Виктор Кирпичев, Константин Зимин

Константин Зимин, главный редактор журнала «Управляем предприятием». Виктор Кирпичев, к.х.н., доцент Департамента бизнес-информатики Финансового Университета при Правительстве России.

В статье проведено качественное исследование текущих компетенций ИТ-специалистов в прорывных технологиях, а также перспектив формирования новых ИТ-компетенций. Основной источник информации, приведенной в данной статье, – сфокусированные интервью с ИТ-руководителями компаний крупного российского бизнеса.     Вторая часть статьи посвящена оценке возможностей формирования новых компетенций в ближайшие 3-5 лет. Также мы выявили ключевые факторы, которые будут влиять на сохранение и рост ИТ-компетенций сотрудников российских компаний в ближайшие 3-5 лет.

Потребности в ИТ-компетенциях на ближайшие 3-5 лет

— В течение ближайших 5 лет ваши ИТ-специалисты должны будут приобрести необходимые компетенции в новых технологиях. Насколько российские ИТ-руководители уверены, что смогут приобрести эти компетенции?

«Настолько быстро меняется набор технологий и информационно-технологический ландшафт, что готовиться к будущим технологическим изменениям абсолютно невозможно».

«Мы сейчас знаем, какие технологии будут через 10-15 лет? Нет. Значит, нам нужно начать готовить специалистов, которые смогут освоить любые будущие технологии».

«Ответ на вопрос «Будут ли в ИТ кадры через 5-7 лет», полностью зависит от того, как мы сейчас подойдем к образованию. Учить надо сейчас, тогда через 5-10 лет у нас будут компетентные кадры».

— Можно использовать внешние компетенции, например, из партнерских компаний? Опрошенные нами эксперты, в целом, отвечают утвердительно, но не всегда и не во всех ситуациях.

«Специфика нашего предприятия такова, что у нас очень сложно с удаленной работой и это зачастую является ограничивающим фактором при работе с внешними компаниями. И, на мой взгляд, большинство промышленных российских предприятий не готовы к формату распределенных предприятий. Это очень серьезный вопрос, большая проблема. В результате наличие кадров на рынке не означает, что мы их сможем использовать».

Опрошенные специалисты сходятся во мнении, что в России не хватает, и, по всей видимости, не будет хватать компетентных ИТ-специалистов. Их дефицит практически невозможно компенсировать на коротком периоде 3-5 лет.

Помимо фактора, связанного с отъездом самых компетентных ИТ-специалистов, никто не отменял последствия политической ситуации в стране, демографической ямы и рост спроса на разработчиков со стороны госкомпаний. Потребности в ИТ-специалистах будут только расти, количество специалистов будет слабо расти (или вообще замрет на месте), а потребности будут серьезно увеличиваться. Конкуренция за ИТ-экспертов обострится не только внутри России, но и за ее пределами — многие страны с удовольствием готовы нанять наших специалистов. Это неизбежно будет провоцировать рост зарплат, хотя в ИТ-отрасли зарплаты и так сильно растут. Большинство экспертов считает, что компетентных ИТ-специалистов будет не хватать в более длинном периоде 5-10 лет, если государство не предпримет серьезных мер для исправления ситуации.

Ключевые факторы, которые влияют на сохранение и рост ИТ-компетенций сотрудников

Из мнений и аналитических оценок экспертов авторы исследования выделили ключевые факторы, которые будут влиять на сохранение и рост ИТ-компетенций сотрудников в ближайшие 3-5 лет.

  1. Политика. Очевидно, политика влияет на стабильность и уверенность сотрудников в завтрашнем дне, на отток ключевых специалистов из страны, прежде всего, компетентных и сертифицированных специалистов по западным технологиям и продуктам. Даже единичные потери существенны, их сложно качественно заполнить. Для многих студентов (бакалавров и магистров) возник дополнительный стимул продолжения образования и дальнейшего поиска работы за пределами страны. Отметим, что этот фактор помимо отрицательного, имеет и положительное влияние: при стабилизации ситуации и появлении факторов стимулирования возвращения специалистов в Россию, возникнет серьезный приток специалистов, обученных в других странах.
  2. Экономика и инвестиционный климат в России. Бюджетная политика внутри компаний ужесточается, бизнес-развитие замедляется. ИТ-бюджеты сокращаются, выделение денег на ИТ-инновации и эксперименты усложняется. Это особенно заметно в компаниях, которые связанны с внешнеэкономической деятельностью. В результате можно говорить о тенденции замедления развития инноваций в традиционном бизнесе. Речь, прежде всего, идёт о сложных цифровых решениях, например, о создании цифровых двойников, дополненной реальности, сложных алгоритмов обработки больших данных и т.д.
  3. Рост спроса на ИТ-специалистов со стороны госкомпаний. Нельзя не сказать, что ряд компаний получают в текущей ситуации дополнительные преимущества. Они связаны в основном с государственной поддержкой или получением (историческим наличием) монопольного положения на рынке. В этих организациях будет спрос на передовые решения и необходимые компетенции у специалистов. К таким организациям можно отнести прежде всего: государственные структуры (Ростех, Центробанк, ФНС, Гостех, ФСБ и т.д.), системообразующие банки, нефтегазовый сектор, системообразующие транспортные компании.
  4. Прекращение работы в России западных вендоров компьютерного оборудования и программного обеспечения и его влияние на образование ИТ-специалистов. Западные вендоры, кроме поставок оборудования и программного обеспечения, проводили большую работу по организации обучения, что способствовало росту компетенций сотрудников в целом по стране. Вузовское образование не даёт профессиональных специализированных знаний и это порождает тенденцию развития системы специализированного и дополнительного образования и повышения квалификации. Эта тенденция требует поддержи, как со стороны работодателей, так и государственных органов.
  5. Рост деловой и маркетинговой активности российских разработчиков программных и аппаратных средств. Этот фактор пока находится в неактивном состоянии, однако, он важен, прежде всего, для инновационных направлений и перспективных тенденций. После ухода западных поставщиков продуктов и услуг в области информационных технологий для российских поставщиков открылись новые рыночные ниши. И в них требуется реклама, информация, обучающие курсы. Это создает ощущение ценности определенных направлений деятельности, мотивируя на создание новых компетенций и их рост.
  6. Привычка к работе в режиме «сделай сам». Она сформировалась ранее. Почти все бизнес-компании создавали свои программные продукты. Но сейчас она, по мнению наших экспертов, усиливается. Этому способствуют новые тенденции в программировании – low code и no code. В свою очередь, самостоятельное решение сложных задач способствует росту компетенций сотрудников компании. Некоторые внутренние продукты в потенциале могут выйти на рынок. Многие холдинги «вывели» внутренние ИТ-подразделения в отдельные ИТ-компании. Будут развиваться традиционные направления автоматизации с тенденцией использования «open source» решений и продуктов, содержащих возможности low code, no code.
  7. Демографическая яма. Из-за снижения рождаемости в 90-годах к 2030 году число граждан России наиболее активного возраста с 30 до 39 лет снизится на 30% (на 7,2 млн. человек).
  8. Реформа высшего образования в области ИТ и российской инженерной школы. Реформа высшего образования уже началась «лет 15 мы практически не готовили инженеров, но в последние 5 лет ситуация меняется». Но мы понимаем, что традиционно она будет проходить долго и не все её шаги будут конструктивными.
  9. Возможности рынка ДПО и корпоративных университетов. Мы уже подробно писали о роли дополнительного профессионального образования выше. На данный момент существует тенденция «научи сам» или «научись сам». Некоторые компании не заказывают обучение на стороне, а создают «внутренние кафедры» в рамках определенных продуктовых направленностей.
  10. Практика удаленного обучения. Это, несомненно, важный положительный фактор, который существенно облегчает и ускоряет дообучение необходимым технологиям.
  11. Методы привлечения молодых специалистов, их мотивации и удержания в компании. Многие эксперты отмечали, что не так просто найти «ключи» к молодому поколению и мы еще далеки от понимания, как же эту проблему решать. «Молодые люди, которые приходят, они хотят работать с самым новым, с самыми современными технологиями. И чтобы удержать хорошие кадры, мы сами обязаны меняться и внедрять новое и передовое. Мы должны идти по этому пути».
  12. Потенциал стран, которые на сегодняшний момент не считаются развитыми, например, Кыргызстан или Таджикистан. Ограничения рынка труда, полагает один из экспертов, будут сниматься в том числе и за счет таких работников, которые будут претендовать на специальности какого-то определенного уровня. «Мне кажется, в этом есть определенный потенциал. Однако, как работать с людьми из этих стран, мы на сегодняшний момент, не понимаем».

Чтобы представить эти факторы на единой картине, мы использовали фреймворк Cynefin (подробнее о нем можно узнать, например, в статье «Фреймворк Cynefin: быстрое введение»). Ключевые факторы мы распределили по четырем доменам модели Cynefin (рис. 1).

factory.jpg

Рис. 1. Ключевые факторы, влияющие на сохранение и рост ИТ-компетенций сотрудников в модели Cynefin

Попадание трех факторов в сложный домен и трех на границу сложного и усложненного показывает, что ситуацию необходимо рассматривать как сложную и действовать в ней соответствующим образом.

На основе модели Cynefin можно выделить три основных тактики действий.

  1. Изменение факторов усложненного и очевидного доменов. Влияние факторов усложненного и очевидного доменов на управленческую ситуацию нам понятно и прогнозируемо. Соответственно, мы можем запланировать изменение ситуации в нужную нам сторону через изменение этих факторов. Оно происходит, как правило, в форме классических проектов. У участников возникают предложения по составу и содержанию проектов, которые направлены на улучшение данной ситуации. И модель Cynefin позволяет выявить источники и дать качественную оценку масштаба риска каждого проекта. Это можно сделать, так как с каждым проектом участники могут связать рассмотренные ранее факторы.
  2. Прощупывание факторов сложного домена. Влияние сложных факторов на управленческую ситуацию нам непонятно и непрогнозируемо. Открывать проекты здесь преждевременно, мы еще недостаточно знаем, как эти факторы действуют в нашей ситуации. Необходимо прощупывать эти факторы, то есть формулировать действия, позволяющие провести безопасное тестирование и проверку состоятельности гипотез методом проб и ошибок. Как правило проводится коллективное обсуждение предложений и гипотез, направленных на прояснение влияния факторов сложного домена на ситуацию.
  3. Мониторинг хаотических факторов. О влиянии хаотических факторов на нашу ситуацию мы ничего не знаем и не узнаем до тех пор, пока они не начнут действовать. Они находятся за границей наших возможностей познания. И с тем, как они меняют ситуацию, мы ничего сделать не сможем, они за границами нашего, даже косвенного, влияния. Нам остается только мониторить их и, возможно, «подстелить соломку» на всякий случай, если их влияние окажется опасным. То есть обдумать, что мы будем делать, если «выстрелит» тот или иной хаотический фактор, составить план кризисного реагирования, предусмотреть некоторые ресурсы и т.п.

Пожелания к системе высшего образования

Опрошенные нами эксперты-практики также дали советы специалистам в области высшего образования, которые касаются подготовки кадров по перспективным ИТ-технологиям.

«Как подготовить специалистов, которые смогут освоить любые будущие технологии? Прежде всего, это дать им фундаментальную математику, системное мышление и базовые навыки: «Как работать с информацией?», «Как думать?», «Как учиться?». И вторая составляющая образования – это практика на реальных предприятиях, с 3-4 курса студенты должны участвовать в решении реальных задач.

И в нашей стране есть опыт такой подготовки, по такой модели создавался МФТИ сразу после войны. У нас есть хорошая система подготовки в области информационной безопасности и криптографии, где решается та же самая задача и можно использовать этот опыт.

А мы в нашем ИТ-образовании, в основном пытаемся «затыкать дыры»: одни откачивают воду, другие затыкают дыры. Неплохо, конечно, корабль плывёт, но лучше бы, чтобы корабль был непотопляемый из-за архитектурных решений, а не за счет героизма.

И без продуманных целевых программ и фокусировки государства на этом проблема не сдвинется с места. Важнейший аспект – взаимосвязанность технологий по всему стеку. Нельзя получить квалифицированных специалистов по какому-то элементу стека, например, программированию, не решив вопросы с компьютерами, элементной базой и т.д. Нужно заниматься цепочкой в целом, и проектированием оборудования, и новыми материалами. И должна быть стройная, продуманная и взаимоувязанная система стимулирования и поддержки, а не «россыпью по всей отрасли».

Это решаемая задача, и она, на мой взгляд, может быть в основном решена примерно за 10 лет. Я не верю, что на это необходимо 30 лет. Но если она не будет решаться, то мы через 10 лет с ИТ-кадрами «сядем в лужу». Если ничего не делать, то можно и 30 лет решать, как у нас происходит с микроэлектроникой».

Возможно, по основным ИТ-специальностям обучение должно стать шестилетним, с получением специализированных знаний, длительными стажировками на реальных предприятиях. Для ключевых специальностей должны быть пересмотрены параметры платности образования, финансового обеспечения (стипендий) студентов на период обучения.

Выводы

Как показало качественное исследование, оценка перспективы новых ИТ-компетенций зависит от множества крайне сложных факторов. Ключевые выводы:

  1. Компетентных ИТ-специалистов не хватает и будет не хватать в более длинном периоде 5-10 лет, если государство не предпримет серьезных мер для исправления ситуации.
  2. Выделенные ключевые факторы ситуации и ее портрет показывают, что ее необходимо рассматривать как сложную и действовать в ней соответствующим образом.
  3. Необходимо выстраивание взаимодействия и партнерства с российской системой образования и подготовки кадров. Также необходимо выстраивание системы дообучения выпускников ВУЗов с помощью системы ДПО или корпоративных университетов, а также системы стажировок.
  4. Необходимо реформирование российской системы образования и подготовки кадров, фокусировка на фундаментальной подготовке в области ИТ и «мягких навыков» (soft skills).

 

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.