Ольга Воробьева

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Ожидаете выездную налоговую проверку и уже заранее тревожно? Читайте в статье, как правильно встретить инспекторов, какие этапы придется пережить в процессе и как составить возражения по выявленным нарушениям, если не согласны с замечаниями.

Проведение выездной налоговой проверки: с чего начнется и чем завершится

Выездная налоговая проверка включает пять этапов:

  1. Вручение налогоплательщику решения о проведении.
  2. Осуществление контрольных мероприятий.
  3. Подготовка налоговиками справки и акта по итогам проверки.
  4. Формулировка налогоплательщиком письменных возражений по акту, когда есть что возразить.
  5. Рассмотрение руководителем налоговой инспекции материалов проверки и вынесение итогового решения.

Далее подробно остановимся на каждом этапе. А еще предлагаем почитать статью про то, как сократить риск прихода налоговиков «Выездная налоговая проверка: в чем суть и когда риски компании растут».

Этап 1. Получаем решение о проведении выездной налоговой проверки и правильно встречаем инспекторов

Решение – это обязательный документ. Без него налоговики не вправе прийти в компанию и начать что-то проверять. О его необходимости написано в п. 1 ст. 89 НК РФ. Вид определяется в приказе ФНС России от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628@. Про содержание говорится в п. 2 ст. 89 НК РФ.

Когда получите решение, обратите внимание на следующие шесть моментов:

  • должности и ФИО пришедших инспекторов из их удостоверений должны совпадать с информацией в решении; 
  • название организации, ее филиала или ФИО индивидуального предпринимателя должны значиться верно. Это же касается ИНН;
  • дата решения – это не будущее число и не день двухмесячной (месячной – при проверке филиала) и более давности;
  • характер проверки определен как выездной;
  • стоит подпись начальника налогового органа или его заместителя;
  • казан перечень налогов, которые планируется проверять.

В отношении последнего пункта дополнительно поясним. Если конкретный налог не упоминается, значит, по нему контролеры не должны запрашивать документы, требовать устранить нарушения, взыскивать недоимки, пени и штрафы.

Если же они так делают, то налогоплательщик вправе оспорить подобное. Исключением является комплексная проверка. В этом случае в решении указывается так: «по всем налогам и сборам».

И еще нюанс. Проверяемое лицо знакомится с решением под роспись. Однако в НК РФ не сказано, в какие сроки и как это должно произойти. Обычная практика такая:

  • решение приносят инспекторы в день начала проверки;
  • оно отправляется заказным письмом на адрес предприятия. Так бывает, если фактическое местонахождение налогоплательщика не известно.

Причем даже если руководитель организации откажется подписывать документ, проверка все равно начнется.

Часто решающее значение имеют первая встреча с инспекторами и подготовка к ней. Юристы дают несколько советов про то, как правильно вести себя с контролерами, чего избегать и где не проявлять инициативу. Причем подход различается в зависимости от ситуации. Одно дело, когда проверка является плановой и инспектор звонит заранее, чтобы сообщить о грядущем мероприятии. Другое – когда речь о внезапном приходе налоговиков.

Обобщили главное на схемах. Можете скачать их как памятку.

Risunok-1.1.png

Risunok-1.2.png 


Risunok-1.3.png

И еще два момента, которые стоит знать:

  • обычный срок выездной налоговой проверки – не дольше двух месяцев. Возможно продление до четырех, а иногда до шести;
  • проверяемый период – не больше трех календарных лет. Они предшествуют году, в котором в организацию пришли налоговики.

Этап 2. Стойко переносим мероприятия налогового контроля

Вот какими способами налоговики контролируют правильность начисления и уплаты налогов и сборов:

  • документальная проверка;
  • инвентаризация имущества;
  • допрос свидетелей;
  • осмотр помещений.

А еще они вправе позвать эксперта, чтобы он, к примеру, установил факт подписания документа конкретным лицом.

Давайте по порядку разберемся, чего ожидать от каждого из названных мероприятий.

Документальная проверка

У инспекторов есть право требовать документы, а у налогоплательщиков существует обязанность их предоставлять. В пп. 1 п. 1 ст. 31 и пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ написано как раз про это.

В Рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок от ФНС России приводится примерный перечень того, что могут запросить контролеры. Вот он:

  • учредительные документы;
  • имеющиеся лицензии;
  • приказы об учетной политике для целей бухучета и налогообложения;
  • приказы о кредитной политике;
  • налоговые декларации (расчеты);
  • регистры налогового учета;
  • счета-фактуры, книги покупок, книги продаж;
  • книги учета доходов и расходов;
  • бухгалтерская отчетность;
  • регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • договоры, приложения и дополнительные соглашения к ним;
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные, акты приема-передачи, акты выполненных работ;
  • путевые листы;
  • перевозочные документы и т.д.

Заметьте, что список открытый. Поэтому могут затребовать что-то и сверх указанного. Главный критерий такой: документ должен быть необходим для проверки правильности подсчета и своевременности уплаты налога или сбора.

Резонны два вопроса:

  • как скоро нужно собрать документы?
  • как их правильно оформить?

Отвечаем по порядку.

Про сроки подачи сведений написано в ст. 93 НК РФ. В таблице обобщили сказанное там.

Таблица 1. Сроки предоставления документов в ходе налоговой проверки

Характер проверки

Срок для представления со дня получения требования

Порядок продления срока

Общая

В течение 10 рабочих дней

По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Для консолидированной группы налогоплательщиков

В течение 20 рабочих дней

По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не менее чем на 10 рабочих дней

Для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ

В течение 30 рабочих дней

По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Для проверки правильности исчисления и уплаты НДФЛ и налога на прибыль налоговым агентом в отношении доходов по ценным бумагам

Не позднее 3 месяцев

По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не более чем на 3 месяца

Для взаимозависимых лиц

В течение 30 рабочих дней

Не предусмотрено

Есть два варианта для отправки документов инспекторам:

  • в виде копий на бумаге;
  • в электронном формате.

Бумажные копии заверяются руководителем налогоплательщика или тем, на кого выписана доверенность. Причем заверяется не каждый отдельный документ, а целая сшивка. Вот главное про то, как она формируется:

  • копии делаются на чистых листах, а не на черновиках;
  • в одной сшивке не может быть свыше 150 листов. Исключение: ситуация, когда это один документ, в котором больше полутора сотен страниц;
  • листы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация сквозная. Для каждого тома документов она своя и начинается с единицы;
  • нитка для прошивки должна быть прочная. Ее концы выводятся на обратную сторону последнего листа, связываются и прикрепляются бумажной наклейкой;
  • делается заверительная подпись. Она состоит из должности, ФИО, личной подписи лица, который заверяет сшивку. Также указывается количество скрепленных в томе листов арабскими цифрами и прописью, проставляется дата. Причем написать надо так, чтобы одновременно попасть и на наклейку, и на обратную сторону последней страницы.

Вместе со сшитыми томами бумаг в инспекцию передается сопроводительное письмо. В нем указываются дата и номер требования о предоставлении, общее количество листов, опись передаваемого.

Заметьте, что если оформить все как попало, то налоговики посчитают такое непредставлением в установленные сроки. А это налоговое правонарушение и штрафы по ст. 126 или 129.1 НК РФ.

Электронные документы передаются по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Электронная почта или флешки не подойдут.

Причем можно отправить так в том числе сканы бумажных документов (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ). Только предусмотрите следующее:

  • формат файлов tif, jpg, pdf, png;
  • черное-белое изображение с разрешением в диапазоне 150–300 точек на дюйм;
  • 256 градаций серого;
  • усиленная квалифицированная электронная подпись.

Инвентаризация имущества

Если документы налоговики запросят в любом случае, то инвентаризацию могут и не проводить. Обычно они идут по складам и офисам считать активы, если решают, что на территории предприятия есть неучтенное имущество.

Откуда могут взяться подобные подозрения? Из несостыковок, которые контролеры обнаружат в документах самого предприятия, в информации из сторонних источников и в ходе осмотра. Главная цель – отыскать активы и обязательства, имеющиеся по факту, но не отраженные в бухучете и не попавшие в налоговые базы.

Характер проведения такой инвентаризации не отличается от той, что периодически проводят сами сотрудники. А именно:

  • материально ответственное лицо дает расписку о том, что все имущество на месте. Купленное оприходовали, проданное списали, а документы об этом сдали в бухгалтерию;
  • контролеры обходят места хранения активов и фиксируют наличие последних в инвентаризационной описи;
  • затем сравнивают увиденное с бухгалтерскими остатками. Если объект есть в реальности, но его нет в бухучете, то это излишек или та самая «неучтенка». Если есть в бухучете, но нет в реальности, то это недостача.

