Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Какие статьи затрат стоит включать в категорию производственных, как их учитывать в бухгалтерском учете, а также формировать себестоимость товаров, работ и услуг – ответы на эти и другие вопросы узнаете из нашего материала. Также мы приведем сведения о порядке калькуляции себестоимости, исходя из положений ФСБУ 5/2019 «Запасы», обязательного к применению с 2021 года, и раскроем некоторые нюансы калькулирования себестоимости для компаний-упрощенцев.

Производственные затраты: что включать?

Затраты на производство предприятия формируют себестоимость продукции, работ или услуг. Состав таких затрат компании определяют самостоятельно. Для более правильной организации управленческого и бухгалтерского учета, производственные затраты принято подразделять на группы по экономическому содержанию. Так, выделяют: 

  1.  Материальные затраты – стоимость сырья и материалов, топлива, упаковки и тары, полуфабрикатов и иных запасов, имеющих вещественную форму, хранящихся на складах производителя и использованных в производственном процессе.
  2. Зарплатные – расходы на оплату труда производственных рабочих, с учетом всех надбавок и премий, а также иных стимулирующих выплат, включая все виды внебюджетных взносов.
  3. Амортизацию – перенос части стоимости внеоборотных фондов, участвующих в производстве, на себестоимость конечного продукта. Иными словами, амортизационные отчисления оборудования, инструментов, которые используются для изготовления продукции.
  4. Прочие. Сюда принято относить расходы на административно-управленческий персонал, продажу продукции, оплату коммунальных платежей, аренду, охрану, связь, информационно-консультационные и иные сопутствующие траты.

На каждый вид продукта должна быть разработана калькуляция – нормативный перечень затрат, необходимый для производства единицы/партии/серии товара. Напомним, составлением калькуляции занимается планово-расчетный отдел. Эта калькуляция контролирует фактические объемы ресурсов, требующихся для изготовления конкретных видов продукции.

Расходы, понесенные на производство товара, работы или услуги, необходимо включать в себестоимость в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от момента их оплаты. 

Классификация затрат: прямые и косвенные

Исходя их разных классификационных признаков, выделяют различные виды затрат.  По правилам формирования себестоимости –  прямые и косвенные, по отношению к технологическому процессу – основные и накладные, по отношению к производственному объему – постоянные и переменные. Мы подробно остановимся на прямых и косвенных затратах, как основном факторе калькулировании себестоимость товаров.

Прямые затраты

Состав прямых затрат организация определяет самостоятельно, и он зависит от вида продукта. Чаще всего прямые затраты состоят из:

  • затрат на сырье и материалы, комплектующие и полуфабрикаты, используемые в производстве;
  • оплаты труда персонала, непосредственно участвующего в производстве конкретного вида товара;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды за персонал, участвующий в производственном процессе.

Если можно выделить объекты основных средств, которые задействованы в изготовлении конкретного вида продукта, то в состав прямых расходов также включают амортизационные отчисления по таким объектам. Аналогичный принцип может применяться к энергоресурсам и услугам сторонних организаций, если компания может достоверно определить, к какому виду продукции они относятся.

Косвенные расходы

Косвенные расходы нельзя отнести к конкретному виду продукции. В большинстве случаев это затратв, которые компания понесла при изготовлении нескольких видов изделий либо они не имеют прямого отношения к производственному процессу.

Выделяют накладные производственные затраты – те, которые связаны с обеспечением производственного процесса, работой производственного оборудования, но не привязаны к конкретному продукту. Помимо этого, есть накладные общехозяйственные затраты, не имеющие прямого отношения к производственному процессу.

Бухгалтерский учет производственных затрат

В плане счетов есть специальный раздел III «Затраты на производство» со счетами как для прямых, так и для косвенных затрат.

Так, сбор и аккумулирование прямых затрат осуществляется на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Перечень затрат на этих счетах схожий, основные различия могут быть только в части материальных расходов – основные и вспомогательные материалы, возвратные отходы и т.д.

Аналитический учет по данным счетам содержит информацию по конкретным подразделениям (цехам, производственным площадкам), а также по видам затрат.

Счет 20 «Основное производство»

Используется исключительно производственными предприятиями. На счете принято аккумулировать расходы, которые включаются в себестоимость продукции по видам. Значительную долю составляют затраты на материалы, списанные в производство, на заработную плату и внебюджетные взносы.

Пример отражения расходов (бухгалтерские проводки):

При производстве 1 тонны макаронных изделий вида «Рожки», сорт А, потребовалось мука твердых сортов пшеницы высшего сорта весом 900 кг. по цене 19 рублей за кг. Заработная плата (включая страховые взносы) производственного рабочего, задействованного на оборудовании по производству этой продукции, составила 45 000 рублей.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 20 Кредит 10 – списана в производство мука в количестве 900 кг., общей стоимостью 17 100 рублей.

Дебет 20 Кредит 69, 70 – начислена заработная плата и страховые взносы производственного рабочего – 45 000 рублей.

Дебет 20 Кредит 02 – произведены амортизационные отчисления оборудования по производству данного вида макаронных изделий – 2 200 рублей.

Дебет 90.1 Кредит 20 – сформирована себестоимость готовой продукции – 64 300 рублей.

Следует отметить, что аналитический учет по счету 20 целесообразно вести по видам изготовляемой продукции.

Счет 23 «Вспомогательное производство»

Здесь отражаются затраты, которые являются сопутствующими или обеспечивающими основное производство. В качестве вспомогательных производств выступают ремонтное, пуско-наладочное подразделения, транспортный отдел, энергетическое хозяйство и т.д.

Вспомогательные производства также производят продукцию или оказывают услуги, при этом единственным их потребителем является само предприятие.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

На счете учитываются расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производств. Они составляют часть косвенных расходов – это затраты на заработную плату административно-управленческого персонала (включая социальные взносы и отчисления), амортизационные отчисления объектов основных средств общего назначения, затраты на охрану труда, обеспечение безопасности и т.д.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

Счет для расходов общего назначения, которые не связаны с основной деятельностью компании. Это и обслуживание офиса, обеспечение водой, канцелярией, товарами первой необходимости, туалетных и санитарных принадлежностей и средств. Сюда же идут расходы на аудит и консалтинг, информационные, образовательные услуги по обучению и повышению квалификации работников и аналогичные по значению управленческие расходы.

Помимо указанных, могут быть использованы счета 21 «Полуфабрикаты собственного изготовления», если компания производит такие полуфабрикаты, или 28 «Брак в производстве», если предполагается, что в ходе производственного процесса будут выявлены существенные потери и отходы, которые нельзя использовать в дальнейшем.

Важно! На счетах 25 и 26 отражаются косвенные затраты. Начиная с 2022 года, изменился порядок калькуляции себестоимости продукции. Об этом – далее.

Калькуляция себестоимости: что нового?

В пункте 9 нового ФСБУ 5/2019, обязательного к применению с 2022 года, зафиксировано, что фактическая себестоимость – показатель, по которому, в бухгалтерском учете следует признавать запасы.

Перечислим основные положения ФСБУ 5/2019, касающиеся учета затрат на производство:

  1. В состав запасов, помимо сырья, материалов, готовой продукции, также входят незавершенное производство и недвижимое имущество для перепродажи. 
  2. Расходы на управленческие нужды не включаются в себестоимость продукции, помимо случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением или изготовлением конкретного вида запасов.
  3. Также не включаются в себестоимость иные затраты, если они напрямую не связаны с приобретением или изготовлением запасов, в том числе расходы на хранение, а также чрезвычайные расходы, аварийные или затраты, понесенные в результате стихийных бедствий.
  4. Сняты ограничения по стоимостному ограничению запасов. Остается единственное временное условие – все запасы должны расходовать в течение года или одного операционного цикла, если таковой превышает указанный срок.

Таким образом, учитывая положения нового ФСБУ, в себестоимость продукции подлежат включению только прямые расходы (за редким исключением). Прочие (косвенные) признаются расходами текущего периода.

Упрощенка: есть ли особенности?

Для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, существуют некоторые послабления в части применения ФСБУ 5/2019 при учете расходов на производство.

Следует отметить, что часть малых компаний, выделенная в группу микропредприятий, может вообще не применять стандарт ФСБУ 5/2019. Для них все запасы подлежат списанию на текущие расходы в том периоде, котором они приобретены. Здесь можно отметить главное преимущество – упрощается ведение бухгалтерского учета в части запасов. Из недостатков – исчезает контроль за фактическим наличием запасов на складе. Это создает дополнительные сложности для микропредприятий, которые заняты производством товаров.

Для остальных компаний, которые применяют УСНО (с объектом налогообложения «Доходы минус расходы»), нет необходимости учитывать в составе себестоимости запасов транспортно-заготовительные расходы на основании пунктов «б»-«е» п. 11 стандарта. Такие затраты (например, на сортировку, упаковку и доставку) подлежат отнесению на текущие расходы. 

Также управленческие запасы, или расходные материалы для управленческих нужд в виде канцелярии, сопутствующих материалов для оргтехники и т.п., можно списывать в момент приобретения.

При определении фактической себестоимости запасов премии и бонусы подлежат исключению, вне зависимости от формы их предоставления, говорится в стандарте. Однако предприятия на УСНО данное правило могут не применять.

Если при производстве товара были задействованы материалы, приобретенные на условиях отсрочки платежа сроком более 12 месяцев, их цена должна определяться по справедливой стоимости, т.е. с учетом дисконтирования. Однако для УСНО данное положение не обязательно к применению.

Такого же принципа следует придерживаться при определении стоимости запасов, которые оплачены в неденежной форме. Упрощенцы учитывают такие запасы и в дальнейшем включают их в себестоимость по балансовой цене передачи соответствующего материала.

ВАЖНО! Все положения по формированию себестоимости для компаний, включая упрощенцев, должны найти свое отражение в учетной политике. Обязательно проверьте этот документ на актуальность новым положениям бухгалтерского учета.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.