Лариса Иванова

Ведущий эксперт по документообороту, «1С»

Правительство кардинально ускоряет развитие электронного документооборота в России. К 2024 году 95% счетов-фактур, 70% транспортных и товарных накладных и более 50% документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу, должно быть в электронном виде.

Перед ФНС поставлена цель перевести бизнес на ЭДО к 2024 году. Обязательность ЭДО позволит государству оптимизировать налоговое администрирование, а бизнесу сократить непроизводственные расходы и уменьшить налоговые риски. С этой целью в конце 2020 года была принята Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утверждена решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 25.12.2020 №34).

В соответствии с концепцией предполагается достичь очень высоких показателей в направлении развития ЭДО, а именно:

  • до конца 2024 года перевести в электронную форму 95% счетов-фактур и 70% транспортных и товарных накладных;
  • начиная с 2022 года не менее чем на 20% в год увеличивать общее количество электронных документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу;
  • начиная с 2023 года не менее чем на 10% в год снижать количество истребуемых бумажных документов.
К 2024 году 95% счетов-фактур, 70% транспортных и товарных накладных и более 50% документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу, должно быть в электронном виде.

Направления развития ЭДО

За счёт чего предполагается достичь таких показателей? За счет вывода ЭДО на новый уровень развития. Основные направления развития, обозначенные Концепцией, следующие.

  1. Утверждение форматов электронных документов. В первую очередь будут разработаны форматы для:
    • договоров с контрагентом и приравненных к ним документов;
    • актов сверки взаимных расчетов;
    • транспортных и расходных накладных;
    • ценовых спецификаций;
    • заказов и их подтверждений;
    • счетов на оплату;
    • документов, оформляемых при возврате товара;
    • претензий;
    • КС-2;
    • КС-3.
  2. Более широкое использование электронных подписей (в том числе облачных) и применение электронных доверенностей.
  3. Создание единых технологических правил обмена документами, направленных на упрощение процедуры обмена документами между хозяйствующими субъектами.
  4. Хранение электронных документов и подтверждение их юридической значимости, в том числе при оказании услуг по хранению электронных документов третьей стороной или оператором ЭДО.
  5. Формирование требований к обмену электронными документами определенного типа, в первую очередь, счетов-фактур, товарных накладных и путевых листов, между хозяйствующими субъектами.
  6. Оптимизация взаимодействия хозяйствующих субъектов с контролирующими органами и органами государственной власти за счет уменьшения объемов обязательной отчетности и переориентации направляемых запросов.
  7. Организация ЭДО между контрагентами, представляющими юрисдикции разных стран.
  8. Перевод в электронный вид внутренних документов организаций.

По плану

Концепция будет реализовываться по утвержденному плану мероприятий. Первая часть плана уже начала выполняться — разрабатываются необходимые законодательные и нормативные документы, регулирующие работу с электронными документами. Нормативный этап завершится к концу 2021 года, к этому моменту должны быть подготовлены и приняты базовые НПА в сфере электронного документооборота. Это только первый, хотя и очень важный этап. Далее, до середины 2022 года последует инфраструктурный этап по аккредитации операторов, доработке форматов электронных документов.

Однако перевод в электронный вид внутренних документов организации, можно начать уже сейчас. А именно, на уровне организации предполагается определить перечень внутренних документов, издающихся исключительно в форме электронных документов, и установить для каждого вида электронного документа вид электронной подписи.

Развитие систем электронного документооборота

Какие же задачи встают перед разработчиками информационных систем в рамках принятой Концепции? Наиболее важные из них, следующие.

  1. Ещё более плотная интеграция учетных систем и систем ЭДО, позволяющая создать максимально комфортные условия работы для пользователей с электронными документами.
  2. Различные варианты представления финансовых документов в электронной форме потребуют корректировки бизнес-процессов подписания и передачи документов в информационных системах.
  3. Создание инструментов для проверки подлинности и неизменности информации в документе в течение всего срока хранения электронного документа.

И, наконец, Концепция ставит и абсолютно новые задачи, такие как разработка доступного инструмента для работы с электронной подписью и машиночитаемыми доверенностями с учетом изменяющихся требований законодательства и новых технологий.

Фирма «1С» принимает активное участие в экспертной оценке подготовленных проектов НПА в рамках работы центра компетенций и рабочих групп АНО «Цифровая экономика». Далее, на этапе доработки форм электронных документов мы также активно продолжим работу над соответствием наших программных продуктов требованиям ЭДО.

Вместе с вами следим за ходом реализации плана мероприятий. В ближайшие годы нас ждет много интересной работы!

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.