Миллениалы и поколение Z: кто они?
Миллениалы – поколение людей, родившихся с 1981 по 1996 год. Встретившие новое тысячелетие в юном возрасте, миллениалы характеризуются, в первую очередь, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Их иногда называют поколением Y.
Поколение Z, также известное как iПоколение – поколение людей, родившихся в 1996–2017 годах. Это первое по-настоящему цифровое поколение, с раннего возраста осваивающее планшеты, смартфоны. В Японии поколение Z прозвали «нео-цифровыми аборигенами». По уровню вовлеченности в цифровые технологии они на шаг обгоняют предыдущее поколение Y, которое, в свою очередь, в Японии назвали «цифровыми аборигенами».
Владеть Vs пользоваться или в чем суть совместного потребления
Совместное потребление основано на идее, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Например, вы хотите повесить в квартире шведскую стенку, пытаетесь сделать дырки в стене обычной дрелью – никак. Нужен перфоратор. Хороший перфоратор дорогой, покупать ради 12 креплений неэффективно, если нет хорошего друга с полным пакетом «юный строитель», придется вызывать мастера, или взять перфоратор на несколько часов на шеринговом сервисе строительных инструментов.
Концепция совместного потребления была создана Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторами книги «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption». В июне 2010 года, ТВ программа Big Ideas показала выступление Ботсман на конференции TED в 2010 году, рассказывающее о новой социо-экономической модели, которая должна революционировать наше потребление товаров и услуг.
Торговые площадки, основанные на модели совместного потребления, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами. Люди во все времена обменивались друг с другом прочитанными книгами, детскими игрушками, стульями и посудой с соседями, во времена, когда свадьбы, юбилеи и прочие массовые гуляния устраивали в квартирах. Просто никто не догадался поставить этот процесс на бизнес рельсы до тех пор, пока молодые дизайнеры из Сан-Франциско Брайн Чески, Джо Геббиа и Натан Блечарзик не смекнули сдавать за деньги надувные матрасы в своей съемной квартире участникам конференции по промышленному дизайну. Таким образом ребята сверстали сайт Airbedandbreakfast.com, или airbnb.com. Прошло 10 лет, бизнес Airbnb оценивают в 31 млрд. долларов США.
Совместное потребление тесно связано с развитием современной одноранговой экономики, в рамках которой возникают горизонтальные сети производства и обмена экономических продуктов, а участники экономической деятельности взаимодействуют друг с другом напрямую без посредников. Совместное потребление позволяет максимизировать эффективность использования ресурсов и является формой общественной кооперации.
Шеринг – сервис для бедных?
Примеры шеринговых сервисов давно у всех на слуху – будь то сервис в сфере услуг TaskRabbit или его российский аналог платформа YouDo.com, или PapaJobs – платформа, позволяющая найти репетитора по математике, или мастера по сборке мебели Икеа, или официанта на кейтеринговый фуршет.
Преимущества шеринга, как ни странно, выстрелили не только в дешевом, а очень даже в luxury сегменте. Любители частной авиации, яхтинга и дорогих машин оказались совсем не прочь предоставлять свои дорогостоящие активы в пользование и наоборот, брать в краткосрочную аренду самолет, чтобы с подругами скататься на неделю моды в Париже. Например, стартап JetSmarter специализируется на частных самолетах, а сервис Boatbound на аренде лодок и яхт.
На краудфандинговой благотворительной платформе Kiva можно давать микрозаймы по принципу P2P – «от человека к человеку» (Person-to-Person). С 2005 года, благодаря Kiva, более двух миллионов людей одолжили $800 млн в формате микрозаймов. Уровень возврата по кредитам составил примерно 99%.
Шеринг в IT – быть или не быть?
Для сферы IT также существуют свои успешные примеры шеринга, например, облачные технологии. Несмотря на то, что «облако» является достаточно молодым решением, оно быстро нашло одобрение и интерес со стороны пользователей.
Суть решения проста – потребитель, в зависимости от модели «облака» арендует:
- Программное обеспечение (SaaS, Software as a Servise). Пользователю предоставляют программные средства – приложения провайдера, выполненные на облачной инфраструктуре.
- Платформу (PaaS, Platform as a Service). Пользователю предоставляют средства для развертывания на облачной инфраструктуре, с помощью которых потребитель создает или приобретает приложения, разработанные с использованием поддерживаемых провайдером инструментов и языков программирования.
- Инфраструктуру (IaaS, Infrastructure as a Service). Пользователю предоставляют средства обработки данных, хранения, сетей и других базовых вычислительных ресурсов, на которых потребитель может развернуть и выполнить произвольное программное обеспечение, включая операционные системы и приложения.
- Комплекс услуг. При таком варианте пользователю предоставляют все – от программно-аппаратной части до управления бизнес-процессами, включая взаимодействие между пользователями. От пользователя требуется только наличие доступа в сеть интернет.
Одно из главных преимуществ такого шеринга – это доступность. Информацию, хранящуюся в облаке, может оперативно получить каждый, у кого есть доступ в интернет, планшет, компьютер или мобильное устройство, без привязки к рабочему месту, что само по себе стирает географические границы.
В качестве примера можно привести решения, используемые каждым владельцем мобильного устройства, – это App Store и Google Play, совокупная выручка которых, в 2019 году составила более $50 млрд.
Проблемы использования
Краеугольный камень всех шеринговых сервисов – доверие и репутация. Многочисленные опасения о качестве услуги или вещей, ответственности за выполненную работу возникают не на пустом месте. Взяли у вас новенький велик, а вернули раздолбанный и без колес. Каршеринговые компании шпигуют автомобили камерами, маячками, датчиками и другими гаджетами, но это не спасает от человеческой безответственности, халатности и раздолбайства. Шеринговые компании пытаются объединить цифровую и реальную личность человека. Приложения требуют загрузки персональных данных, паспорта, водительского удостоверения, номер кредитной карты.
Практически все сервисы вводят рейтинговую систему, когда у каждого участника есть свой уникальный аккаунт, каждое доброе дело – плюсик, каждая оплошность – минус, и, вероятность навсегда покинуть систему. Разумеется, где деньги, там и мошенники. Законодательство тотально не успевает за стремительными новыми технологиями, судебная система в России не справляется с исками по гражданским делам, и уж точно не сможет переварить потенциальные иски к недобросовестным участникам шеринговых компаний. Некоторые видят спасение в страховании ответственности. Но еще слишком много проблем и недоверия.
Безусловно, технологии совместного потребления на сегодняшний день находят отражение практически в любой сфере жизнедеятельности, и их успех говорит о том, что они и дальше будут активно развиваться, за счет большого спроса. И именно миллениалы и поколение Z рождают такой спрос. Ведь за счет своего современного взгляда на обыденные проблемы, им удается трансформировать сложные задачи в простые, а именно такой посыл у модели совместного потребления.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь