Владимир Ананьин

Независимый эксперт, преподаватель «Школы ИТ-менеджмента» РАНХиГС при Президенте РФ и и «Высшей школы бизнес-информатики» ВШЭ.

Все мы сейчас живем в условиях, близких к хаосу. Хаотические ситуации можно определять по-разному, но самый, на мой взгляд, простой вариант – это ситуация, когда с причинами ее появления разбираться бессмысленно, потому что некогда, а последствия не разрешения ситуации очевидные и в некотором смысле ведущие к катастрофе. Можно ли жить и развиваться в хаосе? Оказывается, можно и пример, который я описал в этой статье это подтверждает. Более того, именно в условиях хаоса возникают новые возможности, именно там многие изменения можно провести быстро и максимально безболезненно. Именно в условиях хаоса возможна мобилизация усилий и «героические» усилия. Но для этого нужны специальные условия, которые я и постараюсь показать в статье. И некоторые жизненные формы организаций могут продолжительное время устойчиво существовать и в хаотических ситуациях. При этом удивительно то, что окружающий их хаос не убивает их развитие, а наоборот – питает это развитие.

История одного строительства

У меня во дворе вырос замечательный православный храм. Службы в нем идут уже 5 лет, и собранный вокруг него приход живет полноценной жизнью. Тем не менее, храм еще не достроен и там постоянно идут вялотекущие работы. Основная часть храма была построена на деньги из централизованной программы правительства Москвы и Патриархии, но дальше все строительство пошло на пожертвования, поступление которых абсолютно не предсказуемо. Как любое большое здание храм имеет архитектурный проект, по которому ведутся все строительные работы. Строительство идет случайными рывками: появляются деньги и строительные работы активизируются, деньги заканчиваются – работы переходят в вялотекущий режим. Строительство ведет бригада, которая работает и на других объектах. Ведь надо же им на что-то жить. Общая организация строительства лежит на плечах настоятеля храма, который является батюшкой – «душой прихода», и у которого помимо строительства тоже много других забот.

Вот одна характерная ситуация из жизни прихода. Прошлым летом случился сильный и затяжной ливень, который вызвал подтопление не только на территории храма, но и соседних гаражей и детского садика. Стало понятно, что ливневая канализация (ливневка) храма построена была неправильно, и что нужно срочно исправлять ситуацию. Если все делать правильно, то ливневку храма надо подключать к сети ливневой канализации микрорайона. При этом протягивание трубы от храма и подключение ее к сети микрорайона может сделать только специальная бригада, которая работает на сети микрорайона по определенному согласованному с многими городскими службами плану.

Оказалось, что в ближайший месяц эта бригада должна вести профилактические работы в нашем квартале и у нас появляется реальный шанс подключения своей ливневки к сети микрорайона.

Всем стало понятно, что на все у нас есть всего три недели, и началась мобилизация личных связей.
 
Быстро обнаружилось, что один прихожанин работает в районной администрации, а бригадир муниципальной бригады является родственником одной нашей прихожанки. Быстро организовались все нужные встречи настоятеля, ему удалось договориться о включении работ по нашей ливневке общий план-график муниципальной бригады. Нашлись и деньги. На счете храма осталась сумма от не до конца потраченного последнего пожертвования. Удалось вызвать и нашу строительную бригаду, которая скоординировала свои действия с муниципальной бригадой. Все удивительным образом сложилось, ливневка храма была подключена к городской сети, и проблема подтоплений была быстро решена.

Почему хаос не останавливает развитие?

Изначально в храме планировались другие строительные работы, но «человек предполагает, а Бог располагает». Никто не мог предположить появления ситуации с подтоплением и ливневкой, но именно она сдвинула строительство храма еще на один небольшой шаг. Если внимательно посмотреть на историю развития храма, то можно увидеть, что его развитие двигали не столько планы настоятеля, сколько складывающиеся ситуации, порождающие проблемы или возможности. Эти ситуации разрешались по мере их поступления, приводя к развитию всего храма.  Поток таких ситуаций является абсолютно не предсказуемым, а сами ситуации всегда настолько уникальными, что для их разрешения невозможно просто воспользоваться накопленным опытом и приходится каждый раз изобретать что-то новое.

Если ситуации настолько непредсказуемы и уникальны, то почему наш настоятель не становится их заложником? Почему этот хаос не останавливает развитие храма, а все-таки подпитывает его развитие и порождает в приходе самоорганизацию? Ниже несколько условий.
  1. Прихожане – люди, верящие в Бога, в его благой промысел и любовь. Оглядываясь назад, можно увидеть, что большинство сваливавшихся на приход проблем укрепляло его и двигало строительство храма. Интересно, что решения всегда находились неожиданные и привязаны они были именно к данной конкретной ситуации. При этом оказывалось, что каждая ситуация несла в себе не только вызов, но и множество вариантов разрешения этой ситуации. Надо было только быстро увидеть это решение, мобилизовать необходимые ресурсы, самоорганизоваться и проявить мужество, не нарушая заповедей, сделать то, что ты никогда не делал.

  2. Приход – это густая сеть личных связей не только внутри самого прихода, но и вне его. Множество глаз видят больше, чем глаза одного человека. Множество языков быстрее передают информацию. Множество голов быстрее находят нужное решение. Множество рук быстрее находят необходимые ресурсы. Хоть и разрешает ситуацию небольшая группа активистов, но при этом работает вся сеть связей. Это сильные личные связи, построенные не на понятиях выгодно и рационально, а на понятиях стыдно, понятиях общего дома и общей судьбы, которые связаны прежде всего с верой в Бога.

  3. Как верующие люди, они не столько решают задачи, сколько служат Богу и друг другу. Каждый на своем месте, без надрыва и кто как может. Они готовы пожертвовать как минимум своим временем, и это даже не жертва, а естественная их готовность поделиться.

  4. Так же, как и семья, для верующего человека приход – это общая духовная жизнь, общие смыслы и общая судьба. Интересно, что общие службы не создают никакой унификации личности. У каждого верующего складываются свои личные отношения с Богом. При этом вера задает для него высшую меру всего, которая определяет смысл именно его жизни. Получается, что общая духовная и материальная жизнь в приходе не унифицирует, а наоборот, стимулирует органичное разнообразие личностей прихода.

  5. Для верующих людей личные отношения наполнены смыслами масштаба судьбы и сочувствием. Они очень чувствительны к тому, что может исказить и разрушить личные отношения с Богом и друг с другом, то есть к греху. Поэтому для верующего человека непрерывная борьба с его личными грехами – важнейшая часть его духовной жизни.

Все эти особенности делают социальную сеть прихода гиперчувствительной к изменениям ситуаций, а также создают феноменальную способность к самоорганизации для разрешения этих ситуаций.
 
При этом настоятель как духовный и организационный лидер прихода может направлять деятельность этой сети в определенном направлении, например, на строительство храма.

Устойчивые жизненные формы организаций есть везде

Ситуации, с которыми сталкивается наш приход – это явно не очевидные и не усложненные ситуации (по классификации фреймворка Cynefin). Ситуации больше похожи на хаотические, когда с причинами ее появления разбираться бессмысленно, потому что некогда, а последствия не разрешения ситуации очевидные и в некотором смысле ведущие к катастрофе. Поток ситуаций постоянно выталкивает наш приход на грань устойчивости. Можно с уверенностью сказать, что наши ситуации не похожи на сложные (по классификации фреймворка Cynefin), в которых еще не понятен путь ее развития, и есть еще время для безопасного прощупывания этой ситуации. Наши ситуации не похожи и на погружение в хаос, когда мы можем небезопасно «встряхнуть ситуацию», чтобы явно проявить направление ее развития. У нас перспектива уже сразу проявляется и все становится очевидным.

На примере строительства храма мы видим, что некоторые жизненные формы организаций могут продолжительное время устойчиво существовать и в хаотических ситуациях. При этом удивительно то, что окружающий их хаос не убивает их развитие, а наоборот – питает это развитие.

Так же как в мировом океане нет места, где бы не нашлось живых организмов, так, видимо, и на фреймворке Сynefin нет области, где не обнаружились бы устойчивые жизненные формы организаций.
 
Можно предположить, что даже область ситуаций перед катастрофой тоже является обитаемой, и там существуют свои жизненные формы организаций. Похоже, такие формы описал Александр Прохоров в своей книге «Русская модель управления».

Литература
Прохоров А. П. «Русская модель управления» М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.