Вообще плохо и то, и другое, так как говорит о низком контроле на предприятии. Однако для инспекторов хуже излишки. Ведь они не попали в налоговые расчеты. Значит, по ним пойдут доначисления, штрафы и пени.

Вот несколько моментов про инвентаризацию, которые стоит помнить налогоплательщикам:

  • она проводится только в рамках выездной налоговой проверки;
  • основывается на письменном распоряжении руководителя налогового органа или его зама;
  • результаты фиксируются в специальной ведомости и включаются в итоговый акт;
  • не может проводиться в период приостановления проверки;
  • инвентаризации от налоговиков лучше не препятствовать. Иначе это расценивается как создание помех для деятельности должностных лиц. Карается штрафами по ст. 19.4.1 КоАП.

Допрос свидетелей

Инспекторы вправе допросить тех, кто, по их мнению, знает что-то про налоговые ухищрения компании. Причем как реальные, так и те, которые они считают такими.

Поскольку подобная процедура обычно энергозатратна для допрашиваемого, хорошо бы заранее знать, как она проходит. Например, можно ли вообще не пойти или прийти, но ничего не говорить.

Вот главное про допрос от налоговиков:

  • не могут быть свидетелями малолетние или те, кто из-за физических и психических недостатков неверно воспринимает суть обстоятельств. А еще адвокаты, аудиторы и другие специалисты, обязанные соблюсти профессиональную тайну;
  • обычно допрос происходит в налоговом органе. Но может состояться и на улице или даже по месту жительства свидетеля, правда, с его согласия;
  • допрос может проводиться в период приостановления выездной проверки, ведь он совершается не на территории налогоплательщика;
  • свидетель вызывается повесткой, где будет написано, куда и когда явиться;
  • свидетель вправе прийти с адвокатом, но отвечать на вопросы должен сам;
  • если не пойти без уважительной причины, то оштрафуют на 1 000 руб. Если проигнорировать и второй вызов, то штраф удвоится;
  • если прийти, но молчать или говорить неправду, то это будет стоить 3 000 руб. и расцениваться как отказ от дачи показаний или представление заведомо ложных сведений. Исключение: ситуации, подпадающие под ст. 51 Конституции РФ. То есть свидетельство против себя, своего супруга и близких родственников;
  • сказанное свидетелем протоколируется. Причем инспекторы могут использовать оборудование для аудио-, фото- и видеозаписи. Этот факт фиксируется в протоколе;
  • по итогам контрольного мероприятия протокол зачитывается, в него вносятся необходимые дополнения, ставятся подписи должностного лица и всех участников допроса. Копия протокола вручается свидетелю под расписку.

Осмотр помещений

Осмотр – это почти как инвентаризация, только инспекторы ничего не считают. Здесь их цель удостовериться, например, в следующем:

  • у налогоплательщика нет подпольных оборудования, цехов и складов;
  • реальные объемы производства соответствуют тем, что отражаются в учетных документах.
Это нужно, чтобы понять, нет ли доходов и имущества, которые не попали под налогообложение.

У осмотра в рамках выездной налоговой проверки есть свои нюансы. Перечислим их:

  • если проверяется деятельность физического лица (ИП), тогда без его согласия осматриваются только нежилые помещения. Доступ в жилые налоговикам воспрещен, если проживающие там лица против;
  • если не пустить контролеров в производственные, торговые, складские и иные помещения, то оштрафуют на 10 000 руб.;
  • во время приостановления проверки осмотр невозможен, так как все мероприятия на территории налогоплательщика в этот период прекращаются.

Этап 3. Смотрим, что написали в акте налоговой проверки

Итак, инспекторы изучили все бумаги, осмотрели разные помещения, пересчитали активы и допросили свидетелей. Выездная проверка завершена. Что теперь?

Теперь они обязаны составить два документа:

  • справку;
  • акт.

Разберемся, зачем они нужны и что в них пишут.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке

Это документ, который подтверждает, что контрольные мероприятия проводились и теперь они окончены. Он составляется инспектором и под роспись вручается руководителю налогоплательщика или его представителю.

Дата составления справки – это последний день проверки. В этот день, но до оформления справки инспекторы еще могут запросить документы предприятия. После – уже нет. Кроме того, после вручения справки они обязаны покинуть территорию организации.

Если налогоплательщик почему-то не хочет получать и подписывать справку, инспекторы отправят ее заказным письмом. На дату составления это не повлияет.

