВШЭ.

— Мы наметили несколько направлений деятельности. Первым направлением было, естественно, образование. Не меньшим по объёму, но вторым по значимости было управление университетом. Есть также вспомогательные процессы, которые мы выделяем в отдельные направления, они больше инфраструктурные и достаточно сложные. На первом этапе мы реализовали несколько базовых проектов:

  • создание учётной системы для образования, включая процесс создания самих дисциплин и программ;
  • сквозная автоматизация бухгалтерского и кадрового учёта;
  • создание финансово-аналитической системы.

И все эти проекты решали одну задачу – оцифровать те процессы, которые у нас существовали, и провести их цифровой реинжиниринг. Сейчас мы практически завершили этот этап, львиная доля процессов у нас сейчас отражается в информационных системах и управление происходит в интегрированном информационном пространстве.

— Что Вам это дало?

— Прежде всего, мы подготовили основу для внедрения концепции управления университетом на основе данных, которые генерируются в рамках наших процессов. Мы составили карту процессов университета и определили ключевые характеристики: количество клиентов и исполнителей, стоимость исполнения и частоту выполнения этих процессов. Мы значительно увеличили связанность процессов путем создания единой интегрированной цифровой среды. Теперь мы имеем возможность измерить ключевые показатели процессов, устанавливать приоритеты и планировать дальнейшие этапы автоматизации на основе анализа эффективности инвестиций. Это позволяет нам улучшать процессы и достигать максимального эффекта.

Несмотря на автоматизацию, исполнение многих процессов по-прежнему зависит от сотрудников, и часто именно исполнитель принимает решения внутри процесса. Мы можем измерять эффективность работы сотрудников и видеть, как каждый из них справляется со своими задачами. Самое главное, мы можем отслеживать соответствие процессов и их результатов стратегическим целям университета.

Подобный подход применяется и в образовательном процессе. Мы внедрили систему оценки преподавателей, которая позволяет студентам влиять на выбор преподавателя и, тем самым, на повышение качества образования. Если студенты дают преподавателю негативные оценки, это сигнал для руководства. Хотя таких случаев немного.

— Могли бы Вы привести примеры того, как цифровизация повышает эффективность деятельности ВШЭ?

— Конечно, например, у нас есть процесс управления трудовыми договорами, которые мы заключаем с внешними преподавателями и исполнителями. Их у нас много и трудозатраты на этот процесс весьма велики. Благодаря его автоматизации, с внедрением функциональности по оперативному учету оказания образовательных услуг по договорам высшего образования, была улучшена целостность и корректность данных. Система информирует об ошибках заполнения документов, что приводит к повышению качества данных. Кроме того, реализован оперативный обмен данными с системами кадрового и бухгалтерского учета, что позволяет вести учет в режиме реального времени на основе более качественных данных.

Предыдущая архитектура оперативного и бухгалтерского учета по договорам не обладала подобной оперативностью, объемом и качеством данных. Мы повысили уровень автоматизации бухгалтерского учета, при этом существенно снизив нагрузку на бухгалтеров по контролю за ведением оперативного учета договоров.

Также мы исключили необходимость очной встречи на любом из этапов этого процесса. Раньше при подаче документов, подписи документов и их верификации требовалось либо исполнителю прийти куда-то, либо менеджеру отнести бумажные документы. Теперь мы исключили такое физическое взаимодействие. Процессы, когда человек, который устраивается к нам на работу, верифицируется, подаёт документы и принимается на работу, теперь реализованы в электронном виде.

***

Окончание интервью читайте в следующей части статьи.

 


Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.