Мария Шантаренкова

Редактор, специалист в области PR. Работала менеджером по маркетингу и PR компании ALP Group. С 2003 по 2014 г. была выпускающим редактором журнала Intelligent Enterprise.

Константин Зимин

главный редактор журнала «Управляем предприятием»

Коронавирус — это печальная страница в истории человечества. Однако когда хаос, тогда и больше возможностей для прогресса. Коронавирус меняет наш мир целиком, не только привычки и образ жизни. Кризисы, подобные этому, хороши тем, что придают ускорение техническому прогрессу. Быстрее приживаются новые технологии и отмирают старые. Многие технологические эксперты заявили, что теперь, после вынужденного локдауна, технологии получили «волшебный пинок» и будут очень активно развиваться. Но не все так просто. Технологии развиваются не по простым, линейным законам. В первой части статьи мы поговорим о тех изменениях, которые произошли в нашей жизни.

Запретить автомобили

Считается, что паросиловые самоходные машины были разработаны в конце XVIII века. Некоторые модели были коммерчески успешны и нашли первых, еще весьма немногочисленных заказчиков. Однако возникло общественное сопротивление против этих слишком быстрых машин, и в 1865 году в Великобритании был принят закон (Locomotive Act). По мнению законодателей, самоходные машины создавали помехи движению железнодорожных локомотивов и вызывали испуг у лошадей. Поэтому экипаж любого безлошадного транспортного средства должен был состоять из трех человек: водителя, кочегара и провожатого. В обязанности последнего входило идти впереди машины с красным флагом (в темное время суток — с фонарем) на расстоянии 55 метров, оповещая о ее приближении. В городах скорость передвижения машин ограничивалась 3 км/ч, за городом — 6 км/ч. Правда, в 1878 году в закон внесли послабления: наличие красного флага отдавалось на усмотрение местных властей, а провожатый теперь должен был идти впереди на расстоянии 18 метров. Но при приближении конных экипажей или всадников самоходная машина обязана была остановиться, при этом запрещалось выпускать пар или дым, чтобы не испугать лошадей. И только через 31 год, в 1896 году, под давлением автомобилистов эти ограничения были сняты. Эти запреты решительно подавили развитие дорожного автотранспорта в течение последних 30 лет XIX века.

В оценке последствий влияния пандемии можно выделить два взгляда на технологии: технократических оптимистов и рыночных пессимистов.

Этот пример показывает, как общественное мнение вкупе с законодательной властью может стать тормозом технологического прогресса. И, конечно, у большинства технологических энтузиастов нет сомнений, что это исключительно отрицательный фактор, и мы должны всеми силами устранять подобные ограничения на пути прогресса. (Заметим, что, это как минимум, узкая точка зрения, так как тот же Locomotive Act привел к расцвету железнодорожного транспорта, о чем стоит помнить, рассуждая о препятствиях прогрессу.) Именно в убеждении, что нужно максимально устранить все искусственные препятствия на пути победного марша технологий, и проистекает неуемный энтузиазм технологических евангелистов по поводу пандемии и тех изменений в восприятии технологий, которые произошли за эти короткие полгода. Некоторые особо рьяные договорились даже до того, что «нам с вами круто повезло» (не буду называть, чтобы не обижались). Что ж, «кому война, а кому мать родна».

В условиях локдауна кардинально уменьшились наши передвижения и в то же время выросла нагрузка на сети передачи данных. Мы перестали растрачивать энергию на перемещение в пространстве, но вынуждены были увеличить энергию, затрачиваемую на перемещение в пространстве информационном. И этот ценнейший опыт, по мнению технологических энтузиастов, изменит всеобщее отношение к информационной инфраструктуре.

Как мы увидим далее, в третьей части статьи, это не совсем так, а в большинстве областей совсем не так. А пока давайте посмотрим, какие технологии могли продвинуть пандемия и вынужденный локдаун.

Нужно максимально устранить все искусственные препятствия на пути победного марша технологий — таковы убеждения технологических оптимистов. И для них пандемия — это благо.

Как нас изменила пандемия

Какие рыночные направления и сегменты сильно выросли в условиях пандемии? Какие серьёзные изменения произошли в наших привычках и потреблении.

  1. Онлайн-медицина. Сейчас, благодаря пандемии, мы видим огромный всплеск онлайн-консультирования. Благодаря массовости перехода на видеоконференции стали возможны вещи, которые ранее требовали больших усилий. Например, собрать консилиум врачей для решения сложной проблемы — это была очень непростая задача: нужно было достать оборудование для видеоконференций, договориться, объяснить, как это работает. Сейчас, благодаря тому, что врачи получили навык работы удаленно, появилась возможность собирать такие консилиумы и быстро обсуждать проблемы.
    Более того, пандемия заставила объединиться ученых и медиков по всему миру, причем не только с консилиумами и совещаниями без всяких перелетов, но и со стримингом данных в реальном времени, минуя очень медлительные процедуры классических публикаций результатов исследований. Это было совершенно необходимо, чтобы спасти множество жизней, такой рывок медицинские технологии не смогли сделать все прошлые 10 лет. При этом телемедицинскими услугами начали пользоваться отнюдь не только «ранние энтузиасты», а гораздо более широкий слой людей. Они получили новый опыт всего за несколько месяцев, хотя раньше им на это потребовались бы годы.
  2. Онлайн-образование. Мы уже довольно долго движемся в сторону онлайн-образования. Рынок онлайн-образования начал свой стремительный рост в 2012 году, и с тех пор мы ждали, когда же, наконец, произойдет прорыв. Мешал тот факт, что образование — это крайне консервативная отрасль. Однако и в нее пандемия внесла свои коррективы — даже консервативные игроки, так или иначе, вынуждены были работать онлайн. У многих людей появился новый образовательный опыт — обучение в режиме онлайн. По мнению технологических энтузиастов, все эти люди уже не смогут полностью вернуться к традиционному, очному формату обучения. А кто-то даже решил, что онлайн-обучение вообще более эффективно.
  3. Онлайн-развлечения. Тенденция роста цифровых онлайн-игр, наблюдавшаяся последние 20 лет, резко ускорилась. Более того, если раньше это касалось, в основном, молодой аудитории, то во время пандемии в сегмент развлечений пришло много людей более старшего поколения. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что взрослые и дети играют вместе в одни и те же компьютерные игры, чего не было никогда
  4. Онлайн-фитнес. Если посмотреть, какие товары пользовались наибольшей популярностью во время пандемии, то мы увидим, что в их числе теннисные столы (по статистике Amazon). Люди стали искать замену фитнес-клубам, и возникло много стартапов, ориентированных на онлайн-фитнес, пытающихся организовать занятия фитнесом, не выходя из дома. И тут можно выделить несколько тенденций.
    • Переход тренеров и тренирующихся в онлайн и появление занятий спортом с помощью видеоконференций. Например, можно найти лучшего тренера из любой точки России, что раньше было практически невозможно. Сейчас все тренеры пытаются учиться и экспериментировать с онлайн-фитнесом — как лучше поставить камеры, как общаться. Например, происходит много онлайн-занятий танцами, что раньше, 10 лет назад, невозможно было даже представить.
    • Объединение физических устройств для занятий спортом с технологиями вовлечения аудитории, онлайн-трансляцией и элементами соревнования. Появились умные устройства, позволяющие не только заниматься фитнесом дома, но и делать это одновременно с социальным общением. Например, поднимать гантели и соревноваться с двадцатью другими, кто тоже поднимает гантели в реальном времени. Или, например, заниматься греблей дома. И эти устройства получили огромный импульс для развития.
  5. Автономный транспорт. Беспилотные автомобили уже давно стали реальностью. Но пандемия серьёзно ускорила их развитие. Сейчас во многих странах снимают законодательные ограничения для автономных средств транспорта. Причём не только для легкового, путёвку в жизнь получают небольшие дроны для доставок по городу или в пределах склада, беспилотные грузовики и т. д. Причина проста — люди оказались слабым звеном, а доставка должна быть бесперебойной.
  6. ИТ — это жизненно необходимая инфраструктура. Наконец, теперь естественно заключить, что нам жизненно необходимы не только лекарства, одежда, еда и жилье, но и возможность общаться и работать откуда угодно и при любых ограничениях. А значит, технологии, которые нам в этом помогут — сети связи, коммуникационное оборудование и центры обработки данных относить к разряду жизненно необходимых. Для технологических энтузиастов очевидно — если мы без них никак не смогли обойтись в условиях пандемии, то никак не обойдемся и далее.
Технологии, которые нам в этом помогут работать и жить при любых ограничениях — сети связи, коммуникационное оборудование и центры обработки данных — надо отнести к разряду жизненно необходимых.

Надолго ли эти изменения?

Онлайн-развлечения, онлайн-медицина и онлайн-образование развивались и до кризиса. Но мы увидели огромный всплеск интереса к ним и сильнейшее ускорение этих трендов. Насколько это долгосрочные изменения привычек? Исследования показывают, что, когда люди вышли из самоизоляции летом, они не стали меньше пользоваться онлайн-сервисами. Это подтверждает график роста числа онлайн-заказов (исследование рынка eCommerce компании Data Insight, см. рис. 1). В сентябре российский рынок eCommerce превысил те рекордные показатели, которые были достигнуты в мае, на пике режима самоизоляции. Количество онлайн-заказов в сентябре на 5,3% выше августовских показателей, на 2,5% превысило прежний рекорд мая 2020 года. Исследователи делают вывод, что мы имеем долгосрочный положительный эффект для рынка электронной коммерции от весенней самоизоляции. Конечно, это лишь одна из новых привычек, но аналогичный вывод делается и для остальных.

Рост числа онлайн-заказов с января по сентябрь 2020 года. Данные Data Insight.

Рис. 1. Рост числа онлайн-заказов с января по сентябрь 2020 года. Данные Data Insight.

С другой стороны, есть временные последствия пандемии. Например, одно из положительных ее последствий — сокращение загрязнения воздуха, происходит меньше ДТП, потому что люди сидят дома и никуда не ездят. Но очевидно, что это временные явления и после отмены ограничений на передвижение все вернется назад. Так что утверждать, что все последствия будут долгосрочными, как это преподносят технологические оптимисты, как минимум, необоснованно.

* * *

Новый опыт, как считают технологические энтузиасты, сильно изменил как привычки и методы работы сотрудников, так и требования к персоналу со стороны работодателей. И это повлияло на перспективы развития технологий. В следующей части статьи мы поговорим о технологиях, которые получили «волшебный пинок» во время пандемии.

© «УПРАВЛЯЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.