Акт налоговой проверки

Акт – это описание результатов налоговой проверки. В случае ее выездного характера он формируется в любом случае – даже если нарушений не нашли.

Инспекторы составляют его в течение двух месяцев с даты формирования справки. А потом не позднее пяти рабочих дней со дня составления вручают акт налогоплательщику. В отношении вручения существуют три варианта:

  • пригласить руководителя проверяемой организации и передать бумажный документ лично;
  • отправить заказным письмом, если руководитель не пришел;
  • выслать в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи.

В акте есть три части: вводная, описательная и итоговая. Полезнее всего смотреть сразу в итоговую. Там инспекторы указывают, какие ошибки допустил налогоплательщик и как их исправить. Кроме того, пишут об ответственности за найденные правонарушения.

О том, почему они посчитали что-то ошибкой, говорится в описательной части. А еще к акту прикладываются документы, расчеты, таблицы, которые подтверждают, что организация сделала что-то не так в части начисления и уплаты налогов.

Зачастую нарушением является какой-то из перечисленных моментов:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • непредставление налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата налогов и сборов;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Этап 4. Письменно возражаем, если инспекторы неправы

Допустим, в организации считают, что инспекторы неверно трактовали ситуацию и увидели нарушение там, где его не было. Что делать? Написать возражение по акту налоговой проверки.

Вот главное про письменное возражение:

  • срок для его представления – один месяц со дня получения акта;
  • форма свободная. Можно ориентироваться на шаблон из Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок». Предлагаем скачать его с нашего сайта;
  • цель документа – перечислить, с чем именно налогоплательщик не согласен и привести доказательства своей правоты со ссылками на НК РФ. Кроме того, прикладываются документы или их заверенные копии для подтверждения выводов;
  • возражение передается лично в руки инспекторам с проставлением даты передачи на своем экземпляре или отправляется письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • есть прецеденты, когда возражение отправляли налоговикам позже установленного срока, но до вынесения налоговым органом решения по итогам проверки, и они принимали его во внимание при рассмотрении материалов.

Этап 5. Ждем итогового решения

После того, как прошел месяц со дня получения акта, отсчитываем 10 рабочих дней. Не позднее этого срока руководитель налоговой или его заместитель примут решение о том, что делать дальше. Существует три возможных варианта:

  • привлечь к ответственности за налоговое правонарушение;
  • не привлекать к ответственности;
  • провести дополнительные контрольные мероприятия.

В отношении последнего пункта есть своя схема действий и сроков. Обобщили их в таблице.

Таблица 2. Как проводятся дополнительные контрольные мероприятия по итогам выездной проверки

Последовательность действий

Максимальный срок для общих случаев*

Дополнительные мероприятия в виде запроса документов, допроса свидетелей или проведения экспертизы

1 месяц

Оформление результатов по дополнительным мероприятиям

15 рабочих дней со дня их окончания.

Результаты оформляются в дополнении к акту налоговой проверки

Вручение налогоплательщику дополнения к акту проверки

5 рабочих дней с даты оформления результатов

Представление налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий

15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки

Повторное рассмотрение руководителем#налоговой инспекции материалов проверки

10 рабочих дней по окончании срока для представления возражений

Примечания:

* к общим случаям не относится проверка консолидированной группы налогоплательщиков или иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ;

# это может делать также заместитель руководителя налоговой

По итогам повторного рассмотрения руководитель налоговой или его зам принимают решение. На этот раз вариантов будет всего два: привлечь к ответственности или не делать этого.

Выходит, после представления налогоплательщиком первых возражений по акту проверки может пройти от двух недель до полугода, прежде чем инспекторы сформулируют окончательный вывод. Вот из чего складывается этот срок:

  • 10 рабочих дней – первое рассмотрение материалов проверки руководителем налоговой;
  • 1 месяц – в случае продления периода рассмотрения на основании п. 1 ст. 101 НК РФ;
  • 3-4 месяца – проведение дополнительных контрольных мероприятий, их оформление и т.п.

Неизвестность обычно не радует. Когда же знаешь, чего ждать, то напряжение отчасти спадает. В статье рассказали, как проходит выездная налоговая проверка, в какие сроки и чем заканчивается. Искренне надеемся, что информация пригодится в том, чтобы правильно выстроить рабочие процессы с пришедшими инспекторами, не пренебречь своими правами, но и не скатиться в откровенную конфронтацию.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.