Михаил Тугаев

н-к департамента внутреннего аудита ОАО «ОПК, к.т.н. «ОБОРОНПРОМ»

Процессы глобализации и вступления в ВТО требуют от российских корпораций соответствия современным нормам ведения бизнеса. Привлечение инвестиций и даже кредитов предполагает раскрытие консолидированной информации по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО).Раскрытие информации по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) и подготовка консолидированной отчётности группы требуют, в свою очередь, обоснования организационной структуры подразделений, занимающихся формированием консолидированной отчётности по МСФО. Выделим две основные задачи: подготовка данных для консолидации и выполнение консолидационных расчётовВ вопросе выбора метода подготовки данных для консолидации, считаю, поставлена точка: радикальные шаги министерства финансов по сближению РСБУ с МСФО свели к минимуму количество расхождений и объём трансформации. Поэтому основным методом подготовки данных в настоящее время является трансформация данных РСБУ за исключением учёта основных средств, где пока ещё предпочтителен параллельный учёт.

Дискуссионным представляется вопрос выбора места трансформации бухгалтерских данных для целей подготовки консолидированной отчётности группы: в управляющей компании либо на предприятиях. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать систему производственного и бухгалтерского учёта исследуемого холдинга – Объединённой промышленной корпорации «ОБОРОНПРОМ».

Организация учёта авиационного производства

В силу значительной стоимости оборудования невозможно радикальное технологическое обновление производства, поэтому в значительной степени сохраняется технологический уклад «операция – станок», и, как следствие, значительная технологическая специализация цехов, длинные цепочки операций и перемещений в процессе изготовления деталей. Разузлованный состав высокотехнологичного изделия достигает 11 уровней, а максимальное количество цехозаходов в процессе изготовления одной детали – 16. 

Планирование и учёт операций и затрат представляет собой объёмную рутинную работу, сегментированную на заводской и цеховой уровень. 

Соответственно, весьма значителен круг управленческих решений, централизация которых экономически бессмысленна, а организационно весьма накладна. Это — и вопросы оперативного управления производством, и закупки, и воспроизводство основных фондов, и даже краткосрочное кредитование.

Региональная специфика рынка труда влияет на кадровую политику. В случае централизации оперативных решений в московском офисе простои на предприятиях примут катастрофические масштабы.

Региональная специфика рынка труда влияет на кадровую политику. Даже фактор поясного времени предопределяет сохранение управленческих функций на региональной производственной площадке: к 10:00 - началу рабочего дня в управляющей компании в Москве на Уральских предприятиях уже начинается обеденный перерыв, а в Сибири и на Дальнем востоке первая смена уже заканчивается. В случае централизации оперативных решений в московском офисе простои на предприятиях примут катастрофические масштабы.

Вышесказанное позволяется сделать вывод: необходимая для принятия оперативных управленческих решений учётная и аналитическая информация востребована на региональных производственных площадках. Более того, она здесь формируется и регистрируется. 

Модель организации работ по трансформации отчётности

Принятие решения об организационном закреплении функции трансформации требует обоснования. Сторонники централизации функции трансформации в управляющей компании аргументируют свою позицию наличием соответствующего квалифицированного персонала в головной компании. На что можно возразить следующее: значительное сближение РСБУ и МСФО уменьшило потребность в высококвалифицированных специалистах. Перевод международных стандартов на русский язык вкупе с огромным предложением образовательных курсов существенно повысили компетентность бухгалтеров в вопросах МСФО. Наработки фирмы «1С» по автоматизации задач трансформации и консолидации существенно снизили рутину учётных задач. Следует обратить внимание и на замалчивание сторонниками централизации задач трансформации такого обстоятельства, что без знания специфики организации производства, без взаимной увязки бухгалтерских данных с дополнительной информацией об операционных и рыночных факторах качество такой трансформации и последующей консолидации существенно снижается. 

Поэтому даже при возможно менее квалифицированном, но погруженном в реальную производственную специфику персонале на производственной площадке, качество трансформационных операций будет сопоставимым, а трудоёмкость сбора и передачи информации в головную компанию будет существенно ниже. Существенно меньшим будет и срок подготовки данных, что критично для консолидированной отчётности по МСФО.

При возможно менее квалифицированном, но погруженном в реальную производственную специфику персонале на производственной площадке, качество трансформационных операций будет сопоставимым, а трудоёмкость сбора и передачи информации в головную компанию будет существенно ниже.

Тем более утопичным видится мне популярная в настоящее время идея общих центров обслуживания, предполагающая централизацию всей учётной работы в головной, либо специализированной организации на основе отсканированных первичных документов центров деятельности. Декларируемая при этом возможность тотального контроля - не панацея от нежелательных явлений. Известные мне примеры внедрения единых централизованных учётных систем для территориально-распределенных компаний даже в розничной торговле, где степень унификации товаров и бизнес-процессов значителен, а возможность подбора лояльного персонала весьма широка ввиду минимальных требований к его квалификации, проходили в условиях жесточайшего диктата головной компании. 

Поэтому в Объединённой промышленной корпорации «ОБОРОНПРОМ» выстроена двухуровневая структура учёта и подготовки отчётности по МСФО. На уровне дочерних и зависимых обществ ведётся первичный бухгалтерский учёт, осуществляются трансформационные корректировки, на интернет-портале корпорации проводится попарная сверка внутригрупповых оборотов организаций-контрагентов. Подготовленные таким образом данные используются отделом консолидации головной компании для элиминации внутригрупповых оборотов и обязательств, расчёта нереализованной прибыли и гудвилла. 

Но даже эти расчёты невозможно выполнять без понимания структуры корпорации, функций и специализации отдельных предприятий, логики их кооперации. Поэтому сотрудники отдела консолидации в обязательном порядке командируются на региональные производственные площадки, где получают соответствующую информацию, а также транслируют единые корпоративные правила сотрудникам региональных подразделений.

Описанный подход соответствует концепции управления знаниями Объединённой промышленной корпорации «ОБОРОНПРОМ» и ориентирован на накопление и трансляцию корпоративного опыта.

Логика работ по автоматизации подготовки отчётности по МСФО

При выборе объекта автоматизации определяющим показателем служила рутинность операций. Поэтому сложные единичные консолидационные расчёты, требующие профессиональной оценки и суждения, выполняются вручную. Автоматизированы требующие значительного объёма передачи данных и прямого взаимодействия учётных работников разных организаций процессы сверки внутригрупповых оборотов. Структура сопоставляемых данных ориентирована как на задачи последующей консолидации, так и на выделение специфичных для группы аспектов. Например, выделены операции по договорам управления, по функциям агента-поставщика комплектующих и оборудования, опытно-конструкторские разработки. 

Для выполнения консолидационных расчётов определены следующие группы показателей: инвестиции, задолженности, закупки/расходы, реализация/доходы, денежные операции. Детализация показателей разделов проводилась в расчёте на обеспечение последующей попарной сверки между предприятиями- контрагентами (табл.).

Таблица. Соответствие показателей контрагентов.

   таблица

Указанная методика децентрализованной системы трансформации данных и сверки внутригрупповых оборотов была автоматизирована с помощью информационной системы «1С:Консолидация» на базе облачного решения фирмы «Микротест» и апробирована при подготовке консолидированной отчётности групп ОДК и ОБОРОНПРОМ за 2012г. В настоящее время ведётся автоматизация процедур трансформации на предприятиях холдинга.

Комментарии 0

Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.