Итак, в BANI-мире наши данные и информация о том, что происходит, всегда неполны, непонятны и быстро устаревают. Это невозможно устранить, это свойство самой ситуации, значит, надо с этим смириться. Выигрывать будет тот, кто, несмотря ни на что, умеет извлекать хоть какие-то данные, пусть неполные и неточные. Неполные данные, это лучше, чем ничего. Но как это сделать?
Ответ нам известен с детства, просто классический менеджмент о нем почему-то забыл – экспериментировать и исследовать ситуацию, и через это лучше узнавать ее. Именно так и поступают дети. Идея исследований и экспериментов есть во многих подходах и практиках, однако, наиболее ярко и полно она отражена в работах Билла Торберта. Его концепция Action Inquiry, то есть «исследование действием» – это один из основных подходов современного инновационного предпринимательства. И не только инноваций, но и всего управления в BANI-мире.
Исследование действием – ключевые идеи
Понятно, что исследование – это экспериментирование путем проб и ошибок, прототипирование и тестирование тех решений, которые мы принимаем. Казалось бы, здесь нет ничего нового, многие подходы говорят о важности экспериментов, например, Design Thinking и Lean Startup. Однако Торберт в своих работах, прежде всего в книге «Исследование действием. Лидерство на острие настоящего» (Манн, Иванов и Фербер, 2019), идет намного дальше такого простого понимания. Прежде всего, он меняет позицию исследователя и экспериментатора с внешней на внутреннюю.
«Современная политическая / организационная практика и научные исследования преимущественно направлены извне вовнутрь, а исследование действием прежде всего идет изнутри вовне. Современная политика подразумевает, что власть — исходящая «снаружи» возможность заставлять других действовать так, как мы хотим (большинство именно так и понимают ее суть). А теория и методы научных исследований предполагают, что все приходит «извне»: так, удар молотка по гвоздю — причина того, что тот, хочет он того или нет, входит в дерево. Современная наука также исходит из того, что лучше познавать причинно-следственные связи с участием внешних исследователей (объективных, незаинтересованных, профессиональных ученых), которые изучают поведение людей «извне».
Исследование действием идет «изнутри» (хотя не отрицает правомерность и влияние подхода «извне»). Отправной точкой становится наше (любого человека, семьи или организации) ощущение разрыва между тем, что мы хотим делать, и тем, что можем. Его осознание порой приводит к решительному намерению совершить действия, выходящие за рамки наших текущих возможностей».
Билл Tорберт определяет исследование действием как практику самого действующего в реальности лидера, а не каких-то внешних исследователей и экспертов:
Основу его подхода можно свести к нескольким ключевым мыслям. Первая мысль:
В классическом подходе мы привыкли разделять исследование и действие, для нас это разные вещи, которые происходят последовательно: сначала кто-то (не обязательно мы) проводит исследование ситуации, собирает данные и достигает определенного ее понимания, а затем, на основе этого, мы принимаем решения и действуем. Более того, большинство традиционных действий менеджера осуществляются с минимальными исследованиями (или вообще без них), классический менеджмент предпочел забыть о них. Торбрет утверждает, что этот подход безнадежно устарел. И мы с ним согласны. Исследование действием – это активность, в которой действия и размышления тесно переплетаются и происходят одновременно, а не по отдельности.
B действительности, идея исследования действием состоит в том, чтобы каждый из нас осознал, что каждое принимаемое нами действие, на самом деле, есть и акт познания (или исследования). Bерно и обратное. Tаким образом, концепция исследования действием призывает не к тому, чтобы поочередно действовать, а потом ждать обратной связи, а к тому, чтобы получать (и быть готовыми получать) обратную связь.
Торберт намеренно переплетает исследование и действие, как в процессе деятельности, так и в ходе поиска возможно решения. Это позволяет быстрее ориентироваться, уменьшить временной лаг между изменением ситуации и принятием решения, а также предпринимать более адекватные действия в новых ситуациях. И очень важно понимать, что основу такого подхода составляет именно действие и сбор данных, которые появляются в его результате, а не обдумывание собранных когда-то старых данных. Действие, а не обдумывание!
Вторая мысль:
Мы все знаем об обратной связи, когда результаты наших действий, оказывают влияние на наши дальнейшие действия. Мы подстраиваем наше поведение в конкретной ситуации для решения проблемы на основании мгновенной обратной связи. И это, несомненно, очень важно. Однако, Торберт считает, что в мире высокой неопределенности одной такой петли обратной связи больше недостаточно.
В исследовании действием он вводит одинарную-, двойную- и тройную петли обратной связи в реальных «полевых» условиях (рис. 1). Отметим, что научные исследования также предлагают двойную петлю обратной связи – от результатов к действиям (экспериментам) и теории (подтверждение или не подтверждение гипотез). И в науке нередки случаи, когда такая двойная петля обратной связи приводила к радикальным сменам научных теорий. Однако Билл Торберт идет еще дальше и вводит третью петлю обратной связи – от результатов к тем принципам, базовым посылкам и научным парадигмам, на которых базировались эти теории.
Подробнее тройную петлю обратной связи мы опишем ниже.
Третья важная мысль:
Билл Торберт выделил три главных пространства (домена), в которых мы проводим исследование действием, в каждом из которых мы достигаем различных целей (Таблица. 1). И цели исследований различаются.
Таблица 1. Три пространства (домена), в которых мы проводим исследование действием
Исследуемое пространство |
Цель исследования |
Внутреннее пространство исследователя и его поведение (исследование от первого лица) |
Повышение внутренней осознанности исследователя и совершенствование того, как он осуществляет тот или иной выбор, в процессе деятельности |
Пространство взаимодействий и коммуникаций внутри групп (исследование от второго лица) |
Повышение способности исследователя к межличностному взаимодействию, повышение доверия и качества совместных решений, а также улучшение совместных действий в команде. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и коллективного роста в группе |
Пространство организации и сообщества в целом (исследование от третьего лица) |
Углубление понимания исследователем больших социальных систем для более результативной их трансформации и проведения общесистемных изменений |
В каждом из этих трех пространств должны разворачиваться исследования на основе тройной петли обратной связи. Ниже мы более подробно посмотрим на эти пространства, а также практики в каждом из них.
Тройная петля обратной связи
Классическое обучение на основе одинарной петли обратной связи – это то, к чему мы все привыкли, это исправление ошибок и подстройка под ситуацию на уровне действий, а также норм и процедур (рис. 1).
Здесь мы задаемся следующими вопросами:
- Насколько мои действия соответствуют ситуации? Ведут ли они к желаемому результату?
- Насколько нормы поведения или процедуры эффективны в этой конкретной ситуации?
- Что необходимо изменить в моих действиях или принятых нормах, чтобы прийти к лучшим результатам?
Но, если не удается прийти к желаемым результатам, то необходимо перейти на более глубокие уровни обучения – на уровень мышления, чувствования и осмысления, или даже на уровень целей, намерения и картины мира.
Рис. 1. Тройная петля обратной связи исследователя-действователя к самому себе
Обучение на основе двойной петли обратной связи. Как пишет Торберт, это трансформация и пересмотр используемой стратегии действий, оценка, насколько действия соответствуют критериям легитимности (соответствие имеющемуся видению), эффективности и продуктивности. В ходе такого пересмотра мы погружаемся глубже и критически анализируем мышление и модели реальности, которые привели к действиям, пересматриваем выбранные тактики и стратегии действия, а также анализируем чувства и ощущения (рис. 1).
Здесь мы задаемся следующими вопросами:
- Правильно ли я думаю о ситуации, насколько мое мышление позволяет эффективно? Насколько модель (карта) ситуации, которую я построил адекватна реальности? Не потерял ли я что-нибудь важное?
- Правильно ли я чувствую и ощущаю ситуацию? Не игнорирую ли я какое-либо важное ощущение?
- Насколько избранная мной стратегия действий ведет меня к желаемым результатам?
- Что необходимо изменить в моем анализе, модели или стратегии действий, чтобы прийти к лучшим результатам?
Если снова не удается прийти к желаемым результатам, то необходимо заглянуть еще глубже.
Обучение на основе тройной петли обратной связи. Это еще более глубокая петля обратной связи, в ходе которой мы ставим под сомнение всю нашу картину мира, в рамках которой возникло наше намерение и цели, и проверяем ее на адекватность реальности. Мы критически осмысливаем наши цели и намерения, в том числе глубинные, наше видение общего контекста, в котором развивается ситуация, нашу идентичность и роль в данной ситуации и даже наше состояние и внимание.
Здесь мы задаемся следующими вопросами:
- Насколько мои намерения и цели адекватны реальной ситуации? Действительно ли я этого хочу? Не обманываю ли я себя?
- Насколько моя картина мира и контекст, в рамках которых я думаю о ситуации, адекватны реальности? Не игнорирую я что-либо важное об этом мире?
- Насколько мое состояние и внимание обращено к данной ситуации?
- Кто я в этом мире, какова моя идентичность и роль?
- Что необходимо изменить в моих намерениях или цели, картине мира, а также состоянии и внимании, чтобы эффективно действовать в этой конкретной ситуации?
Это наивысший уровень саморефлексии в модели Торберта.
Таким образом, модель исследования действием Билла Торберта предусматривает не только корректировку действий (одинарная петля обратной связи) или пересмотр мышления и привычных ментальных моделей (двойная петля обратной связи), но и возможную трансформацию самого глубинного уровня исследователя – его намерений, картины мира и, в конечном счете, идентичности и места в жизни (тройная петля обратной связи).
В принципе, практиковать исследование действием может каждый человек в любой семье или организации. Сначала, постепенно развивается способность вносить небольшие изменения для повышения своевременности и эффективности действий (на основе одиночной петли). Затем (хотя немногие люди или организации сегодня продвигаются так далеко) появляется способность к трансформационным изменениям (на основе двойной петли). Еще позже немногие смиренно принимают вызов постоянного вслушивания в темноту – в настоящий момент и в «пространство всех возможностей», из которого возникает будущее (на основе тройной петли).
***
Продолжение рассказа о подходе «Исследование действием» Билла Торберта читайте в третьей части. В ней мы расскажем о трех главных пространствах (доменах), в которых мы проводим исследование действием, а также опишем полную модель исследования действием Билла Торберта.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь