В чем суть выездной налоговой проверки
Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.
Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.
Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании
Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.
Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.
Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.
На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.
Рисунок 1. Риски выездной налоговой проверки
Риск 1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой
Какой критерий в основе. Налоговая нагрузка.
Как его определить. Как отношение уплаченных налогов к выручке компании за определенный период. Уплаченные налоги и выручка рассчитываются с учетом нескольких особенностей. Некоторые совсем неочевидны. Обобщили их в таблице 2.
Таблица 2. Как посчитать налоговую нагрузку
Элемент формулы |
Что включается/не включается в расчет |
Как определить по бухгалтерским данным |
Числитель – уплаченные налоги |
Включаются: ·все уплаченные налоги организации за календарный год; ·НДФЛ, который компания перечислила в бюджет как налоговый агент.
Не включаются: · налоги, по которым был возврат; · НДС и таможенные пошлины, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, т.к. они администрируются ФТС, а не ФНС; · налоги, которые компания заплатила как налоговый агент, кроме НДФЛ; · страховые взносы |
Оборот по кредиту счета 68 за вычетом сумм, которые не включаются при подсчете (кроме страховых взносов, так как они учитываются на счете 69) |
Знаменатель – выручка |
Включаются: ·все доходы налогоплательщика.
Не включаются: ·косвенные налоги (НДС, акцизы) с этих доходов |
2110 ОФР «Выручка» + 2320 ОФР «Проценты к получению» + 2340 ОФР «Прочие доходы» |
Примечание: · ОФР – отчет о финансовых результатах; · цифры в таблице – номера строк в данном отчете |
С чем сравнить. Со среднеотраслевым значением по ОКВЭД для вашего предприятия. Если цифры по отрасли по какой-то причине нет, тогда фактическая налоговая нагрузка сопоставляется со средней по РФ (письмо ФНС России от 22.08.2018 г. № ГД-3-1/5806@).
Где посмотреть эти средние? Они обобщаются налоговиками и приводят на сайте www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/. Ежегодно до 5 мая данные обновляются. Например, сейчас представлены за 2020 г. До следующей актуализации именно эти цифры являются основой для сравнения и планирования выездной проверки.
Инспекторы смотрят не только на значения налоговой нагрузки, но и на ее динамику. Одно дело, когда нагрузка оказалась ниже среднеотраслевой лишь единожды. Такое можно объяснить временными трудностями, к примеру, резким ростом цен на материалы и связанным с этим уменьшением финансового результата. Совсем другая ситуация, когда уплаченные налоги к выручке сокращаются из года в год. Компанию могут заподозрить в применении схем нелегальной оптимизации.
Еще момент: иногда низкая налоговая нагрузка провоцирует не выездную проверку, а вызов на заседание межведомственной комиссии по легализации налоговой базы. Такие комиссии функционируют при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления. Вот какие организации и предприниматели рискуют быть вызванными:
- ИП с низкой нагрузкой по НДФЛ;
- компании и ИП, если НДФЛ с зарплат наемных работников снизился за год больше чем на 10%;
- компании и ИП, если страховые взносы за сотрудников по сравнению с прошлым годом уменьшились, при том что их численность осталась прежней;
- компании и ИП, которые за год уволили более 30% персонала.
Отметим: комиссия – это не аналог и не замена выездной проверке. На нее приглашают, когда подозревают в нарушении налогового законодательства, но считают нецелесообразным проводить полноценное контрольное мероприятие.
Риск 2. Убытки в бухгалтерской и налоговой отчетности
Какой критерий в основе. Убыток, то есть превышение расходов над доходами.
Как его определить. Посмотреть в отчетность. В таблице 3 показали, какие именно строки нужны.
Таблица 3. В каких строках смотреть убыток
Вид отчетности |
Название документа |
Номер строки |
Бухгалтерская |
Отчет о финансовых результатах |
2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» |
Налоговая |
Декларация по налогу на прибыль |
060 «Итого прибыль (убыток)» Листа 02 |
Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН |
250 – 253 Раздела 2.2 |
Напомним, что в бухгалтерской отчетности минусовые значения показываются в круглых скобках.
На что обратить внимание. На то, сколько лет подряд бизнес работает с убытком. Если два года и больше, то интерес со стороны налоговиков обеспечен.
К слову, это резонно. Цель коммерческих организаций – извлекать прибыль. Поэтому зачем заниматься деятельностью, которая несколько лет забирает больше, чем отдает? По логике инспекторов, причина может быть в том, что компания скрывает часть доходов и ввиду этого не спешит ликвидироваться.
Риск 3. Среднемесячная зарплата работников ниже средней по региону
Какой критерий в основе. Среднемесячная зарплата.
Как его определить. По такой формуле:
ЗПср. = ФЗПгод ÷ СЧ ÷ 12
где ФЗПгод – годовой фонд заработной платы;
СЧ – среднесписочная численность работников за год.
В годовой фонд заработной платы включаются:
- оплата труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное (отпуска, больничные и т.п.) время;
- компенсационные выплаты;
- доплаты и надбавки;
- премии и единовременные поощрительные выплаты;
- систематическая оплата питания и проживания.
Среднесписочную численность работников считают так, как написано в п. 76–79.11 приказа Росстата от 27.11.2019 г. № 711. Ее значение приводится также на титульном листе расчета по страховым взносам в одноименном поле.
С чем сравнить. Со среднеотраслевым значением зарплаты в конкретном субъекте РФ. Проще всего его отыскать на сайтах Росстата. Например, на портале Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). На момент написания статьи адрес страницы с величинами среднемесячной зарплаты по регионам и видам деятельности был таким: fedstat.ru/indicator/58701.
При планировании выездной проверки инспекторы учитывают также любые сведения о том, что в компании:
- выплачивается зарплата «в конвертах»;
- не оформляются трудовые отношения по ТК РФ;
- оплата труда формируется на уровне ниже прожиточного минимума.
Такая информация становится известной ИФНС из жалоб сотрудников, заявлений контрагентов, материалов других контролирующих органов, к примеру, трудовой инспекции, МВД, банков.
Иногда выездной проверке предшествует вызов в инспекцию на заседание комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Так будет, если налоговики узнают, что зарплата в компании ниже МРОТ или регионального прожиточного минимума. Данные о таком берутся из расчетов по страховым взносам, отчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ.
Риск 4. Темпы роста расходов выше темпов роста доходов
Какие критерии в основе. Темпы роста доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учета.
Как их определить. Общая формула для темпа роста такая:
Тр = Х1 ÷ Х0
где Х1 и Х0 – значения показателя в текущем и предыдущем периодах.
Инспекторы считают темпы роста одновременно по бухгалтерским и налоговым данным. Для этого используются отчет о финансовых результатах и декларация по налогу на прибыль.
Однозначного подхода к тому, как вычислять значения, нет. В таблице 4 показали возможные варианты.
Таблица 4. По каким строкам считать темпы роста доходов и расходов
Вид отчетности |
Темп роста доходов |
Темп роста расходов |
Бухгалтерская |
· 2110 ОФР «Выручка»
или
· 2110 ОФР «Выручка» + 2320 ОФР «Проценты к получению» + 2340 ОФР «Прочие доходы» |
· 2120 ОФР «Себестоимость продаж»
или
· 2120 ОФР «Себестоимость продаж» + 2210 ОФР «Коммерческие расходы» + 2220 ОФР «Управленческие расходы» + 2330 ОФР «Проценты к уплате» + 2350 ОФР «Прочие расходы» |
Налоговая |
010 «Доходы от реализации» Листа 02 декларации по налогу на прибыль |
030 «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» Листа 02 декларации по налогу на прибыль |
С чем сравнить. Внимание налоговиков привлекают такие соотношения:
- расходы увеличиваются быстрее доходов;
- расходы снижаются медленнее доходов;
- расходы растут при одновременном снижении доходов;
- изменения доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учета значительно расходятся.
Иногда для подобных «неправильных» тенденций есть вполне объективные причины. Допустим, рост коммунальных платежей, дорогостоящий ремонт оборудования, скачок доллара при закупке материалов у иностранного поставщика и т.п.
Риск 5. Показатели, учитываемые для перехода на налоговый спецрежим, приближаются к предельным значениям
Какие критерии в основе. Показатели, для которых в НК РФ задаются пределы. Когда компания им соответствует, то получает право на:
- применение упрощенной системы налогообложения;
- уплату единого сельскохозяйственного налога.
Как их определить. Вот два этапа для самопроверки:
- выпишите фактические значения показателей, по которым определяется право на спецрежим;
- посчитайте, сколько раз в течение года величины по вашей компании отклонялись от предельных менее чем на 5%.
Если больше, чем один раз, то это наведет инспекторов на подозрения. Они расценивают подобное так: организация «подгоняет» цифры, чтобы не утратить право на УСН или ЕСХН.
С чем сравнить. В таблице 5 привели предельные значения для спецрежимов из НК РФ. Информация актуальна на конец 2021-го.
Таблица 5. Числовые критерии для применения специального налогового режима
Показатель |
Предел |
Упрощенная система налогообложения: |
|
– доля участия других организаций в уставном капитале |
Не более 25% |
– средняя численность работников |
Не более 130 человек |
– остаточная стоимость основных средств |
Не более 150 млн руб. |
– доходы |
Не более 200 млн руб. |
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) |
|
– доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации |
Не менее 70% |
Риск 6. Расходы ИП по сумме приближаются к доходам
Какие критерии в основе. Доходы и расходы ИП, который платит НДФЛ.
Как их определить. По данным налоговой декларации по НДФЛ. Налоговики контролируют долю заявленных профессиональных вычетов. Она рассчитывается как отношение двух значений из строк Приложения 3 декларации:
- 060 «Сумма профессионального налогового вычета»;
- 050 «Общая сумма дохода».
В строчку 060 попадают расходы ИП. Поэтому доля профессиональных вычетов – это, по сути, отношение расходов к доходам.
С чем сравнить. Вероятность выездной проверки повышается, если рассчитанное отношение составляет более 83%.
Важно помнить: если у ИП несколько видов деятельности, тогда доля вычетов считается по сумме значений из строк 060 и 050 для всех Приложений 3. Их будет несколько, так как по каждому виду деятельности заполняется свое, но в составе одной декларации 3-НДФЛ.
Риск 7. Вычеты по НДС превышают 89%
Какой критерий в основе. Доля вычетов по НДС.
Как его определить. На основе декларации по НДС. Доля вычетов считается как отношение двух строк из раздела 3:
- 190 «Общая сумма налога, подлежащая вычету»;
- 118 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановления сумм налога».
С чем сравнить. Со значением 89%. Именно таков предел для возмещения НДС за последовательно взятые 4 квартала, по мнению ФНС.
Причем во внимание не берутся:
- вид деятельности компании;
- право применять ставки налога 0% или 10%.
Очевидно, что у таких организаций доля вычетов по НДС будет повышенной. Вполне может перейти границу в 89%. Значит, для них риск пристального внимания со стороны налоговиков возрастает.
Риск 8. Сотрудничество с перекупщиками или иными посредниками, без которых можно обойтись
Какой критерий в основе. Сотрудничество с перекупщиками или посредниками. Иначе – создание «цепочки контрагентов».
Как его определить. На основе договоров, которые заключает компания. Важно понимать, что подозрения у налоговиков вызовет не сам факт работы с посредниками. Они отслеживают обстоятельства, при которых организация получит необоснованную налоговую выгоду. То есть, не имея на то законного права:
- уменьшит налоговую базу;
- получит вычеты, льготы;
- применит пониженную налоговую ставку;
- возместит налог из бюджета.
Что повышает риски выездной проверки. О том, какие именно ситуации насторожат инспекторов, написано в п. 5 и 6 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. Вот несколько примеров:
- разовый характер сделки;
- взаимозависимость участников;
- регистрация контрагента незадолго до заключения сделки с ним;
- отсутствие у посредника активов, которые нужны для реализации договоренности;
- поставка продукции в явно завышенных объемах, которые нереально произвести в договорные сроки;
- применение особой формы расчетов, которая экономически нецелесообразна и т.п.
Чтобы доказать, что компания честна, а посредник действительно нужен и выбирался тщательно, необходимо его проверить. Например, запросить документы:
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- необходимые лицензии;
- доверенности на право подписи от имени компании.
Также у ФНС есть удобный сервис для быстрого поиска информации о потенциальном партнере. Называется «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Кроме прочего, в спорах с налоговиками пригодятся результаты анализа финансовой отчетности предприятия, с которым заключили договор. О том, как он проводится, читайте в статье «Экспресс-анализ финансового состояния предприятия: как провести диагностику по пяти показателям».
Риск 9. Перерегистрация в разных ИФНС
Какой критерий в основе. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в налоговых органах по новому месту.
Что повышает риски выездной проверки. Инспекторы могут рассматривать «миграцию» налогоплательщика как попытку уклониться от налогообложения. Особое подозрение вызовет ситуация, когда руководитель компании живет не в регионе налоговой регистрации.
Риск 10. Рентабельность активов и продукции (товаров, работ, услуг) ниже среднеотраслевой
Какие критерии в основе. Два показателя:
- рентабельность активов;
- рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Как их определить. Для расчета понадобятся бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Вот формулы с указанием номеров строк:
РА = ЧП ÷ (½ × Ан.г. + ½ × Ак.г.) = = 2400 ОФР ÷ (½ × 1600 ББн.г. + ½ × 1600 ББк.г.)
где РА – рентабельность активов;
А – величина активов;
н.г., к.г. – начало и конец года;
ББ – бухгалтерский баланс;
ОФР – отчет о финансовых результатах.
Рпрод. = ПП ÷ (СП + КР + УР) = = 2200 ОФР ÷ (2120 ОФР + 2210 ОФР + 2220 ОФР)
где Рпрод. – рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг;
ПП – прибыль от продаж;
СП – себестоимость продаж;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы;
С чем сравнить. Со среднеотраслевыми значениями, которые ФНС ежегодно пересчитывает и размещает на своем сайте.
Риск включения в выездную проверку растет у компаний, где рентабельность меньше средней на 10% и более. Имеется в виду относительное отклонение, а не абсолютное. Например, рентабельность активов в сфере производства пищевых продуктов за 2020 г. составляет 8,7%. Значит, организации с величиной меньше 7,83% окажутся подозрительными (8,7 – 8,7 × 10%).
Причем цифры из 2020-го действовали в 2021-м и продолжат быть ориентиром в 2022-м, пока ФНС не опубликует новые данные. Это происходит в начале мая.
Риск 11. Финансово-хозяйственная деятельность с высоким налоговым риском
Какие критерии в основе. Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности, выбираемые компанией.
Как их определить. По перечню, который приводится в п. 12 Приложения № 2 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
А еще есть разъяснения на сайте ФНС – в документе «Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». В нем подробно описаны схемы, которые относятся к противоправным. В их числе необоснованная налоговая выгода при:
- сотрудничестве с фирмами-однодневками;
- фиктивном использовании труда инвалидов;
- продаже недвижимого имущества и т.д.
Что можно сделать. Одиннадцатый риск во многом схож с восьмым. Здесь та же необоснованная налоговая выгода, создание видимости якобы реальных операций с посредниками, контрагенты из мест массовой регистрации и с дисквалифицированными руководителями и т.п.
Иногда непроявление должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера выходит боком. Так бывает даже у самых честных компаний. Поэтому при заключении договора с новой организацией разумно «пробить» ее саму и ее руководителей по разным проверочным базам. Про сервис от ФНС написали выше. Вот еще несколько:
- сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000– для проверки паспорта директора на его действительность;
- https://bo.nalog.ru/ – для поиска финансовой отчетности потенциального партнера;
- https://kad.arbitr.ru/ – для того, чтобы узнать историю судебных разбирательств с участием компании.
Риск 12. Непредставление инспекторам запрашиваемых документов и пояснений
Какой критерий в основе. Выполнение требований ИФНС о предоставлении документов и пояснений.
Что повышает риски выездной проверки. Обычно дополнительная информация запрашивается инспекторами по итогам камеральной проверки. Про то, что у них есть такое право, написано в пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ. А про то, когда они запрашивают пояснения, сказано в п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ. Например, когда есть:
- ошибки в налоговой декларации;
- противоречия в данных, представленных компанией, и тех, что налоговики получили в ходе контрольных действий.
Риск растет, если компания игнорирует требование инспекторов о том, чтобы представить пояснения. Предельный срок для этого составляет пять рабочих дней.
В случае непредставления налоговики могут заподозрить, что запрашиваемые документы уничтожены. И тогда придут сами, чтобы удостовериться в этом.
Проверки контролирующих органов – всегда выматывающий процесс. Это так, даже если компании нечего скрывать, а деятельность соответствует всем законам. Проверяйте свою организацию по критериям, которые мы перечислили в статье. Возможно, именно этим снизите вероятность прихода налоговиков.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь