Задачи проекта:
- организовать качественное дистанционное обучение за счет внедрения комплекса программ «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента»;
- сократить количество задействованных в работе методистов, обеспечить самостоятельную работу каждого преподавателя в системе дистанционного обучения;
- обеспечить создание дистанционных занятий из электронного журнала, а также обеспечить синхронизацию оценок через интеграцию системы «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» и электронного журнала в системе «1С:Колледж ПРОФ»;
- разработать дополнительные отчеты — «Занятия для группы за период», «Анкета», «Активность пользователей», «Результаты выполнения заданий»;
- обучить преподавательский состав практической работе с системами «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента».
- Территориальная разобщенность участников проекта (разница во времени заказчика и исполнителя составила 2 часа), что потребовало создания общего коммуникационного пространства участников.
- Настройка системы с учетом возрастных особенностей преподавателей.
- Дистанционное обучение преподавателей и студентов работе в системе.
- Тесная интеграция с работающим в Урайском политехническом колледже программным продуктом «1С:Колледж ПРОФ». Часть функционала доработана в электронном журнале, что позволило прямо из него публиковать дистанционные занятия.
- Сжатые сроки проекта — 1 месяц.
- непрерывный доступ к материалам обучения для 772 пользователей;
- ежедневное проведение около 100 дистанционных занятий;
- студенты в общей сложности отвечают на 2500 тестовых вопросов ежедневно;
- ежедневное создание и проведение около ста документов пользователями, и около 2500 документов проводится автоматически.
Анализ учебной деятельности студентов в созданной системе удаленного дистанционного обучения показал, что количественный показатель выполнения заданий значительно вырос.
Ситуация до старта проекта
Информатизация образования является одной из основных тенденций в области образования. При этом в Ханты-Мансийском автономном округе информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как:
- неотъемлемый компонент обучения;
- эффективный механизм существенного повышения качества реализации задач развития образования.
Бюджетное учреждение «Урайский политехнический колледж» давно занималось вопросами внедрения современных информационных технологий. Однако пандемия коронавирусной инфекции явилась катализатором процесса перехода колледжа на дистанционное обучение. Ранее преподаватели размещали задания для студентов на общедоступных облачных хранилищах и использовали доступные программы и решения, однако такая система имела ряд фундаментальных недостатков. «Каждый преподаватель самостоятельно выбирал удобные для него средства общения с учениками и распространения заданий: Zoom, электронная почта, облачные хранилища, Skype», — поясняет Юлия Сколмолдинова, руководитель проекта по внедрению системы дистанционного обучения со стороны заказчика и преподаватель Урайского политехнического колледжа.
Так как не было единой системы удаленного дистанционного обучения, это приводило к разобщенности работы преподавателей и студентов. В связи с этим возникали сложности сбора информации, интеграции результатов обучения и получения результирующей статистики. Кроме того, преподаватели на освоение возможностей инструментов взаимодействия со студентами затрачивали значительную часть своего рабочего времени, которое могло быть потрачено на совершенствование преподавательского мастерства.
В программе развития колледжа прописаны этапы информатизации образовательного процесса. «Внедрение системы дистанционного обучения было запланировано, — отмечает Юлия Сколмолдинова, — но ситуация с массовым переходом образовательных организаций в режим дистанционного обучения стала основной внешней причиной начать проект именно сейчас».
Внутренней причиной, побудившей руководство Урайского политехнического колледжа начать проект не откладывая, стала насущная необходимость обеспечить доступность качественного непрерывного образования учащимся, независимо от режима обучения: очного или дистанционного. Потребовалось создать единую автоматизированную систему дистанционного обучения, которая позволила бы эффективно предоставлять образовательные услуги, следить за их качеством и оценивать их результаты. «Нам нужна была именно единая многофункциональная платформа по организации и обеспечению образовательного процесса, как для студентов, так и для преподавателей, — подчеркивает Юлия Сколмолдинова, — с тем чтобы автоматизировать полностью весь процесс предоставления и получения образовательных услуг».
Выбор системы и поставщика услуг
Сначала был проведен анализ существующих систем дистанционного обучения. Программные продукты «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» были выбраны благодаря своей совместимости с уже использующейся в колледже системой «1С:Колледж ПРОФ». «Программы „1С:Электронное обучение. Корпоративный университет“ и „1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента“ подходили нам по всем параметрам», — отмечает Юлия Скомолдинова.
Бюджетное учреждение «Урайский политехнический колледж» сотрудничает с компанией «Русские Решения» с 2015 года. За время их совместной работы в колледже были запущены в эксплуатацию:
- «1С:Колледж ПРОФ», в том числе модуль «Электронные журналы»;
- «1С:Автоматизированное составление расписания. Колледж».
«Уже имеющийся успешный опыт совместной работы с центром компетенции по образованию компании «Русские Решения» и стал решающим фактором при выборе партнера по внедрению — компании «Русские Решения, — отмечает Юлия Скомолдинова. — А всесторонняя поддержка заместителя директора по учебной работе колледжа, сплоченная работа команды опытных преподавателей, методистов и специалистов внедряющей компании явились ключевыми факторами успешности проекта».
Цель и задачи проекта
Цель проекта — создание единой многофункциональной платформы обеспечения образовательного процесса в дистанционном формате, позволяющей автоматизировать дистанционное предоставление и получение образовательных услуг.
Основные задачи проекта:
- организовать качественное дистанционное обучение за счет внедрения комплекса программ «1С:Электронное обучение: Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение: Веб-кабинет преподавателя и студента»;
- сократить количество задействованных в работе методистов, обеспечить самостоятельную работу каждого преподавателя в системе дистанционного обучения;
- обеспечить создание дистанционных занятий из электронного журнала;
- обеспечить синхронизацию оценок через создание возможности автоматически загружать результаты из «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» в занятия электронного журнала «1С:Колледж ПРОФ»;
- разработать дополнительные отчеты — «Занятия для группы за период», «Анкета», «Активность пользователей», «Результаты выполнения заданий»;
- обучить преподавательский состав практической работе с системами «1С: «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С: Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента».
Одной из первоочередных задач стала мотивация учащихся, перевод студентов колледжа на работу в новой для них системе. Анализ учебной деятельности студентов в системе, построенной на основе комплекса программ «1С:Электронное обучение», показал, что количественный показатель выполнения заданий значительно увеличился.
Юлия Сколмолдинова, руководитель проекта по внедрению УДО со стороны заказчика, преподаватель Урайского политехнического колледжа.
Ход проекта
Проект создания многофункциональной платформы организации и обеспечения образовательного процесса и внедрения систем «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» включал следующие этапы.
- Перенос данных из «1С:Колледж ПРОФ» в «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет». Процесс синхронизации занимает не более 10 минут и выполняется после того, как заполнен контингент студентов и преподавателей.
- Настройка доступа преподавателям к системам «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента».
- Моделирование работы преподавателей в типовой системе «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и консультирование преподавателей участниками рабочей группы по внедрению. В состав рабочей группы вошло 10 преподавателей и методистов, которые оказывают методическую и техническую помощь преподавателям колледжа.
- Разработка технического задания на доработки типового решения «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет».
- Доработки системы «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет», которые адаптировали систему к дистанционному обучению. Они были выполнены за 10 дней, на тестирование и исправление ошибок ушла еще одна неделя.
- Обучение преподавателей использованию конструктора курсов и тестов в «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» — разработка коротких и понятных инструкций с описанием процесса создания дистанционного занятия, а также мастер-классы в Skype по созданию электронного учебно-методического комплекса.
- Настройка доступа студентам к программе «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента», запуск дистанционного обучения. В течение двух дней кураторы учебных групп собрали данные электронных адресов студентов 1-4 курсов. Далее в течение недели поэтапно в систему «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» были подключены все студенты Урайского политехнического колледжа. Студенты получили рассылку на свои адреса электронной почты с данными для входа в «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента».
«На этапе внедрения системы дистанционного обучения был произведен опрос студентов по качеству предоставляемых услуг, — отмечает Юлия Скомолдинова. — В результате мы получили положительные отзывы и предложения по работе системы, которые были учтены в дальнейшем». Анализ результатов опроса показал высокий уровень удовлетворенности получаемыми услугами.
* * *
Об архитектуре системы управления обучением, рисках и особенностях проекта, а также его результатах читайте во второй части статьи.
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь