Санкт-Петербург — уникальный город. Величественные дворцы, парки, каналы, мосты. С одной стороны, важно сохранить это историческое наследие, а с другой — дать возможность городу гармонично расти, развиваться. И здесь необходим тщательный контроль строительства. Обеспечивает этот контроль служба государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Санкт-Петербурга, обрабатывающая ежедневно громадное количество различных документов.

Объединение ресурсов

Служба госстройнадзора и экспертизы была создана в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» в 2004 году. Бурное развитие строительной отрасли требовало эффективных управленческих решений со стороны властей. Поэтому структуры, которые работали с проектной документацией (государственную экспертизу и государственный строительный надзор) объединили. Это существенно упростило порядок утверждения документов, ликвидировало ненужные административные барьеры и сократило временные издержки для строителей.

Служба имеет два подведомственных учреждения — Центр экспертно-технического сопровождения, который был создан в 2008 году для обеспечения постоянного контроля над ведением строительных работ. И второе учреждение, которое непосредственно проводит государственную экспертизу проектной документации перед началом строительства.

Долгое время подразделения Службы располагались в разных местах города. Автоматизация служб была локальной. Когда же все было собрано в одном здании, первой задачей стало объединение информационных ресурсов подразделений в единое информационное пространство. Сразу была построена новая локальная сеть, техническая основа для объединения служб в единый информационный комплекс.
Основу информационных ресурсов учреждения составляют данные о строительных объектах, которые проходят экспертизу и за которыми осуществляется строительный надзор. А таких объектов довольно много. Так, за прошлый год экспертизу прошли порядка тысячи проектов строительства, а надзор осуществлялся за 1004 объектами.

Построение системы документооборота

Когда подразделения Службы были территориально разобщены, в качестве первого этапа создания единого информационного комплекса Службы было решено создать автоматизированную систему проведения государственной экспертизы. Ее необходимость была обусловлена большим количеством документации при приемке проекта строительства для проведения государственной экспертизы (проектная документация может включать в себя несколько томов) и большим объемом работы по созданию замечаний к проекту, их снятию и формированию заключения экспертов. Кроме того, необходимо четко отслеживать сроки проведения процесса проведения экспертизы.

В 2010 году появилась возможность принимать проектную документацию в электронном виде, что значительно облегчило работу экспертам. Теперь это стало неотъемлемой частью процесса государственной экспертизы.

Появились и другие современные технологии. В частности, эксперты в своей работе стали использовать электронный стол для работы с чертежами формата А0. Если раньше проект переходил от эксперта к эксперту, что значительно удлиняло процесс его анализа, то с появлением данной технологии проект поступает сразу ко всем специалистам, которые рассматривают его одновременно. Таким образом, было достигнуто не только ускорение процесса прохождения госэкспертизы, но и повышение ее качества.

В 2009 году начался переход на оказание ведомством государственных услуг в электронном виде. Тогда же началась разработка специальной программы — Единой информационной системы (ЕИС), объединяющей экспертизу и надзор.

Основные задачи, которые позволила решить ЕИС — это уход от дублирования ввода информации, поступающей в Службу, контроль движения всех документов, оперативность получения отчетной информации и контроль исполнительской дисциплины. Однако без согласования ряда бумажных документов все-таки не обойтись — это регламентировано законом. Но согласование большей части внутренних документов происходит теперь в электронном виде в системе «1С:Документооборот» .

В настоящее время в Службе завершается перевод архива проектной и разрешительной документации с бумажного носителя в электронный вид. Теперь сотрудники Службы смогут быстро находить и обрабатывать необходимую информацию, используя современные компьютерные технологии.

На сайте Службы создан «Личный кабинет» пользователя, который был запущен в июне 2011 года и до сегодняшнего дня постоянно совершенствуется и дорабатывается. Им может воспользоваться как физическое, так и юридическое лицо. После регистрации заявитель вводит необходимую информацию в соответствующие поля, обязательные для заполнения, и может сделать заявление, обращение, а также записаться на прием к руководителю или сотруднику Службы. Юридические лица через сайт могут подавать заявления по видам тех государственных услуг, которые оказывает Служба.

Обратившиеся в «Личный кабинет» видят в нем статус документов и сроки их прохождения. В наступившем году будет запущен сервис, с помощью которого в «Личном кабинете» можно будет просмотреть и сохранить образы тех документов, которые подготовлены для заявителя. Надо дать возможность заявителям познакомиться с этими документами в электронном виде еще до того, как им по почте придет бумажный документ. Это позволит сделать более удобной и оперативной как работу сотрудников Службы, так и тех, кто с ними работает.

Реализован и удаленный доступ к системе с разграничением прав доступа для руководителей и сотрудников Службы. Создано «мобильное рабочее место инспектора», состоящее из планшетного компьютера с доступом в сеть Интернет и мобильного принтера. С помощью «мобильного рабочего места» инспектор может удаленно на объекте проверить всю необходимую разрешительную документацию, находящуюся в ЕИС, дополнить базу данных выявленными нарушениями в ходе строительства и распечатать всю необходимую документацию.

Если до создания Единой информационной системы степень автоматизации рабочих процессов Службы составляла около 30% (рис.1), то после ввода (ЕИС) в промышленную эксплуатацию автоматизированы почти 60% процессов Службы, а чуть более 20% рабочих процессов выполняются автоматически (рис. 2).

  Автоматизация рабочих  процессов Службы до и после создания  Единой информационной системы

Итак, создана система, имеющая три составляющие, объединенные в оболочку, куда выгружаются статусы документов из всех трех систем и далее распределяются по ним:

  1. Внутренняя рабочая система, в которой работают подразделения Службы
    и подведомственных ей учреждений — это рабочая, внутренняя система.
  2. Внешняя система — это «личный кабинет» и сайт.
  3. И третья система — непосредственно система электронного документооборота, объединяющая все информационные ресурсы. В настоящее время в ней организовано 300 рабочих мест.

Уроки проекта и перспективы

Если бы появилась возможность заново сделать этот проект, мы ставили бы задачу более широко — создавали бы единую информационную систему, а не сопрягали бы три имеющиеся системы. Система обмена — все-таки дополнительная надстройка, хотя сегодня получилась работающая система, и нареканий к ее функционированию нет. У нас уже накоплена в системе довольно большая база информации по предметам ведения Службы, да и переучивать сотрудников довольно сложно.

Ранее канцелярия работала в другой системе документооборота, и три-четыре месяца ушло только на переучивание ее сотрудников на новую систему, поскольку логика работы в этих системах разная.

В планах также задача расширения оказания услуг в электронном виде. Вся документация при подаче заявлений уже сейчас поступает через сайт. Конечно, в идеале было бы, если бы застройщики присылали нам в электронном виде готовые документы, и тогда была бы запись только на выдачу разрешений Службой.

Сейчас остро стоит задача интеграции электронных систем, используемых органами исполнительной власти.

Это нужно для того, чтобы получать всю информацию о строящемся объекте не только из той документации, которая есть у нас, но и у наших коллег из других комитетов. Начало этому уже положено, мы получили доступ в информационную систему Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.

В перспективе мы хотим интегрировать нашу систему в единый геоинформационный ресурс Санкт-Петербурга, с помощью которого можно получать визуальную информацию о строящемся объекте.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.