Перед ФНС поставлена цель перевести бизнес на ЭДО к 2024 году. Обязательность ЭДО позволит государству оптимизировать налоговое администрирование, а бизнесу сократить непроизводственные расходы и уменьшить налоговые риски. С этой целью в конце 2020 года была принята Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утверждена решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 25.12.2020 №34).
В соответствии с концепцией предполагается достичь очень высоких показателей в направлении развития ЭДО, а именно:
- до конца 2024 года перевести в электронную форму 95% счетов-фактур и 70% транспортных и товарных накладных;
- начиная с 2022 года не менее чем на 20% в год увеличивать общее количество электронных документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу;
- начиная с 2023 года не менее чем на 10% в год снижать количество истребуемых бумажных документов.
Направления развития ЭДО
За счёт чего предполагается достичь таких показателей? За счет вывода ЭДО на новый уровень развития. Основные направления развития, обозначенные Концепцией, следующие.
- Утверждение форматов электронных документов. В первую очередь будут разработаны форматы для:
- договоров с контрагентом и приравненных к ним документов;
- актов сверки взаимных расчетов;
- транспортных и расходных накладных;
- ценовых спецификаций;
- заказов и их подтверждений;
- счетов на оплату;
- документов, оформляемых при возврате товара;
- претензий;
- КС-2;
- КС-3.
- Более широкое использование электронных подписей (в том числе облачных) и применение электронных доверенностей.
- Создание единых технологических правил обмена документами, направленных на упрощение процедуры обмена документами между хозяйствующими субъектами.
- Хранение электронных документов и подтверждение их юридической значимости, в том числе при оказании услуг по хранению электронных документов третьей стороной или оператором ЭДО.
- Формирование требований к обмену электронными документами определенного типа, в первую очередь, счетов-фактур, товарных накладных и путевых листов, между хозяйствующими субъектами.
- Оптимизация взаимодействия хозяйствующих субъектов с контролирующими органами и органами государственной власти за счет уменьшения объемов обязательной отчетности и переориентации направляемых запросов.
- Организация ЭДО между контрагентами, представляющими юрисдикции разных стран.
- Перевод в электронный вид внутренних документов организаций.
По плану
Концепция будет реализовываться по утвержденному плану мероприятий. Первая часть плана уже начала выполняться — разрабатываются необходимые законодательные и нормативные документы, регулирующие работу с электронными документами. Нормативный этап завершится к концу 2021 года, к этому моменту должны быть подготовлены и приняты базовые НПА в сфере электронного документооборота. Это только первый, хотя и очень важный этап. Далее, до середины 2022 года последует инфраструктурный этап по аккредитации операторов, доработке форматов электронных документов.
Однако перевод в электронный вид внутренних документов организации, можно начать уже сейчас. А именно, на уровне организации предполагается определить перечень внутренних документов, издающихся исключительно в форме электронных документов, и установить для каждого вида электронного документа вид электронной подписи.
Развитие систем электронного документооборота
Какие же задачи встают перед разработчиками информационных систем в рамках принятой Концепции? Наиболее важные из них, следующие.
- Ещё более плотная интеграция учетных систем и систем ЭДО, позволяющая создать максимально комфортные условия работы для пользователей с электронными документами.
- Различные варианты представления финансовых документов в электронной форме потребуют корректировки бизнес-процессов подписания и передачи документов в информационных системах.
- Создание инструментов для проверки подлинности и неизменности информации в документе в течение всего срока хранения электронного документа.
И, наконец, Концепция ставит и абсолютно новые задачи, такие как разработка доступного инструмента для работы с электронной подписью и машиночитаемыми доверенностями с учетом изменяющихся требований законодательства и новых технологий.
Фирма «1С» принимает активное участие в экспертной оценке подготовленных проектов НПА в рамках работы центра компетенций и рабочих групп АНО «Цифровая экономика». Далее, на этапе доработки форм электронных документов мы также активно продолжим работу над соответствием наших программных продуктов требованиям ЭДО.
Вместе с вами следим за ходом реализации плана мероприятий. В ближайшие годы нас ждет много интересной работы!
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь